ЖИВОПИСЕЦ ЗОЛОТОГО ВЕКА НАТЮРМОРТА ISAAC SOREAU (GERMAN/FLEMISH, 1604-?) И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖАНРА ГОЛЛАНДСКОГО НАТЮРМОРТА17-02-2018 15:29к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Живописец Золотого века натюрморта Isaac Soreau (German/Flemish, 1604-?) и Возникновение жанра голландского натюрморта.
[показать]
Исаак Соро/Isaak Soreau (Франкфурт, 1604 - Франкфурт, около 1650) был немецко-фламандский художник эпохи барокко, Золотого века натюрморта.
Родился в семье художника Данииэля Соро (Daniel Soreau, ум в 1619 в Ханау) и его жены Иоганны Флеминг. Вместе с братом-близнецом Питером Соро (Peter Soreau, 1604–ок. 1672) учились мастерству у своего отца, а после его смерти у Себастьяна Штоскопфа (Sebastian Stoskopff). Соро уделял внимание мельчайшим деталям в своей работе, часто включая насекомых, окрашенных с точностью в масле на коппе. Многие картины Исаака демонстрируют глубокое влияние мастера Антверпена Якова ван Халсдонка (1582-1647). Isaac Soreau работал в 1620 – 1638 в Ханау-на-Майне.
Многие работы художника были проданы на аукционах, в том числе картина слева "Гроздья винограда и виноградных листьев на оловянной тарелке, тюльпаны в стакане, земляника в чаше барселя Ванли-краак, сливы, вишня, муха, бабочка и стрекоза на деревянном уступе", проданная в 1998 году в Christie's Old Master Pictures 'за 961 124 долларов. Было много статей об Исааке Соро, в том числе «Christie's, Artcurial Hold Old-Master Sales for Paris Tableau Week», написанном Натали Мандель для современных художников в 2015 году.
Натюрморт (фр. nature morte — «мёртвая природа») – это тот редкий жанр живописи, где изображенные вещи, находясь в тесном взаимодействии между собой, вступают в «общение» и с нами, зрителями.
Мы с удовольствием рассматриваем в музеях натюрморты старых мастеров, хотя живое и естественное в природе, становится в них чаще всего вещью, неодушевленным или мертвым предметом. Искусство натюрморта учит нас видеть, любить и понимать мир, воспринимая его непреходящую ценность.
В натюрмортах художники не изображают вещи «с натуры», а предварительно подбирают и выстраивают их в соответствии со смысловой и художественной задачей.
Итак, чтобы стать объектом натюрморта, плоды и фрукты должны быть сорваны, цветы – срезаны.
Таким образом, объекты превращаются в символы, а сами картины содержат в себе некие сообщения, тайнопись, значения которых особенно у старых мастеров отличаются большим разнообразием.
Долгое время натюрморт имел лишь вспомогательные значение, украшая картины других жанров, или имел утилитарную прикладную функцию, например, в качестве украшения ширм, створок шкафов или для маскировки ниш.
«Золотым» веком натюрморта стал XVII век, когда он окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи, особенно в творчестве голландских и фламандских художников. Тогда же для обозначения натюрмортов появился термин - «тихая, застывшая жизнь» (голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still-life). Голландский натюрморт, показавший мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью - уникальное культурное явление, оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи.
Тогда в Голландии работали сотни мастеров этого жанра. Различные регионы страны специализировались на определенных видах натюрморта: Харлем - «завтраки»; Утрехт - цветочные букеты; Гаага - рыбные натюрморты; университетский Лейден - натюрморты о бренности жизни; Антверпен - декоративные полотна с цветочными и фруктовыми гирляндами.
Эстетика натюрмортов оказалась приятной как для голландцев, так и для иностранцев, приобретавших с удовольствием эти картины для украшения своих жилищ.
Словно на витрине, художник расставляет перед нами кухонную утварь, цветы, фрукты, предметы быта, заморские диковинки, желая через их красоту рассказать о благосостоянии своей родины, и, казалось бы, все в них просто и понятно.
Однако так уж ли они просты, и правильно ли мы понимаем натюрморты, особенно старинные?
Можно ограничиться впечатлением от созерцания изображений: любоваться мастерством живописца, яркостью красок, особенностями передачи фактуры, в то время, как натюрморты часто несут в себе важное скрытое значение. При этом изображения предметов, в большинстве случаев знакомых, наделяются дополнительным символическим значением.
Секрет «чтения» натюрмортов заключается в расшифровке сложной системы символов и знаков, свойственных эпохе, и использовавшихся старыми мастерами.
Зрителю предлагается некая интеллектуальная игра - отталкиваясь от реальностей натюрморта, выйти на путь сложных ассоциаций. Это значит, что для зрителей, не знакомых с традициями той эпохи «многослойность» натюрмортов часто не доступна. Однако любые интеллектуальные игры при «чтении» натюрмортов не должны затмевать изумительной красоты полотен и восхищения мастерством художников.
