Мы продолжаем проект совместно с Институтом Карпинского. В нашей рубрике мы смотрим на Эрмитаж и его экспонаты с точки зрения геологии. Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с аквамарином, а также с выполненной из него лягушкой работы Герда Дрехера.
Цвета морской волны, прозрачный, как застывший лёд и хрупкий на вид – это всё про аквамарин. Кажется, что если прислонить его к уху, то можно услышать шум прибоя и крик чаек. С этим минералом связано много морских легенд, он был желанным амулетом как для правителей, так и для мудрецов. В сегодняшнем выпуске «Эрмитажной геологии» предлагаем познакомиться с аквамарином, а также с выполненной из него лягушкой работы Герда Дрехера.
Родственник изумруда
Аквамарин, Забайкалье, месторождение Шерлова гора
Аквамарин – это разновидность берилла. Минерал обладает красивым голубым стеклянным блеском. В его структуре есть кольца правильной шестиугольной формы, расположенные друг над другом и образующие полые каналы. Если они заполнены жидкостью или газом, камень приобретает белый цвет, а если гидроксидом железа – становится коричневым. Кроме того, в некоторых образцах есть плоские включения в форме снежинок. В аквамаринах также можно обнаружить звёздчатые вкрапления, которые создают эффект астеризма и кошачьего глаза.
Кристаллы аквамарина, Забайкалье, Шерлова гора
Минерал добывают из пегматитов (магматических пород), которые часто находятся в крупнозернистых гранитах. Камень образовался много миллионов лет назад в пластах верхней мантии. При большой температуре на огромной глубине и под воздействием колоссального давления горные породы превращались из одного вида в другой, что в геологии называется процессом метаморфизма. Атомы алюминия встраивались в кристаллическую решётку кремния, образуя алюмосиликаты (или шпат). Затем они захватывали атомы берилла, и шпат превращался в алюмосиликат бериллия, который нам известен как аквамарин.
Голубой берилл, Забайкалье, месторождение Шерлова гора
Его ближайший «родственник» – изумруд, тоже разновидность берилла. Но если там зелёный цвет обусловлен примесями хрома, то цвет аквамарина объясняется наличием ионов железа в кристаллической решётке. Глубокие и нежные голубые тона камня могут варьироваться от почти прозрачных до насыщенных. За счёт примесей нередко заметны даже зеленоватые оттенки. Наиболее ярко окраска проявляется на синем или голубом фоне. Её интенсивность может возрастать после нагревания кристалла выше температуры 400 °C, поэтому минерал часто подвергают термической обработке, чтобы углубить цвет. В ювелирном деле аквамарин оценивается именно по густоте окраски. Под воздействием солнечного света камень может выцветать и утрачивать насыщенный голубой окрас, приобретая оттенок растаявшего ледника. Однако цвет ему можно вернуть, нагрев до 500 °C.
Интересно, что, согласно закону о драгоценных металлах и драгоценных камнях, принятому в нашей стране, аквамарин считается лишь полудрагоценным камнем. Однако мировое геммологическое сообщество относит этот минерал к драгоценным.
Индикатор яда
Название камень получил от латинского aqua – «вода» и marinus – «морской». Этот термин ввёл в обиход бельгийский врач и алхимик Ансельм Боэций де Боот в XVII веке. Также аквамарины были отмечены древнеримским натуралистом Плинием Старшим. Именно он писал о ценных бериллах, которые своим цветом должны напоминать чистую зелень морских вод.
С древних времён аквамарин ассоциировался с морем и путешествиями. Мореплаватели носили этот минерал как талисман. Считалось, что находящийся под влиянием камня человек не страдает от морской болезни, умеет справляться с бушующими волнами и может рассчитывать на благополучное возвращение из самых дальних странствий.
В Древнем Китае минерал был в почёте прежде всего за свою высокую прозрачность. Камни с едва заметным голубым или зелёным оттенком успешно применялись в производстве линз наравне с горным хрусталём. Оптические устройства, такие как очки и увеличительные стёкла, оснащённые линзами из аквамарина, рекомендовались при заболевании глаз.
Аквамарин, Забайкалье, Шерлова гора
В Средние века минерал не был особенно распространён в украшениях. В те времена в камнях ценился в первую очередь яркий цвет. Именно поэтому пользовались популярностью рубины, синие сапфиры и красные гранаты. Любопытно, что аквамарин работал как идентификатор яда в чаше с вином: если напиток отравлен, минерал должен был сразу потемнеть. Также в Средневековье из этого камня делали очки для коррекции близорукости. В наше время немецкое слово, обозначающее очки, – brille – происходит именно от названия минерала берилла.
Наибольшую популярность аквамарин приобрёл в первую половину XX века. Холодная и чистая, как лёд, красота сделала его одним из самых известных материалов в ювелирном искусстве эпохи ар-деко. Вместе с бриллиантами, рубинами, сапфирами и изумрудами, а также чёрным ониксом аквамарин стал настоящим фаворитом ювелиров того времени.
«Самоцветное кумпанство»
Некоторые экземпляры минерала могут достигать поистине огромных размеров. Например, из цельного камня был изготовлен скипетр польского короля Станислава длиной 30 сантиметров, который хранился в Оружейной палате Кремля. В 1921 году, согласно Рижскому договору, экспонат был передан в Польшу. Но даже он не мог сравниться с аквамариновым бюстом Наполеона III, который весил 6 килограммов. Этот шедевр был показан на Всемирной выставке в Париже в 1867 году и произвёл на зрителей грандиозное впечатление. Абсолютным рекордсменом среди необработанных бериллов считается добытый в 1910 году в Бразилии аквамарин весом 110,5 килограммов и длиной 50 сантиметров.
