Первые культовые сооружения появились в этом районе ещё в третьем тысячелетии до нашей эры, с 884 г. до н. э. здесь стали проводиться олимпиады в честь верховного божества.
Своего расцвета Олимпия достигла к V веку до н. э. К этому времени победой греков закончились персидские войны и необычайно возрос интерес к проведению Олимпийских игр. Благодаря строительству нового храма в честь Зевса, эта область древней Греции стала общеэллинским религиозным центром, который привлекал к себе множество паломников.
Несмотря на то что впоследствии храм Зевса был полностью разрушен, осталось описание древнегреческого историка Павсания и достаточно большое количество фрагментов. Работы археологов и учёных-историков по их изучению, позволили реконструировать внешний вид строения с большой степенью точности.
С наступлением периода афинской демократии храм так и оставался незавершенным. В то время греки считали, что строительство такого грандиозного сооружения было актом высокомерия. Фемистокл – великий греческий полководец и государственный деятель периода Греко-персидских войн 500—449 г до нашей эры, даже использовал его части для строительства оборонительных стен, связавших Афины с Пиреем. Раскопанный участок одной из стен можно увидеть рядом с храмом.
В 84 году до нашей эры римский диктатор Сулла, любивший увозить в Рим всё, что ему приглянется, снял с колонн Зевса несколько роскошных резных капителей и употребил их для строительства храма его римского аналога — Юпитера Капитолийского И только во втором веке нашей эры строительство храма было, наконец, завершено римским императором Адрианом. Император был большим почитателем греческой культуры и даже, вопреки тогдашней римской моде, отпустил бороду. Произошло это уже во втором веке нашей эры со 129 по 131 годы.
Фронтоны украшали многофигурные скульптурные композиции, а вход во внутреннее святилище – целлу, скрытый за внешними колоннами фасадов, украшал фриз с метопами, посвящёнными подвигам Геракла
Греки считали несчастными тех, кто ни разу не видел эту статую Зевса. Рассказывают, что когда Калигула пожелал перенести статую Зевса к себе в Рим, то статуя расхохоталась, и рабочие в ужасе разбежались. Рядом со статуей Зевса возвышалась статуя императора Адриана, также сделанная из золота и слоновой кости. К сожалению, ни статуя Зевса ни статуя Адриана, до наших дней статуя не сохранилась
Скульптура сидевшего на троне божества имела не меньше 15 метров в высоту и вызывала у каждого, кто её видел, чувство благоговения перед его могуществом.
Остатки храма обнаружили в 1875 году, а в 1950 была найдена мастерская Фидия, построенная по образу самого храма, где великий мастер и создавал свой шедевр.
Основа статуи Зевса Олимпийского была выполнена из дерева и покрыта пластинами из полированной слоновой кости, одежда из золота, а драгоценные камни служили глазами.
В правой руке он держал изваяние Ники, высотой в человеческий рост, а в левой – золотой скипетр с сидящим на нём орлом.
Считается, что на создание этого великого творения потребовалось 200 кг золота.
По данным реконструкции подлокотники трона и правая ладонь Зевса находилась на уровне капителей первого яруса колонн. Если бы Зевсу пришлось встать в полный рост, то он головой пробил бы потолок храма.
Согласно описаниям античных авторов, Зевс был изображён Фидием понимающим, способным ободрить в трудную минуту, богом, что противоречило существовавшей традиции изображать Зевса в образе громовержца.
Считалось, что каждый эллин обязан один раз в жизни увидеть эту скульптуру, чтобы не считать свою жизнь прожитой зря. О судьбе великого изваяния известно не так много. Одни источники считают, что согласно эдикту Теодориха, повелевавшего разрушить все свидетельства языческой веры, статуя Фидия Зевс Олимпийский в 394 г. н. э. была уничтожена вместе с храмом.
Другие сообщают, что до 475 г. н. э. скульптура была выставлена в одном из дворцов Константинополя и утрачена во время пожара.
Так, или иначе, это величайшее произведение человеческого гения, как и многие другие, к сожалению, исчезло безвозвратно. Фидий был знаменит не только статуей Зевса Олимпийского, но и статуей Афины в Парфеноне и рельефами на его стенах. Вместе с Периклом Фидий разработал план перестройки и украшения Афин, что, правда, дорого обошлось Фидию: враги его могущественного друга и покровителя стали врагами скульптора. Месть их была банальной и грязной, но обыватели жаждали скандала: Фидий был обвинён в том, что утаивал золото и слоновую кость при сооружении статуи Афины в Парфеноне.
https://obiskusstve.com/1971107638451636446/statuya-zevsa-olimpijskogo/