Это цитата сообщения
Лилия_Евгеньевна Оригинальное сообщениеОдеколон на фоне пролетарского реализма. Об истории парфюмерии на заре советской власти

Продукция "Главпарфюмера" в 1950-е. Иллюстрация из "Товарного словаря СССР" (1956-1961).
С конца 1920-х годов организации, занимавшиеся внешней торговлей, в частности Всекомпромсоюз, начали экспортировать советские товары: шоколад, прочие кондитерские изделия, машинное и рукотворное кружево, изделия народных промыслов и товары художественной промышленности, ситцевые, льняные и шелковые ткани. Но парфюмерия в этом списке отсутствовала. По всей вероятности, считалось, что духи, одеколоны, мыло и пудры имеют слишком "французское" происхождение. Можно предположить, что здесь имели место и ревность конкурентов, и невежество советских работников, утверждавших коммерческие предложения.
Флакон из-под одеколона "Роза". 1930-е.
Флакон из-под одеколона "Гвоздика". 1930-е.
Лето 1929 года прошло под знаком окончательного отказа от новой экономической политики (НЭПа). Был принят первый пятилетний план, где намечался фантастический рост тяжелой промышленности. Товары широкого потребления и прочие "мелочи жизни" раз и навсегда оказались сметены в дальний угол...
Флакон из-под одеколона "Северный". 1910-1970.
Флакон из-под одеколона "Крымская фиалка". 1950-е.
Тем не менее и в скудном советском быту имелись свои правила и даже этикет. Хорошим тоном считалось прийти в гости с флаконом одеколона. Одеколон дарили и мужчинам , и женщинам: духи стоили намного дороже и были менее практичны. Понятие "мужской одеколон" вообще имело очень расплывчатый характер. До начала 1930-х годов одеколоны "Шипр" или "Ориган" воспринимались как мужские, но не следует забывать, что в те годы были и духи "Шипр", и они считались женскими.
Флаконы из-под цветочных одеколонов "Космея" и "Тюльпан". 1950-е.
Одеколон "Ориган", чье название было позаимствовано у французов в начале ХХ века, когда общие или схожие наименования кочевали от фирмы к фирме в России и во Франции, в 1950-х годах переименовали в "Элладу". Поводом для этого стало то, что Советский Союз принял у себя тысячи греческих эмигрантов, спасавшихся от пришедших к власти в их стране так называемых
черных полковников. Одеколон "Ориган" - "Эллада" имел глубокий, очень респектабельный аромат.
Обложка "Женского журнала". 1928.
Большим успехом пользовался одеколон "Курортный!. Несмотря на невыразительный запах, он привлекал внимание красивой этикеткой. Темы отдыха у моря, Крыма и его природы были очень востребованы в парфюмерии, а сам этот отдых являлся одной из самых главных советских радостей. Отдохнуть в Крыму многие могли по профсоюзной путевке. Те же, кто обеспечивал свой отдых сам (это были среднеквалифицированные рабочие и служащие), платили по 200-250 рублей за путевку. Чтобы оценить сумму: солист Большого театра, например, получал 400 рублей в месяц, а артист кардебалета - 60 (данные
Г. Андреевского).
Флакон из-под одеколона "Курортный". 1950-е.
Фарфоровая пудреница в виде отдыхающего мужчины. СССР. 1920-е.
Широкий круг людей, которые зарабатывали очень мало, тоже должен был ощущать на себе "заботу партии и правительства", поэтому производство дешевых одеколонов стало расти. Производились одеколоны "Цветочный", "Жасмин", "Маки", "Сирень", "Гвоздика" и т.д. Дорогие сорта одеколонов - "Красную Москву", "Шипр", "Красный мак" - тоже начали производить большими тиражами.
В парикмахерской. 1950-1970-е.
Главными их потребителями были мужские парикмахерские. После стрижки или бритья клиентов опрыскивали одеколоном из пульверизатора. Это было выгодно мастерам и иногда вызывало скандалы, потому что клиенты прыскаться не хотели, но парикмахеры терять свою выгоду тоже не намеревались. Во-первых, одеколоны разбавляли, а во-вторых, использовали только дорогие.
Рекламный плакат средств для бритья. 1950-е.
