• Авторизация


СТАЛИНСКИЕ РАСПРОДАЖИ: ШЕДЕВРЫ, ПОКИНУВШИЕ ЭРМИТАЖ И НЕ ТОЛЬКО 06-06-2025 10:51 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Зачем пролетариату высокое искусство? Стране нужна техника! «Картин в Эрмитаже не убудет», — считали вожди, приглашая миллионеров-покупателей из-за рубежа. Безумие мрачного времени: когда люди исчезали бесследно, кто пожалеет о картинах? Боттичелли, Рембрандт, ван Эйк, Рафаэль, Тициан, Рубенс — сотни шедевров живописи молодая советская власть променяла на тракторы.

1 (640x435, 237Kb)

По ночам к подъезду Эрмитажа подъезжал воронок, точно такой же как те, в которых увозили людей. Тех, кто его видел, охватывало привычное чувство оцепенения и ужаса. Но на этот раз чёрный автомобиль приезжал не за людьми, а за… картинами. Поутру вместо исчезнувших полотен появлялись таблички «Картина снята для фотографирования» или «Картина на реставрации». Иногда, если картин отсутствовало слишком много, остальные перевешивались так, чтобы не было заметно пустот. Больше этих шедевров никто не видел — бесценные сокровища культуры исчезали из России навсегда.

2 (640x280, 110Kb)
Эрмитаж

Всё началось с идеи «пролетарского» Эрмитажа. Ценные и опытные музейные работники, отдавшие музею десятилетия жизни, «рубились на корню» только лишь за принадлежность к дворянскому роду. Их называли «сором» и «классово неполноценными элементами» и выкидывали из главного музея страны. В итоге не осталось никого, кто бы мог сопротивляться начавшемуся абсурду.

Сегодня то, что происходило тогда, сотрудники Эрмитажа, растерянно разводя руками, называют безумием, «трагедией, катастрофой, бессмысленной и плачевной по своим результатам деятельностью».

3 (640x427, 258Kb)
Сандро Боттичелли. Поклонение волхвов. 1482

Но тогда, в вихре революционных катаклизмов, на фоне рушащихся церквей, гибнущих в огне икон и прочего одурманивающего кощунства, всё казалось естественным и закономерным. Строительство светлого коммунистического будущего требовало денежных вливаний и экономической поддержки. Экономика страны советов пребывала в плачевном состоянии. Голодной стране, нуждавшейся в хлебе, нужны были западные тракторы, экскаваторы и прочая техника. А от «глазения» в музеях на картины сыт не будешь! Так возникла «блестящая» идея распродать чуждое искусство прошлых веков не менее чуждому Западу.

4 (512x400, 223Kb)
Зал Эрмитажа

Эрмитаж: приступим?

Первый, кому пришла в голову «гениальная мысль» о продаже шедевров музейной живописи за рубеж, был не кто иной, как вождь пролетариата, Владимир Ленин. К 1918 году стараниями русских коллекционеров, а также императорской семьи, Россия обладала многочисленными собраниями живописных шедевров. Кроме Екатерины Великой, которая и начала собирать эрмитажную коллекцию, картины для музея приобретали Николай I, Александр I и другие члены императорской семьи, затрачивая на это огромные деньги. Так что Эрмитажу и другим музеям страны было чем порадовать Запад! Ещё в 1920-х годах Ленин писал о том, что предметы искусства нужно легально распродать, причём сделать это необходимо «архибыстро». Эту чрезвычайно «практическую» идею в дальнейшем обеими руками поддержал и товарищ Сталин.

Единственного человека в правительстве, понимавшего кощунственность происходящего — наркома А. В. Луначарского, — никто так и не пожелал услышать.

5 (338x480, 131Kb)
Исаак Израилевич Бродский. Портрет А. В. Луначарского. 1920

Для подобных целей была организована специальная контора под названием «Антиквариат». И через неё за рубеж весьма расторопно «уплыли» самые знаменитые шедевры живописи, начиная Рембрандтом и заканчивая Рубенсом. Сопротивляться подобному «развесёлому» предпринимательству в Эрмитаже было некому. Так началась одна из самых позорных страниц в истории СССР — сталинская распродажа картин 1929 — 1934 годов.

Первый «наводчик»

Основным информатором Запада, давшим достоверную информацию о содержащихся в советской России сокровищах, стал англичанин Мартин Конвей, прибывший в Россию в 1924 году и встреченный с распростёртыми объятиями. В своей книге он отметил, как «любезные» русские возили его по Троице-Сергиевской лавре, знаменитым дворцам, и, конечно, по Эрмитажу, где оставили его на целый день «в полном одиночестве», присмотреться. Предприимчивый англичанин сделал нужную рекламу культурному достоянию советской республики, и вот уже в СССР потянулись первые ласточки (вернее, стервятники): покупатели, привлечённые, словно мотыльки, заманчивым огнём невероятного предложения о распродаже музейных ценностей.

