Исаакиевский собор – выдающийся памятник русской архитектуры XIX века и одно из величайших в мире купольных сооружений, уступающее по размерам только соборам св. Петра в Риме, св. Павла в Лондоне и Санта-Мария-дель Фиоре во Флоренции.
Исаакиевский собор – одна из доминант Санкт-Петербурга и второе по высоте здание после Петропавловского собора. Его монументальный и величественный образ создает неповторимый акцент в городском силуэте и служит такой же визитной карточкой северной столицы, как шпиль собора Петропавловской крепости и золотой кораблик Адмиралтейства.
Храм св. Исаакия Далматского принадлежит к числу самых больших, сложных и интересных сооружений, завершивших развитие классицизма – архитектурного стиля, господствовавшего в России во второй половине XVIII – начале XIX веков.
Время проектирования собора совпало с расцветом русского классицизма, для которого были характерны монументальность, величие, строгость пропорций. Архитекторы зачастую обращались к традициям античности, использовали мотивы Древней Греции и Рима, итальянского Возрождения.
Однако к середине XIX века наблюдается постепенный упадок этого стиля, проявившийся в нарушении его чистоты и отказе от сохранения единства и цельности архитектурно-художественного образа, излишней декоративности, не связанной с конструктивными особенностями зданий.
Эти черты обозначили начало эклектического направления в архитектуре, по времени совпавшего со строительством Исаакиевского собора. Поэтому в отдельных деталях его фасадов (и особенно в интерьере) появляются черты эклектики.
Внутри Исаакиевский собор похож на изящную малахитовую шкатулку. При строительстве и в его отделке было использовано огромное количество видов камня. Мрамор различных оттенков добывали по всей России, а также закупали за границей.
Тивдийский розовый, сиенский желтый, красный из Франции. Из российских каменоломен привозили белый, темно-красный, лимонный. В убранстве использовали также яшму, шокшинский порфир, бадахшанский лазурит, уральский малахит. Франция, Италия, Афганистан, Карелия – вот лишь неполный перечень мест, откуда завозили самоцветы.
На украшение храма ушло свыше 400 кг золота и более тысячи тонн бронзы.
Внутренняя планировка Исаакиевского собора характерна для православных культовых сооружений XVIII века. Интерьер площадью более 4 000 кв. м двумя рядами пилонов разделен на три нефа.
В главном куполе, опирающемся на четыре массивных пилона, высота достигает 69 м, высота боковых нефов – 28 м. Входом в храм служат три большие двери с южной, северной и западной сторон здания.
В восточной части мы можем увидеть главный алтарь и иконостас, возвышающийся в уровень со сводами, подобно алтарным преградам древнерусских храмов.
Стройный коринфский портик иконостаса из малахитовых колонн поддерживает аттик, членения которого продолжают вертикальную направленность колонн и подчеркивают строгость его архитектуры.
Перед иконостасом – солея, огражденная беломраморной балюстрадой с золочеными балясинами.
Центральную арку украшают две лазуритовые колонны и Царские врата, за которыми находится главный алтарь св. Исаакия Далматского.
Прорезая главный иконостас, боковые арки открывают для обозрения боковые приделы с малыми иконостасами. Левый неф ведет в придел св. Александра Невского, правый – в придел св. Екатерины.
За Царскими вратами главного престола можно увидеть витраж, на котором изображено Воскресение Христа.
Такие изображения не были в традиции православных церквей, однако идею поддержали представители Синода, которые ревностно следили за ходом строительства и за соблюдением церковных канонов. После Исаакия размещать витражи стали во многих храмах.
Созданием этой работы руководил немецкий художник Генрих Мария фон Хесс. Площадь витража равно 28,5 квадратных метров.
К оформлению внутреннего убранства храма были привлечены двадцать два известных художника того времени: Шебуев, Брюллов, Бруни, Басин, Плюшар и многие другие.
В храме работает музей, в котором можно увидеть коллекцию религиозно-исторической живописи 1840-1850 годов. В нее входят 103 стенные росписи и 52 картины, выполненные на холсте.
Главный купол храма привлекает особое внимание публики. Его свод украшает роспись Брюллова "Богоматерь во славе", где изображена Богородица в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и святых покровителей царской семьи.
К сожалению, художнику не удалось закончить работу в связи с ухудшением здоровья. Фон и фигуры апостолов по его картонам завершил другой живописец – Басин.
Барабан купола украшают фигуры двенадцати ангелов, которые взирают с высоты на пришедших в храм людей. Венцом композиции является посеребренная фигура голубя, парящего на 80-метровой высоте. Полутораметровая птица является символом Святого духа.
Освящение собора прошло как государственный праздник: на нем присутствовал Александр II , а длилось мероприятие около семи часов. Вокруг собора располагались зрительские места, билеты на которые стоили немалых денег: от 25 до 100 рублей.
Предприимчивые горожане даже сдавали квартиры с видом на Исаакиевский собор, откуда можно было наблюдать за церемонией.
Несмотря на то, что желающих посетить мероприятие было немало, многие из них не оценили Исаакиевский собор, и первое время из-за своих пропорций храм носил прозвище «Чернильница».
По легенде, архитектор Монферран не торопился завершать строительные работы. Ему нагадали смерть, как только закончится стройка. Мрачное предсказание сбылось.
Архитектору стало плохо во время освящения собора, а через месяц он скончался.
Отделка Исаакиевского собора после завершения строительства велась долго. Согласно одной из легенд, ходило пророчество, что, как только леса будут сняты, падёт династия Романовых.
Леса были демонтированы в конце 1916 года, а вскоре произошла революция и император отрёкся от престола.
Спасибо за внимание!
Источник