Среди домашних одеколонов главным и незаменимым был "Тройной". С ним мог соперничать только одеколон "Гигиенический", который готовили в аптеке № 1 на Никольской. Оба одеколона имели широчайшее применение - от дезинфицирующего средства до компрессов и притираний. В XIX столетии одеколоны даже принимали внутрь как лекарство: капали чуть-чуть в ложку и запивали водой. В Советском Союзе о питье одеколона до 1960-х годов не могло быть и речи. Это было драгоценное средство борьбы с инфекциями и дурными запахами. По сравнению с зеленкой, которая тоже применялась для дезинфекции и подсушивания, одеколон выглядел благороднее и эстетичнее.
Рекламный плакат продукции "Главпарфюмера" (одеколон "Тройной", зубной порошок "Санит", мыло "Рекорд"). 1930-е.
Одеколон "Кара-Ново". Конец 1940-х.
Качество советских одеколонов сгубила борьба за обеспечение этим продуктом широчайших масс. На всех хорошего одеколона стало не хватать, брали какой есть. В сочетании с запахом человеческого тела, например, во время давки в трамвае, они так рьяно "благоухали", что их оправдывали только гигиенические свойства и желание потребителя как-то себя приукрасить. Вышло так, одеколоны стали первыми социальными маркерами, отличая простых граждан от непростых.
Флакон из-под одеколона "Виноград". 1930-1970-е.
Одна из занимательных историй, связанных с дешевыми одеколонами, - это невероятный зигзаг одеколона "Гвоздика". По-видимому, один из компонентов парфюмерной композиции (в одеколоне ее всего-то 2-3 %) имел явно выраженный
инсектицидный эффект. Это было замечено гражданами, и на протяжении 50 лет он облегчал походникам, рыбакам и дачникам противостояние с комарами.
Взаимосвязь парфюмерии и моды вообще очень зыбка.... но у 1920-х годов все же есть свой узнаваемый парфюмерный запах - аромат "Тройного". В это десятилетие в продаже не было ни тканей, ни обуви, ни одежды. Все донашивали. Лишь те, у кого сохранились драгоценности, могли их обменять в
Торгсине на какие-то приличные вещи; состоятельные люди покупали у нэпманов местный товар.
На даче. Фото. 1930-е.
В этих условиях самым отчетливым воспоминанием о моде тех лет стала белая льняная ткань под названием "коломянка". Она была плотной, ноской, почти не мялась. Из нее шили все: брюки, юбки, жакеты, полупальто, детскую одежду. Поэтому на сохранившихся фотографиях тех лет загорелые курортники все в белом (фотографировались редко, а курортные фотографии - самые выразительные). "Белая" мода пахла южным солнцем и легким цитрусовым ароматом "Тройного", которым протирали кожу: никаких дезодорирующих средств советская промышленность не выпускала до середины 1970-х годов.
Понятие "быть одетым просто" дошло до полного минимализма. Одна из сотрудниц фабрики "Новая Заря", вспоминая молодость, рассказывала: "В театры ходили коллективно, просто одетыми. Я пошла в театр Струйского (филиал Малого театра) на "Виндзорских проказниц" в валенках и ситцевом платье. В театре было холодно, многие сидели в пальто".
М. С, Колева
"Советский стиль. Парфюмерия и косметика"
Серия сообщений "История парфюмерии СССР":
Часть 1 - Об истории советской парфюмерии
Часть 2 - Зарождение в России парфюмерной индустрии и два француза
...
Часть 6 - О китайской красавице в истории советской парфюмерии
Часть 7 - Ароматы, сопровождающие строительство социализма в СССР в первые десятилетия советской эпохи
Часть 8 - Одеколон на фоне пролетарского реализма. Об истории парфюмерии на заре советской власти
Часть 9 - "В буднях великих строек". Впечатляющий рывок в парфюмерной индустрии молодой страны советов
Часть 10 - Эксклюзивные новинки в парфюмерной отрасли СССР в довоенные годы как символ мощи советского государства
...
Часть 22 - История советской парфюмерии. Парфюмерия советской "заграницы"
Часть 23 - Яркое индийское солнце в советской парфюмерии
Часть 24 - Краски забытого праздника. Всемирный фестиваль молодежи и студентов в СССР