Нефть решает все!

Первым «приобретателем» картин Эрмитажа стал некий Галуст Гюльбенкян — иракский нефтяной магнат. В его коллекцию переместился «Портрет Титуса» Рембрандта, «Купальщицы» Ланкре.

Но даже он, несмотря на очевидную выгоду для себя, осознавал, как любой культурный человек, абсурд происходящего. Ведь подобных прецедентов не знала ни одна страна! «Торгуйте чем хотите, но только не тем, что находится в музейных экспозициях. Продажа того, что составляет национальное достояние, дает основание для серьёзнейшего диагноза», — писал он в письме к Г. Л. Пятакову. «Такие сделки наносят огромный ущерб престижу страны и её культуре» — увы, непоправимое продолжалось.

6 (348x480, 81Kb)
Иракский нефтяной магнат Галуст Гюльбенкян — первый покупатель картин Эрмитажа

В апреле 1929 года Гюльбенкян приобрёл на общую сумму 54 150 фунтов стерлингов:

7 (500x402, 222Kb)

• «Благовещение» Дирка Боутса (54 тысячи фунтов стерлингов, сегодня атрибутируется как работа художника круга Боутса) — единственное (как считалось в те годы) произведение Боутса в Эрмитаже, к тому же находящееся в основной экспозиции;

• две картины Юбера Робера — сцены приведения в порядок Версальского парка, пострадавшего от урагана;

• 24 предмета французского серебра, исполненных крупнейшими французскими мастерами XVIII века по заказам Елизаветы Петровны и Екатерины II;

• стол-секретер эпохи Людовика XVI работы Ж.-А. Ризенера.

Конечно, отдельные деятели культуры пытались сопротивляться. Но руководитель Внешторга Анастас Микоян лишь посмеивался, ведь он — человек подневольный, а указы идут «сверху». И если учитывать надежды на всемирную революцию, то продажу картин можно рассматривать как «заём», и когда-нибудь они обязательно вернутся обратно! Против подобного легкомысленного виража у заступников за отечественную культуру возражений не нашлось, и, ошеломлённые, они остались ни с чем. Может, это произвол чиновников? Писались письма даже самому вождю — товарищу Сталину, и он даже их рассматривал, но так как курс распродаж был им самим и очерчен, то никаких ощутимых результатов это не дало.

«Клиент» № 2

Вторым наиболее известным покупателем музейных картин стал американский финансовый «король» и министр Эндрю Меллон. Позже он будет вспоминать в мемуарах, с каким подобострастием сотрудники Внешторга водили его по музеям, уверяя при этом, что «распродают всё что угодно и из любого музея. И что он волен купить любую картину или вещь на своё усмотрение».

8 (422x480, 66Kb)
Финансовый «король» Америки Эндрю Меллон

Вот Меллон и покупал шедевры живописи воистину за бесценок. В апреле 1931 году Меллон выкупил 21 бесценный шедевр всего за 6 654 053 долларов. Уже через четыре года эти картины оценили в восемь раз дороже. А после войны они стоили просто немыслимые деньги — сто миллионов долларов. Меллон мог бы стать крупным миллионером, просто перепродав купленные в Союзе полотна.

9 (368x480, 161Kb)
Рафаэль Санти. Святой Георгий и Дракон. 1506

10 (403x480, 147Kb)
Тициан Вечеллио. Венера перед зеркалом. 1555

При этом любопытно, что эти варварские распродажи картин хранили в глубокой тайне. И ответы на прямые вопросы советским дипломатам за рубежом были однозначны: нет, никаких картин на продажу! Ладно бы «индивидуальные закупки», но аукционные торги скрыть было уже невозможно, и продажа картин превращалась в «секрет Полишинеля». На нескольких распродажах в Берлине и Лейпциге было продано за бесценок 256 шедевров мировой живописи. Среди них — полотна Рубенса, Рембрандта, Фальконе, Кранаха Старшего.

Картины Эрмитажа: проданные эпохи

На примере Эрмитажа подведём итоги: от каких же картин «избавилась» страна во время сталинских распродаж. Из фондов музея на продажу были выставлены 2880 картин, из них 48 шедевров навсегда покинули страну. Это были полотна Яна ван Эйка, Рембрандта, Рафаэля, Тициана. Частично была распродана коллекция фламандской и нидерландской живописи, и другие коллекции, пожертвованные музею в прошлом самыми известными коллекционерами страны. К примеру, Меллону было продано «Благовещение» ван Эйка и рафаэлевская «Мадонна Альба».

