"...Сегодня на занятии разбираем особенности имени существительного как части речи. Говорю студентам, что выбор вопроса "кто? что?" к некоторым группам существительных вызывает затруднения. Например, слова народ, толпа и полк. Народ, толпа - кто? Полк и дивизия (организованные группы людей ) - что?
Поговорили о том, как интересно в грамматике преломляется семантика. Почему, как только организованная группа, так сразу и вопрос к ней, подходящий для неодушевленного существительного?
Затем спрашиваю: "А какой вопрос мы поставим к слову мертвец или покойник?"
И моя 106-я (очень креативная) группа ответствует:
- Это зависит от того, насколько покойник свежий. Если еще трупных пятен нет - это кто. Если старый - что?
- Не, - включается другой студент, - глупости, я точно знаю: до сорока дней это - "кто", а потом уже "что".
Кое-как объясняю им , что они погорячились. Ко всем словам, обозначающим мертвых людей, задается вопрос "кто?" (кроме слова "труп").
***
Следующая пара. 101-я группа, очень сообразительная. Задаю им тот же вопрос, попутно рассказывая, какие парадоксальные ответы дали их коллеги.
Отсмеявшись, студенты:
- Самое главное - кто покойник. Если был другом - "кто", если враг - "что".
За этой версией сразу же озвучивается другая:
- Все зависит от того, что мы с ним, мертвецом, дальше делать собираемся..."
Еще больше потрясающих историй из жизни преподавателя можно найти здесь.