Теоретическая часть
Способности ребёнка
Способности - это индивидуальные особенности человека, позволяющие ему успешно заниматься различного вида деятельностью. При этом способности бывают как врождённые, так и приобретённые.
Врождённые способности могут проявляться в самом раннем детстве в виде склонностей к тем или иным играм или в виде талантов в той или иной деятельности (например, в математике, рисовании или игре на музыкальных инструментах).
Приобретённые способности появляются и развиваются в процессе воспитания и образования, иногда с очень большим трудом, поскольку нарабатывать навыки и умения с нуля довольно трудно, особенно для детей. Поэтому, несмотря на то, что развивать можно любые способности, в воспитании ребёнка лучше ориентироваться на его врождённые способности.
Секрет в том, что склонности и таланты значительно легче превратить в полезные навыки и умения, чем нарабатывать их в новой и непонятной для ребёнка сфере. Причём если врождённые таланты целенаправленно развивать и превращать их в полезные навыки, то у ребёнка будут формироваться не просто способности к чему-либо, а сверхспособности, недоступные для остальных людей.
На что способен ваш ребенок
Врождённые склонности заставляют ребёнка с самого раннего возраста стремиться к какой-либо деятельности, несмотря на любые трудности - всевозможные запреты, отсутствие подходящих условий и т.д. Важно не останавливать ребёнка на пути к какой-либо деятельности (если она не повредит его жизни и здоровью), а внимательно наблюдать за ребёнком, анализировать его игры и пытаться определить то, к чему ребёнок тянется.
Существует 4 основных типа врождённых способностей, которые в зависимости от особенностей воспитания, образования, окружения и культуры, могут давать великое разнообразие профессий и видов занятости:
- просветительские способности (способность сопереживать, лечить, обучать и философствовать)
- лидерские способности (способность вести за собой, защищать, контролировать свои эмоции и руководить)
- организаторские способности (способность легко находить общий язык, договариваться, продавать и торговать)
- творческие способности (способность изобретать, ремонтировать, мастерить и творить)
Способности |
Качества |
Навыки |
Профессиональные сферы |
Просветительские: - сопереживать - лечить - обучать - философствовать |
Мудрец (Брахман): - скромность - доброжелательность - любознательность - мудрость |
Самообразование: - читать - рассуждать - запоминать - рассказывать |
Интеллектуальная: - религия - медицина - образование - наука |
Лидерские: - вести за собой - защищать - контролировать эмоции - руководить |
Воин (Кшатрий): - смелость - решительность - ответственность - справедливость |
Самодисциплина: - бегать - драться - воевать - руководить |
Властная: - армия - спецслужбы - управление - спорт |
Организаторские: - находить общий язык - договариваться - продавать - торговать |
Торговец (Вайшья): - хитрость - общительность - изворотливость - предприимчивость |
Самореклама: - считать - промышлять - продавать - зарабатывать |
Социальная: - бизнес - торговля - земледелие - хозяйство |
Творческие: - изобретать - ремонтировать - мастерить - творить |
Ремесленник (Шудра): - прилежность - трудолюбивость - терпеливость - старательность |
Саморазвитие: - рисовать - конструировать - строить - обрабатывать |
Производственная: - ремесленничество - производство - строительство - творчество |
В зависимости от того, какие способности и качества проявляет ребёнок, можно отнести его к той или иной категории людей: мудрецам, воинам, торговцам или ремесленникам. До революции в России существовали отдельные сословия, соответствующие им: духовенство (аналог в Индии - брахманы), дворянство (вместе с казачеством; аналог в Индии - кшатрии), купечество (вместе с частью крестьянства; аналог в Индии - вайшьи) и крепостное крестьянство (вместе с мещанством; аналог в Индии - шудры).