11 (183x480, 96Kb)
Ян ван Эйк. Благовещение. 1436 (продано Меллону за 502 899 долл. США; сейчас в Национальной галерее искусства, Вашингтон)

На аукционах были проданы «Портрет старика» Рембрандта, «Портрет старика» ван Клеве, «Святой Иероним» и «Мадонна с младенцем» Тициана, полотна Кантарини, Берне, Каналетто, Морони. Навсегда исчезли из Эрмитажа «Вознесение Марии» Рубенса, «Тайная вечеря» Ван Дейка, «Избиение младенцев» Джорджоне и ещё множество полотен — бывшая гордость страны и ее культурное достояние.

12 (370x480, 59Kb)
Йоса ван Клеве. Портрет старика. 1552

13 (316x480, 138Kb)
Питер Пауль Рубенс. Вознесение Марии. 1618

Кто принял эстафету?

Половина из столь легко отданных Советским Союзом картин сейчас оказалась в национальных музеях Америки. Так, в Филадельфийском Музее Искусств теперь можно полюбоваться на «Рождение Венеры» Николы Пуссена. Изначально картина была подарена Эрмитажу Екатериной II, и то, что она была куплена в России, в музее никто не скрывает — об этом даже можно прочесть в комментариях под картиной. В Нью-йоркском Метрополитене заняли своё почётное место три эрмитажевских картины — «Распятие» и «Страшный суд» Яна Ван Эйка и «Лютнист» А. Ватто. В коллекцию Гульбенкяна перекочевал 51 один (!) предмет искусства из Эрмитажа, включая живопись. Далее он распродал их по музеям и частным коллекциям, а большинство полотен можно увидеть в лиссабонском Музее Фонда Гульбенкяна.

Коллекция Меллона, который купил в СССР 21 картину, находится сейчас в Национальной Галерее Искусств США. Там сейчас пребывает «Мадонна Альба» и «Георгий Победоносец» Рафаэля, «Поклонение Волхвов» Ботичелли, этюд к портрету Папы Иннокентия X Веласкеса.

Краткий список проданных шедевров:

14 (375x480, 70Kb)
Рембрандт Харменс ван Рейн, «Портрет Титуса» (куплен Гюльбенкяном, сейчас хранится в Лувре как работа, приписываемая Рембрандту)

15 (368x480, 170Kb)
Жан-Антуан Ватто. «Лютнист (Меццетен)». (куплен Гюльбенкяном, в 1934 году перепродан Метрополитен-музею)

16 (326x480, 146Kb)
Ван Дейк, «Портрет Сюзанны Фоурмен с дочерью» (куплен Меллоном, сейчас в Национальной галерее искусства, Вашингтон)

17 (383x480, 139Kb)
Ван Дейк, «Портрет Филиппа, лорда Уортона» (куплен Меллоном за 250 тысяч фунтов стерлингов, сейчас в Национальной галерее искусства, Вашингтон)

18 (367x480, 85Kb)
Рембрандт, «Афина Паллада» (ныне авторство Рембрандта ставится под сомнение; находится в музее Гюльбенкяна, Лиссабон)

19 (319x390, 73Kb)
Герард Терборх, «Урок музыки» (сейчас в музее Толидо, США)

20 (212x480, 85Kb)
Питер Пауль Рубенс, «Портрет Елены Фоурмен» — 55 тыс. фунтов (сейчас в музее Гюльбенкяна, Лиссабон)

21 (378x480, 152Kb)
Ван Дейк. «Портрет Изабеллы Брандт» (продан Меллону за 223 000 долл. США; сейчас в Национальной галерее искусства, Вашингтон)

22 (418x480, 70Kb)
Рембрандт Харменс ван Рейн, «Портрет старика» (продан Гюльбенкяну за 30 000 фунтов — последняя его покупка; сейчас в музее Гюльбенкяна, Лиссабон)

23 (397x480, 145Kb)
Адриен Ханнеман, «Портрет Генри, герцога Глостерского» (куплен Меллоном как работа Ван Дейка; сейчас в Национальной галерее искусства, Вашингтон)

24 (373x480, 215Kb)
Паоло Кальяри, более известный как Веронезе, «Обнаружение Моисея» (куплен Меллоном; сейчас в Национальной галерее искусства, Вашингтон)

25 (441x480, 105Kb)
Рембрандт Харменс ван Рейн, «Иосиф, обвиняемый женой Потифара» (куплен Меллоном; сейчас атрибутируется как работа мастерской, находится в Национальной галерее искусства, Вашингтон)

26 (392x480, 98Kb)
Франс Халс, «Портрет молодого человека»

27 (410x480, 112Kb)
Рембрандт Харменс ван Рейн, «Девочка с метёлкой» (сейчас атрибутируется как работа мастерской, предположительно Карела Фабрициуса)

