Теоретическая часть
Подготовка к обучению взрослых
Полностью реализовать свой потенциал можно только через постоянное обучение и самосовершенствование.
В идеале, процесс образования и самосовершенствования должен продолжаться всю сознательную жизнь человека, если он не хочет отстать от непрерывного процесса общественного и технологического развития.
Однако есть одна трудность: то, что детям даётся очень легко, взрослым даётся сложнее. Мозг ребёнка более пластичен. а тело более здорово и гибко, что обеспечивает более высокий уровень энергичности и эффективности обучения. Взрослым же нужно очень потрудиться для того, чтобы понять и запомнить какой-либо новый материал.
С возрастом падает не только энергичность и гибкость тела (если их не поддерживать на должном уровне, конечно), но и ухудшается зрение, слух, внимание, память... Одновременно с этим растёт их самомнение и иллюзия всезнания (взрослые люди склонны считать, что они и так всё знают, потому что живут долго и много видели). Из-за этого обучение взрослых имеет одну характерную особенность - им, в отличие от детей, требуется за короткое время усвоить всю ключевую информацию по теме, иначе они быстро устанут и забудут с чего начинали. Это требует компактности изложения. И в добавок к этому им требуется доказательство компетентности наставника, которое чаще всего выражается в его способности хорошо зарабатывать.
Взрослые склонны прислушиваться к советам и рекомендациям (даже неправильным!) только тех людей, которые достигли некоторого финансового успеха и положения в обществе. И одновременно с этим они склонны упорно игнорировать все рекомендации (даже правильные!) тех людей, которые этого не достигли. Соответственно, для обучения взрослых нужно постоянно использовать ссылки на авторитет: "Так рекомендовал Радмило Лукич, самый успешный консультант в области продаж b2b в России" или "Так делал Билл Гейтс, самый богатый человек планеты".
Ключевые принципы обучения взрослых
- меньше теории, больше практики. Не надо взрослым людям читать лекции - обучайте их навыкам. В крайнем случае, рассказывайте обучающие истории с примерами из жизни.
- меньше абстракции, больше конкретики. Не надо никаких общих фраз, рассматривайте конкретные примеры и кейсы.
- меньше пассивности, больше активности. Не надо заставлять взрослого пассивно воспринимать информацию или заучивать её. Дайте ему возможность активно действовать, исследовать и методом проб и ошибок самому прийти к правильному решению.
- меньше контроля, больше доверия. Не надо контролировать учебный процесс, контролируйте результат.
Кстати, если те же самые принципы перенести на обучение детей или студентов высших учебных заведений - эффект от их обучения будет в разы выше, чем при традиционной форме обучения. Потому что при традиционной форме обучения человек получает много информации и мало навыков. Информация быстро выветривается и вскоре в голове ничего не остаётся:
Метод обучения |
Тип знаний |
Коэффициент усвоения |
Коэффициент запоминания |
Слушание (лекции и аудиоматериалы) |
Информация |
10% |
2% через неделю 0 через полгода |
Наблюдение (видео и живые постановки) |
Информация |
15% |
3% через неделю 0 через полгода |
Чтение (книги и энциклопедии) |
Информация |
35% |
20% через неделю 5% через полгода |
Действие (тренинги и практика) |
Навык |
70% |
70% через неделю 60% через полгода |
Обучение других |
Навык |
90% |
90% через неделю 85% через полгода |
Увеличить коэффициенты усвоения и запоминания информации могут такие способы, как конспектирование и повторение. При правильном конспектировании и повторении коэффициент усвоения лекций может вырасти до 40%, а коэффициент запоминания - до 25% через неделю и 20% через полгода. Коэффициент усвоения книг при правильном конспектировании и повторении может вырасти до 75%, а коэффициент запоминания - до 65% через неделю и 60% через полгода.
Если не ограничиваться чтением, конспектированием и повторением только одной книги, а прочитать ещё несколько важных книг по теме, прояснить для себя ключевые термины по тематической энциклопедии или Википедии, а потом применить полученные знания на практике и написать по материалам усвоенного собственное эссе или провести презентацию, то любой материал усвоится и запомнится почти на 100%. Причём лучше хорошо изучить одну тему по разным источникам, чем браться за изучение нескольких тем, даже если они из одного источника. Один подход - одна тема: пока хорошо не освоили одну тему, за другие не браться. Это секрет эффективного обучения.
Ещё одним секретом эффективного обучения является комбинирование типов получаемого знаний - информации и навыков: например, слушание и действие. Или чтение и обучение других.
Вопросы для самопроверки
- Какие особенности нужно учитывать при обучении взрослых?
- Каковы ключевые принципы обучения взрослых?
- При каком методе обучения коэффициент усвоения информации самый высокий?
- Какие способы позволяют увеличить коэффициенты усвоения и запоминания информации?
Практическая часть
Упражнение 1.
***
Записаться на индивидуальное обучение, получить больше упражнений и подробную расшифровку каждого пункта теоретической части, а также попасть на личную консультацию можно связавшись с автором. Для тех, кто занимается йогой по программе авторской закрытой школы йоги "Инсайт", все услуги - бесплатно, для остальных - по договорённости.
Мой скайп: seahappiness
Страница Вконтакте: http://vk.com/id39643953
P.S. Посетите также мой блог, посвящённый вопросам саморазвития методами йоги: http://v-lavrov.livejournal.com/