• Авторизация


МУЗЕЙ АКАДЕМИИ ШТИГЛИЦА В ПЕТЕРБУРГЕ часть 1: предыстория 26-06-2025 07:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Академия Штиглица находится на Соляном переулке в Санкт-Петербурге. Из-за богато украшенных фасадов здания, его часто путают с дворцом. Но академия была построена на деньги барона Штиглица и предназначалась она для Училища технического рисования.

1 (700x571, 321Kb)
Академия Штиглица

2 (700x608, 324Kb)
Партикулярная верфь

История участка, на котором стоит здание, уходит корнями в Петровскую эпоху. Прямо напротив Летнего Сада, у берегов Фонтанки, в 1710-ые годы была построена партикулярная верфь, которая предназначалась для постройки гражданских судов. В годы правления Петра I все учились ходить под парусом, тем более, что в Санкт-Петербурге не было постоянных мостов через Неву.

3 (663x700, 465Kb)
Пантелеймоновская церковь

При верфи в 1718 году освятили церковь Святого Пантелеймона, которую позже перестроят в камне по проекту архитектора Ивана Коробова.

Здание самой верфи было похоже на здание Адмиралтейства - в центре здания была башенка с высоким шпилем, которая была увенчана кораблем-флюгером.

Однако близкое нахождение верфи к Летнему саду не особо нравилось публике, которая гуляла в нем. Сооружение гранитных набережных реки Фонтанки предрешило существование верфи. В 1784 году она была упразднена.

Через несколько лет на ее месте был построен каменный амбар для хранения соли. Именно отсюда пошло название - “Соляной городок” и “Соляной переулок”.

Соляные амбары были государственными. Государство было монополистом в продаже соли. Цены на нее были значительно завышены. Что приносили хороший доход казне. Горожане, покупая соль по такой цене уплачивали своеобразный налог. Соль в те времена был натуральным консервантом (предметом первой необходимости).

4 (700x491, 423Kb)
Фасад и главный подъезд выставки

В 1870 году комплекс Соляного городка был переоборудован для проведения Всероссийской мануфактурной выставки. Выставка была разделена на множество отделов, каждый был посвящен достижением какой-то определенной отрасли отечественной науки или техники, а также природным богатствам страны.

5 (700x502, 243Kb)
Сельскохозяйственный музей

После закрытия выставки осенью 1870 года было решено организовать культурно-просветительский центр. Таким образом на территории Соляного городка разместили целый ряд музеев: технический, кустарный, педагогический, лесотехнический и сельскохозяйственный музей. Они проработали до революции 1917 года.

Восточная часть Соляного городка была приобретена бароном Александром Штиглицем под устройство здесь нового учебного заведения.

6 (520x700, 274Kb)
Барон А. Л. Штиглиц на портрете И. Тюрина (1872)

Барон А.Л. Штиглиц происходил из известной семьи коммерсантов и банкиров. Семья Штиглица приехала в Россию из западногерманского княжества Вальдек. До этого там жило несколько поколений представителей этого семейства. Но семья имеет еврейское происхождение. Людвиг Штиглиц - отец Александра Штиглица был приписан к гамбургскому купечеству, но вскоре отправился в Санкт-Петербург. Любим Штиглиц крестился в лютеранство и взял себе имя Людвиг. В России он вступил в купцы первой гильдии и основал собственный банкирский дом.

За оказанную денежную помощь России в ходе войны с Наполеоном Людвиг Штиглиц был возведен в баронское достоинство и стал придворным банкиром, а после возглавил Биржу в Санкт-Петербурге.

Александр Людвигович унаследовал дело отца. Он был придворным банкиром, через него осуществлялись денежные отношения России с иностранными государствами. Кроме того, Штиглиц активно занимался промышленным производством. Он основал крупнейшую в Европе суконную фабрику недалеко от Нарвы, Невскую бумагопрядильную мануфактуру на Синопской набережной, сахарный завод на реке Екатерингофка. Также он занимался железнодорожным строительством и построил железную дорогу между Петербургом и Петергофом, которую в дальнейшем передал в казну.

В 1860 году образовался Государственный банк. Штиглиц был назначен его первым управляющим.

Барон жертвовал огромные деньги на нужды образования. Многие учебные заведения существовали благодаря Александру Штиглицу. В 1876 году было создано Центральное училище технического рисования, которое было предназначено для подготовки художников декоративно-прикладного искусства для ремесел и промышленности.

Училище создавалось по аналогии с Московским Строгановским училищем технического рисования. В середине XIX века с развитием промышленности возникла потребность в массовой подготовке художников, которые бы получали знания не по традиционной схеме “от отца к сыну”, а в специальных учебных заведениях.

Нехватка профессиональных художников сильнее ощущалась в столице, где были сосредоточены разнообразные предприятия, создающие предметы декоративно-прикладного убранства: мебель, светильники, зеркала, драпировочные ткани, обои и так далее.

Здание училища в Соляном переулке было построено на деньги барона А.Л. Штиглица по проекту архитекторов А.И. Кракау и Р. А. Гедике. Училище существовало на проценты с капитала в 1.000.000 рублей, который барон Штиглиц внес Министерству Финансов, а также на пожертвования различных частных лиц.

Учебное заведение было открыто в 1879 году. В Училище принимали лиц без различия на пол и статус (в том числе детей крепостных). Критерием зачисления на учебу была одаренность поступающего и его навыки рисования.

Учебный курс в Училище Штиглица состоял из общеобразовательных и художественных дисциплин. Программы и учебные планы по художественным предметам утверждались Министром Финансов, по общеобразовательным - Министром Народного Просвещения.

7 (700x573, 246Kb)
Центральное училище технического рисования барона Штиглиц

Общеобразовательный курс был рассчитан на четыре года и включал следующие предметы: Закон Божией, русская словесность, начертательная геометрия, теория перспективы, теория теней, всеобщая русская история, история изящных и прикладных искусств, практическая эстетика, основы анатомии, основы химии и иностранный язык по выбору (немецкий или французский).

Обязательные предметы в общем художественном направление были: рисунок карандашом с гипсов и с натуры, рисунок пером, отмывка тушью, акварель, живопись, черчение, съемка или обмеры различных предметов, рисование орнаментов, рисование живых цветов, лепка и проектирование образцов для художественной промышленности.

Поступившие в Училище делились на учеников и вольнослушащих (имели право посещать только один специальный класс и изучать другие предметы по личному выбору).

8 (700x350, 349Kb)
Источник www.ghpa.ru

В 1903 году список специальных классов был таким: ксилография и офорт, майолика, живопись на фарфоре, тиснение кожи, чеканка, рисования образцов для ткацкого и ситценабивного дела, декоративная живопись, лепка, театральные декорации, керамика, резьба по дереву.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Продолжение следует...

Источник

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник МУЗЕЙ АКАДЕМИИ ШТИГЛИЦА В ПЕТЕРБУРГЕ часть 1: предыстория | MOLODA_I - Дневник MOLODA_I | Лента друзей MOLODA_I / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»