28 (323x480, 116Kb)
Рембрандт Харменс ван Рейн, «Портрет польского дворянина»

29 (397x480, 99Kb)
Веласкес, «Портрет папы Иннокентия X» (сейчас атрибутируется как работа неизвестного художника круга Веласкеса)

30 (384x480, 131Kb)
Франс Халс, «Портрет чиновника (офицера)»

31 (403x480, 107Kb)
Рембрандт Харменс ван Рейн, «Женщина с гвоздикой» (сейчас атрибутируется как работа мастерской)

32 (385x480, 132Kb)
Жан Батист Симеон Шарден, (все куплены Меллоном, сейчас находятся в Национальной галерее искусства, Вашингтон)

33 (362x480, 96Kb)
Рембрандт Харменс ван Рейн, «Портрет турка» (сейчас атрибутируется как работа мастерской)

34 (353x480, 74Kb)
Ван Дейк, «Портрет фламандской дамы»

35 (582x480, 278Kb)
Перуджино, «Распятие со Св. Марией, Иоанном, Иеронимом и Магдалиной»

36 (461x480, 147Kb)
Рафаэль, «Мадонна Альба» (1 166 400 долл. США), (все куплены Меллоном, сейчас находятся в Национальной галерее искусства, Вашингтон)

Май 1931 года: последний аукцион Лепке, оказавшийся провальным. «Святое семейство» Андреа дель Сарто, «Портрет Триеста» Антониса Ван Дейка, «Портрет Воронцовой с дочерью» Джорджа Ромни, «Аллегория Вечности» Рубенса проданы всего за 613 326 долл. США.

37 (384x480, 133Kb)
Ван Дейк, «Портрет Триеста»

38 (230x480, 117Kb)
Питер Пауль Рубенс, «Аллегория Вечности»

Возвращены в Эрмитаж «Портрет Николаса Рококса» и «Портрет Балтазарины Ван Линник» кисти Ван Дейка, Рембрандт «Христос и самаритянка у колодца», холсты Пуссена, Буше, Лоррена, Виже-Лебрен, Берне, Робера, Грёза, Беллини.

• Из дублетного фонда отдела нумизматики Эрмитажа выделено 347 золотых и 17 платиновых монет, кираса и шлем, полный комплект рыцарских доспехов работы немецких оружейников XVI века, полторы сотни гравюр и большая партия не представлявшего ценности для музея фарфора (парадные сервизы «Парижский», «Орловский», «Салтыковский»), картины Ю. Робера, А. Ватто. Ж. Б. Грёза, Л. Лагрене, Ф. Лемуана, Ж. Лоррена, Ф. Ван Мириса, Г. Беркхейде, А. Ван Остаде, Г. Ван Хонхорста, М. Ван Хемскерка, а также иных известных и малоизвестных живописцев XVII—XVIII веков.

После постановления Политбюро:

39 (640x446, 298Kb)
Тьеполо, «Пир Клеопатры» — продан Нёдлером и Кольнаги, теперь в Национальной галерее Виктории в Мельбурне (Австралия)

40 (619x480, 302Kb)
Пуссен, «Триумф Амфитриты» — продан Художественному музею Филадельфии (США)

Ван Эйк, «Распятие» и «Страшный суд» (диптих) — продан нью-йоркскому Метрополитен-музею (больше работ ван Эйка в Эрмитаже не осталось)

41 (163x480, 92Kb)
Ван Эйк, «Распятие»

42 (159x480, 100Kb)
Ван Эйк, «Страшный суд»

43 (406x480, 88Kb)
Рембрандт Харменс ван Рейн, «Портрет Титуса в костюме монаха» (из национализированной коллекции Строгановского дворца) и «Отречение Петра» — проданы Городскому музею Амстердама (Нидерланды),

44 (524x480, 158Kb)
Рембрандт Харменс ван Рейн, «Отречение Петра»

45 (403x480, 83Kb)
Антонио Моро, парные портреты сэра Томаса Грешема и Энн Фернли, жены сэра Томаса Грешема

46 (328x480, 135Kb)
Ханс Бургкмайр, парные портреты Ханса Шелленбергера и Барбары Шелленбергер — проданы музею Вальрафа-Рихартца в Кёльне (Германия)

Перечислять можно было бы ещё долго. И, что вовсе парадоксально и невероятно обидно, доход от продажи этих картин был настолько мизерным (не более 1% от валового дохода страны), что фактически не повлиял на развитие экономики. А вот ущерб международной репутации и культуре страны нанёс невосполнимый.

Источник

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СТАЛИНСКИЕ РАСПРОДАЖИ: ШЕДЕВРЫ, ПОКИНУВШИЕ ЭРМИТАЖ И НЕ ТОЛЬКО | MOLODA_I - Дневник MOLODA_I | Лента друзей MOLODA_I / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»