• Авторизация


ТАЙНЫ ВЕЛИКИХ КАРТИН: «БОГАТЫРИ» 17-05-2017 12:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Премьер Оригинальное сообщение

Тайны великих картин: «Богатыри»

Смотрите также Тайны великих картин: «Сикстинская мадонна» * «Прогулка» * «Сотворение Адама» * «Сад земных наслаждений» * «Девочка на шаре» * «Любовь небесная и Любовь земная» * «Охотники на привале»

Виктор Васнецов изучал археологию, древнерусский быт и старинные доспехи, создавая «Богатырей». Однако на картине «перепутал» все эпохи - историческая достоверность только мешала ему.
[показать]
Это полотно стало для Васнецова трудом всей жизни. С первого эскиза и до последнего мазка прошло 27 лет. Холст размером 3 х 4,5 м переезжал вместе с художником и его семьей с квартиры на квартиру; из Москвы в Киев, где Васнецов расписывал Владимирский собор, и обратно; летом - за город.

«Богатыри» - это для нас была… не картина, а что-то необходимое в жизни - постоянная обстановка жизни, как стены, потолки, обед, чай…» - вспоминал сын живописца Алексей.

Первый эскиз был сделан карандашом в 1871 году. В 1876-м Васнецов написал набросок «Богатырей» маслом и хотел подарить его другу-художнику Василию Поленову. Тот заявил, что примет презент не раньше, чем будет создана большая картина, и этим, возможно, спас «Богатырей» от судьбы многих набросков.

«Богатыри Добрыня, Илья и Алешка Попович на богатырском выезде - примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?» - так Васнецов изложил задумку в письме своему учителю Павлу Чистякову.

Работники Исторического музея позволили художнику брать из запасников старинные доспехи. Однако для Васнецова богатырская троица прежде всего собирательный фольклорный образ, поэтому живописец «вооружил» персонажей в соответствии с былинными характерами, а не с определенным временем.
[показать]
1. Добрыня Никитич. По разным былинам, «сын богатого гостя рязанского», боярин или родственник князя. Во времена Васнецова исследователи отождествили Добрыню с тезкой из летописей - дядей великого князя Владимира, крестителя Руси. Добрыню Васнецов писал с Василия Поленова, однако придал персонажу черты отца, дяди и свои собственные.

[показать]
2. Илья Муромец. По былинам, «крестьянский сын» и «старый казак». Историки XIX века нашли несколько его прототипов. Основной - святой старец, похороненный в Киево-Печерской лавре: согласно былинам, Илья в конце жизни ушел в монастырь. Про киево-печерского богатыря говорили, что у него было прозвище Чоботок («сапожок»), так как он отбился от врагов одним сапогом. Для Ильи Васнецову позировали два натурщика: крестьянин и извозчик.

[показать]
3. Алеша Попович. В былинах этот «сын соборного попа ростовского» молод и хитер. Историки нашли в летописях его прототип - княжеского дружинника Александра Поповича. По одним источникам, он жил в XIII веке и погиб в битве с татаро-монголами на реке Калке в 1223 году, по другим - жил в начале или в конце XI века. Алешу Васнецов писал с Андрея, сына его друга и мецената Саввы Мамонтова.

[показать]
4. Крест. В былине Добрыня убил Змея ножом, который носил на нательном кресте. Современник Васнецова фольклорист Всеволод Миллер полагал, что сюжет о сражении былинного героя со Змеем отражает борьбу насаждаемого князем Владимиром и его дядей Добрыней христианства с язычеством. На картине, однако, у богатыря крест другого типа - энколпион, в котором хранили реликвии. Его носили поверх одежды как оберег и украшение.

[показать]
5. Меч - атрибут военной знати, принадлежность героя к которой хотел подчеркнуть художник.

[показать]
6. Греческий колпак. Эти шлемы назывались так, поскольку были заимствованы из Византии. Тот, что на картине, скопирован с экспоната Оружейной палаты Московского Кремля (XIII век). Возможно, его привезла в Москву в XV веке византийская царевна Софья Палеолог, выданная за Ивана III.

[показать]
7. Одежда и доспехи. Приближенный князя носит парчовые одежды, дорогую броню. На нем поверх кольчуги «дощатая бронь» XIII–XIV века из стальных пластин-дощечек. Знать в Древней Руси могла расплачиваться подобными богатыми доспехами, покупая земли.

[показать]
8. Шишак Ильи - самый популярный тип шлема на Руси XVI века. Иногда на них надевали более вытянутые шеломы - для дополнительной защиты.

[показать]
9. Гривна. По Никоновской летописи, ею князь наградил Александра Поповича за победу над врагами.

[показать]
10. Юшман - кольчато-пластинчатый доспех, заимствованный из Персии, впервые упомянут на Руси в 1548 году.

[показать]
11. Сложный лук делали из нескольких планок разных пород дерева. Стрелы у оперения красили в разные цвета, чтобы легче было найти в колчане нужную: для пробивания брони, поражения лошадей неприятеля и т. д.

[показать]
12. Гусли у седла Алеши - намек на его склонность к развлечениям.

[показать]
13. Молодая поросль на переднем плане, будущие могучие ели - метафора преемственности поколений.

[показать]
14. Курганы. За героями - могилы воинов, павших в битвах прошлых веков. Герои находятся между символами прошлого и будущего как звенья в бесконечной цепи защитников родных рубежей.

[показать]ХУДОЖНИК Виктор Васнецов

1848 - Родился в селе Лопьял Вятской губернии в семье священника.
1862–1867 - Учился в Вятском духовном училище и духовной семинарии.
1868–1875 - Занимался в Петербургской академии художеств.
1876–1877 - Ездил во Францию.
1878 - Вступил в Товарищество передвижных художественных выставок и переехал из Петербурга в Москву.
1880–1881 - Создал «Аленушку».
1882 - Написал картину «Витязь на распутье».
1883–1885 - Работал над фризом «Каменный век» для Исторического музея в Москве.
1885–1896 - Расписывал Владимирский собор в Киеве.
1897 - Написал полотно «Царь Иван Васильевич Грозный».
1898 - Закончил работу над «Богатырями».
1926 - Умер от паралича сердца.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ТАЙНЫ ВЕЛИКИХ КАРТИН: «БОГАТЫРИ» | Я_из_Крыма - Дневник Я_из_Крыма | Лента друзей Я_из_Крыма / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»