В эстетических экспедициях за «открыточными» видами Петербурга не обходится без прогулок вдоль реки Мойки. И есть среди прочих сооружений её набережной совершенно уникальные. Вот Почтамтский мост: уже ровно два столетия он украшает Петербург, соединяя берега 2-ого Адмиралтейского и Казанского островов.
Примечателен он тем, что это подвесной пешеходный мост. Вы даже можете ощутить «эффект гуляния», переходя через него. Но самое главное, Почтамтский – единственный из ему подобных мостов (а было их всего шесть) подвесной не декоративно, а технически. К слову, в специальной литературе используют понятие висячий мост. После многочисленных перестроек и ремонтов его воссоздали уже в начале нашего века таким, каким он был знаком своим современникам.
За крупными инженерными новшествами в столице тогда стояла фигура герцога Александра Вюртембергского, начальника Главного управления путей сообщения. Работы начались в 1823 году – и через одиннадцать месяцев, ещё до полного их окончания, без всякого торжественного открытия, горожане начали ежедневно переправляться по нему.
Новый металлический мост на этом участке Мойки заменил старую деревянную переправу. Одновременно с ним возводились родственные ему Пантелеймоновский мост (его собрали за небывалый срок в 18 дней) и Египетский. А сам он какое-то время именовался Малым цепным мостом через Мойку, Цепным пешеходным, Прачечным – по Прачечному переулку. Почтамтским он стал с 1851, уже по находящемуся неподалёку Главпочтамту.
Внедрением новых конструкций висячего типа занимался Вильгельм Треттер, немецкий инженер-мостостроитель, прибывший в Россию в 1814. К тому времени уже было понятно, как металл работает на растяжение, но подобных проектов в мире было совсем немного. Висячие мосты, конечно, строили с древности, но то лианы и дерево. А первый висячий металлический мост сумели возвести в Америке только к концу восемнадцатого века. В Российской империи энтузиастом, спешившим испытать прогрессивные технологии, был А.Л. Витберг. С такими предложениями он выступал в 1809 году. Но время для реализации идей пришло позже и реализовывались они уже под руководством других людей.
В качестве экспериментального первого подвесного пешеходного моста выступил Цепной мост в парке Екатерингоф (инженер П.П. Базен). До наших дней он не сохранился.
Цепной мост в парке Екатерингоф
Но вот что писал чиновник Департамента духовных дел и иностранных вероисповеданий Б.М. Федоров: «Я приближаюсь к чудесному мостику, устроенному только для пешеходов чрез канал, идущий к дворцу. Без всякой арки, не поддерживаемый ничем снизу, он висит на одних цепях, обделанных с легкостию из чугуна, прикрепленных к четырем столбам. Когда проходишь, то мост дрожит под ногами, и цепи звенят. При входе на мост, с двух сторон сделаны в виде трех арок фигурныя ворота» … «Когда мост сей, равно и другой на дачу Мольво, сделанный на чугунных арках, в виде пробного моста, покажет, что чугун может выдержать все перемены воздуха, то казна приобретет выгоды несколько миллионов – по устроению мостов по Московской и другим дорогам, которое будет обходиться несравненно дешевле».
Так началось строительство серии висячих мостов в Петербурге.
Возвращаясь к Почтамтскому мосту: он воздился под руководством Вильгельма Треттера при участии архитектора В.А. Христиановича. Чугунные и металлические части были отлиты на Матисовом острове, на металлургическом заводе Чарльза Берга. Это первый в тяжёлой промышленности Петербурга частный завод. Производство начиналось в 1792 году с утюгов и каминов. Позже завод участвовал в строительстве пароходов и занялся художественным литьем. Хорошо знакомый нам архитектурный декор Петербурга изготавливался на заводе Берга: барельефы Александровской колонны, решётки Инженерного замка, конструктивные элементы Исаакиевского собора и многое другое.
В отличие от Банковского моста и Львиного мостика, где в скульптурах замаскированы механизмы, удерживающие мост, у Почтамтского всё на виду. Он представляет собой однопролетный мост. Его опоры – одно целое со стенками набережных. Для крепления цепей возведены чугунные обелиски с веерообразными секторами, увенчанные позолоченными шарами.
Почтамтский мост благополучно переживал непогоду и даже наводнения, но со временем обнаружились дефекты в конструкции. Мост сильно раскачивался, когда по нему ходили. Три из четырёх пилонов сильно накренились к реке. В какой-то момент даже установили подобие турникетов для регулирования движения. Чугунную кованную решётку заменили на более легкую в стиле модерн в 1902 году. Но это не спасало от усугубления деформационных процессов. А после обрушения Египетского моста в 1905 году решено было радикальным образом укрепить подвесные мосты, и Почтамтский в том числе. Под ними установили серьёзные опоры. Таким образом, цепи уже выполняли исключительно декоративную роль – и мосты перестали быть висячими.
Статус подлинного висячего моста Почтамтский вернул после восстановительных работ в 1981-1983, проводимых «Ленгипроинжпроектом» под руководством Б.Э. Дворкина и Р.Р. Шипова. Были привлечены лучшие ленинградские специалисты.
В 2002 году обнаружилось разрушение звена цепи. Ситуацию связали с перепадами температур. Однако замечены были также следы протекторов на пешеходном мосту, свидетельствующие о возможной зловредной попытке проехать по нему на автомобиле. Последовал капитальный ремонт. Тогда переложили гранитные плиты на подходах к мосту, отреставрировали ограждения и пилоны, заменили звенья цепи на те, что толще в 1,5 раза. И восстанавливали мост в том самом историческом виде, в котором он задумывался.
Спасибо за внимание!
Автор статьи: Анастасия Сугоняко, специалист в области прикладной культурологии и экскурсовод по Санкт-Петербургу.
Источник