Соответственно способностям и качествам ребёнка можно определить и его дальнейший путь к успеху. Главное - позволить ребёнку мечтать и заниматься тем, что ему интересно, а не давить его способности, развивая то, что ему не пригодится. Глупо, например, воина обучать музыке, а торговца - медицине. Всё равно они в несвойственных им сферах ничего не достигнут. Гораздо эффективнее воину позволить заниматься спортом, торговцу - бизнесом, а музыку и медицину оставит тем, у кого к ним есть способности и необходимые качества. Тогда все будут счастливы.
Эффект Паганини
Способность ряда людей достигать успеха и величия в своей профессии вопреки любым возникающим трудностям, называется 'эффект Паганини'. В честь великого итальянского музыканта Никколо Паганини, который благодаря своим мечтам стал выдающимся человеком.
Детство знаменитого композитора и скрипача Никколо Паганини прошло в атмосфере строгости и жёсткой дисциплины. Отец заставлял его прилежно заниматься игрой на скрипке, наказывая за малейшее непослушание. Сам Паганини вспоминал, что отец запирал его дома, бил и лишал еды, когда он недостаточно усердно занимался. Так воспитывают воинов, но не ремесленников. От побоев и голоданий любой ребёнок, кроме тех, кто по природе воин, скорее всего впитает лишь ненависть к тому занятию, которым его заставляют заниматься.
Почему же у Паганини, несмотря ни на что, получилось не утратить любовь к музыке и стать выдающимся музыкантом? Ответ прост. В семилетнем возрасте Паганини оказался в церкви и был настолько зачарован звуками церковного органа, что музыка стала для него смыслом жизни. У него появилась мечта! А мечта - источник огромного количества энергии, которая помогает преодолевать любые трудности. Поэтому когда Паганини били по пальцам за неправильно сыгранные гаммы и морили голодом, он мог это вытерпеть, потому что музыка была для него важнее всего, а мечта была сильнее многочисленных препятствий и испытаний.
Разумеется, Паганини стал выдающимся музыкантом не благодаря отцовскому воспитанию, а вопреки ему. Система воспитания воинов не годится для воспитания музыкантов, так же как и наоборот. Тем не менее, когда у ребёнка есть мечта - он может многое преодолеть и добиться своего, несмотря на ошибки родителей и равнодушие общества.
Заставить ребёнка стать преуспевающим и счастливым нельзя, если он этого не хочет. Но если ребёнок сам стремится преуспеть в чём-либо, ему обязательно нужно в этом помочь.
Если вы в чём-то хорошо разбираетесь, расскажите об этом ребёнку! Сводите ребёнка куда только сможете - путь он увидит всё своими глазами и выберет то, что ему интересно. Покажите, как устроено то, что ему интересно! Помогите своему ребёнку найти свою мечту! Научите его мечтать и лелейте его мечту вместе с ним! Помогите ему открыть заложенные с рождения таланты и способности: если он маленький мудрец - дайте ему хорошее образование; если он маленький воин - научите его дисциплине; если он маленький торговец - научите его преподносить себя с лучшей стороны; если он маленький ремесленник - научите его ремеслу. Поддержите ребёнка в любых его разумных начинаниях, если они соответствуют его внутренней природе и не приносят никому вреда. Если вы его не поддержите, то кто ещё его поддержит?
Вопросы для самопроверки
- Какие способности развивать легче?
- Каковы основные типы врождённых способностей?
- Как соотносятся способности и качества с сословиями и профессиональными сферами?
- Что такое 'эффект Паганини'?
Практическая часть
Упражнение 1.
***
Записаться на индивидуальное обучение, получить больше упражнений и подробную расшифровку каждого пункта теоретической части, а также попасть на личную консультацию можно связавшись с автором. Для тех, кто занимается йогой по программе авторской закрытой школы йоги "Инсайт", все услуги - бесплатно, для остальных - по договорённости.
Мой скайп: seahappiness
Страница Вконтакте: http://vk.com/id39643953
P.S. Посетите также мой блог, посвящённый вопросам саморазвития методами йоги: http://v-lavrov.livejournal.com/