Возникновение жанра голландского натюрморта необходимо рассматривать в контексте кальвинизма (направления протестантизма), как духовного движения, наиболее характерного для Голландии. Картины из церквей удалялись, ибо считалось, что искусство не касается существа веры, и протестантская служба не нуждается в чувственном обрамлении - она более для слуха, чем для глаза. Искусству оставлялась лишь задача укрепление морали.
Это ускорило развитие светских тенденций в искусстве, и картины стали переселяться в дома бюргеров. Это поощряло обращение голландских художников к жанру натюрморта.
Первые «stilleven» были сюжетно просты, изображение в них выстраивалось торжественно
и чинно: хлеб, бокал вина, рыба - символы Христа, нож - символ жертвы, лимон - символ неутоленной жажды; орехи в скорлупе - душа, скованная грехом; яблоко напоминает о грехопадении и так далее.
Постепенно сформировался классический натюрморт с его излюбленными сюжетами: цветы, кухонная и бытовая утварь, атрибуты искусства, книги, овощи и фрукты, дары моря и охотничьи трофеи. Все это множество вещей имело тайный подтекст, указывая на человеческие добродетели и грехи.
Часто встречались символы, напоминавшие о бренности человеческой жизни:
череп - напоминание о неизбежности смерти; гнилые фрукты - символ старения;
зрелые плоды - плодородие; ростки зерна, ветви плюща - символы возрождения и круговорота жизни; горящая свеча - символ человеческой души, её затухание символизирует уход; курительная трубка - символ быстротечных наслаждений; зеркала и стеклянные шары - символы тщеславия; бутылка - символ греха пьянства.
Кубки, игральные карты или кости - знак поиска удовольствий и грешной жизни.
Пустой стакан, противопоставленный полному, символизировал смерть. Золотые и серебряные вещи напоминают о недолговечности роскоши. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор - чистоту. Песочные и механические часы — быстротечность времени. Книги и географические карты, писчее перо, глобус - символы наук. Оружие и доспехи - символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу. Ключи символизируют сокрытие чего-либо, а с другой стороны - это доступ к сокрытому.
Часто в натюрмортах изображали насекомых, птиц и зверей. Мухи и пауки, например, считались символами скупости и зла, а ящерицы и змеи - символами коварства. Раки или омары олицетворяли превратность судьбы или мудрость.
В цветочном натюрморте символика еще более многозначна. Букет в вазах уподоблен человеческой жизни, а увядшие цветы и осыпавшиеся лепестки - знаки бренности. Символы скромности и чистоты - ландыши, фиалки, незабудки. Цветы часто изображали в окружении бабочек, символизирующих бессмертную душу.
ландыши, фиалки, незабудки в окружении роз, гвоздик, анемонов -символы скромности и чистоты;
крупный цветок в центре композиции - «венец добродетели»;
осыпавшиеся лепестки возле вазы – знаки бренности;
увядший цветок - намек на исчезновение чувства;
ирисы - знак Богородицы;
белые розы – платоническая любовь и символ чистоты;
красные розы – символ страстной любви и символ Богородицы;
красные цветы – символ искупительной жертвы Христа;
белая лилия не только прекрасный цветок, но и символ непорочности Девы Марии;
голубые и синие цветы – напоминание о небесной лазури;
чертополох - символ зла;
гвоздика - символ пролитой крови Христа;
мак - аллегория сна, забвения, символ одного из смертных грехов - лености;
анемон – помощь в болезни;
тюльпаны - символом быстро уходящей красоты, разведение этих цветов считалось одним из самых суетных и тщетных занятий; тюльпан также символизировал любовь, сочувствие, взаимопонимание;
белый тюльпан – ложная любовь,
красный тюльпан – страстная любовь (в Европе и Америке тюльпан ассоциируется с весной, светом, жизнью, красками и считается уютным приветливым цветком, в Иране, Турции и других странах Востока тюльпан связан с чувством любви и эротикой).
Гнилые фрукты — символ старения.
Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние.
Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком.
Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.
Мир голландского натюрморта совершенно особый! Все эти цветы и фрукты так иллюзорно выписаны, эти работы всегда популярны. Когда-то я копировала несколько голландских натюрмортов, "корпела", что называется, над всей этой реалистичностью фруктов и бликов. Замечательная подборка работ! Очень интересно! Большое спасибо!
Ответ на комментарий Chen_Boy #
Да, мне тоже очень понравилось, спасибо еще раз автору поста.)
Света, а Ваши работы пока не думали на Лиру выставлять? Хотела еще ранее спросить, так и думала, что Вы художник...) Про себя скажу, что хочется что-то рисовать, но нет никаких способностей, просто жду, может, что-то и проявится, для себя, конечно...)
Ответ на комментарий Anabelle21 #
Вот, не знаю, это сложно. Я "сапожник без сапог" у меня всё покупают, мне особо нечего показывать, работаю обычно на заказ и как-то не этично показывать вещи, которые будут принадлежать другим, пусть владельцы решают показывать или нет. Но кое-что есть, конечно,может когда - нибудь и поделюсь с друзьями.