Аквамарин добывают по всему миру. Наиболее значительными являются месторождения в Бразилии: штаты Минас-Жерайс, Баия, Эспириту-Санту. С острова Мадагаскар поступают великолепные образцы, которые отличаются высоким качеством и насыщенными оттенками. Добыча этого камня ведётся также в других странах, например, в США, Танзании, Намибии, ЮАР, Индии и на Шри-Ланке.
В России аквамарин начали добываться в 1699 году. На Урале есть несколько населённых пунктов и железнодорожных станций, которые называются Мурзинка. Однако наиболее известной стала та, что расположена на берегу реки Нейвы в Алапаевском районе Свердловской области. В 1669 году Дмитрий, сын местного рудокопа Михаила Тумашева, привёз в столицу найденные им в окрестностях Мурзинки драгоценные камни. Среди этих минералов был и аквамарин.
Разорванный кристалл аквамарина в скородите, Забайкалье, месторождение Шерлова Гора
Голубой берилл в дымчатом кварце, Алтай, месторождение Тигирецкие Белки
В конце XIX века в том же регионе на Адуйских приисках достигли максимума добычи голубого камня. Горщик Пётр Семенин за год выработал более 30 пудов первоклассного аквамарина на сумму свыше 48 тысяч рублей. Он сразу же организовал артель, которую назвал «Самоцветное кумпанство». Она просуществовала около десяти лет. Позднее регион получил название Мурзинско-Адуйский самоцветный пояс, также он известен как Самоцветная полоса Урала. Это территория, протянувшаяся с юга на север более чем на сто километров вдоль восточного склона Среднего Урала в верховьях рек Нейва, Реж и Адуй. Именно там раньше добывали топазы, турмалины, изумруды, аметисты, горный хрусталь и аквамарин.
Знаменитая династия
Основное применение аквамарина – в ювелирном деле. Он используется в кольцах, серьгах, ожерельях и других украшениях. Камень ценится за чистоту и насыщенность цвета. Хотя он немного уступает в твёрдости рубину и сапфиру, аквамарин всё же прекрасно сохраняет свои свойства даже при ежедневном ношении. В разные эпохи правители государств стремились обладать прозрачным голубым камнем. Например, английская королева Елизавета II любила аквамариновые украшения и владела великолепным набором с крупными бразильскими аквамаринами.
Особое распространение получила резьба по этому минералу. Ещё мастера Античности создавали из аквамарина геммы с изображениями богов, императоров и мифических существ. Такой вид обработки актуален и сегодня.
В Санкт-Петербурге центр камнерезного искусства образовался ещё в XVIII веке. В XIX веке интерес к этому виду творчества угас, однако позже он возродился на рубеже ХІХ–ХХ веков благодаря успеху фирмы Фаберже, мастера которой в том числе создавали резные фигурки из цветного камня. Именно специалисты Фаберже сформировали основные направления и жанры в камнерезном деле – такие как анималистика, флористика и полихромная блокированная скульптура.
Примером анималистики могут служить работы немецких камнерезов Герда и Патрика Дрехеров, мастеров в четвёртом и пятом поколении. В Эрмитаже представлено произведение Герда Дрехера – аквамариновая лягушка, сидящая на камне, выполненная в 1990-х годах.
Любопытно, что прадед Герда, Карл, тоже создал фигурку лягушки. Это был заказ для фирмы Фаберже. До сих пор в семье Дрехеров хранится гипсовая модель, присланная из России.
Династия Дрехеров происходит из из небольшого немецкого города Идар-Оберштайне. С XV века здесь добывали различные драгоценные камни (агат, халцедон, яшму). Именно в Идар-Оберштайне была открыта гильдия камнерезов. Её правила предписывали не допускать в дело пришлых мастеров, а также передавать ремесло камнереза от отца к сыну. Так и сложилось в династии Дрехеров, которой насчитывается уже более 100 лет.
Мастера этой семьи всегда особое внимание уделяли «прочтению» драгоценных камней – оценке структуры и цвета. Герд Дрехер не создаёт свои работы по моделям. Он импровизирует, исходя из особенностей конкретного камня. Именно в результате такого подхода произведения Дрехера отличаются необыкновенно яркой и художественной трактовкой образа животного, благодаря чему оно словно оживает.
Создание одной фигурки занимает в среднем 200–300 часов, а в год их появляется всего 15–20 штук. Каждое произведение искусства Герд Дрехер создаёт с точностью и перфекционизмом. Перед тем, как сделать первый набросок, он скрупулёзно изучает мельчайшие движения, пластику, повадки животного – будущего «героя» ювелирного шедевра. Такой подход он использовал и при создании аквамариновой лягушки.
Сегодня камнерезные произведения династии Дрехеров можно найти в многочисленных частных коллекциях и государственных музеях по всему миру.
Увидеть ту самую аквамариновую лягушку Герда Дрехера можно в Зале памяти Карла Фаберже, на третьем этаже Главного штаба Государственного Эрмитажа. А чтобы поближе познакомиться со свойствами аквамарина, вы можете посетить Геологоразведочный музей Института Карпинского.
Источник