• Авторизация


Пермогорская роспись 20-04-2017 11:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Tomash_Design Оригинальное сообщение

Пермогорская роспись.
 

Пермогорье - это группа деревень Красноборского района Архангельской области, более или менее близких к Северной Двине. Центром пермогорской росписи является куст деревень под названием Мокрая Едома. Прялка пермогорской росписи Лопасти деревянных прялок здесь более узкие, чем в других местах производства на Северной Двине, переход от лопасти к ножке выполнен либо в виде нескольких пар кругов, идущих вниз сужающимися уступами, либо с одним кругом. Вверху - четыре, пять, а то и больше круглых "главок". Роспись лопасти по белому фону делится чаще всего на две части. На верхней - большей - птица Сирин в круге, на нижней - меньшей - выезд на коне, запряженном в сани, одни конь или конь с жеребенком. Обычно кони черные, без деталей, изображенные скорее наивно, чем торжественно-стилизованно, как в Нижней Тойме и Борке. Характерным декоративно-орнаментальным элементом пермогорской росписи являются красные травные завитки. В. Василенко предположил, что этот узор перешел с декоративного убранства древнерусской сольвычегодской финифти. Кроме того, в пермогорской росписи присутствуют и традиции старинной великоустюжской росписи бытовых предметов. Народный мастер-художник, сочетая завитки с красными, черными и белыми зубчиками (графическими остатками геометрической резьбы), смело заполняет плоскость, свободную от сюжетных тем. Мотивы пермогорской росписи Сюжеты с изображением Сирина и катанья на конях преобладают в пермогорской росписи, но встречается и много других тем. Очевидно, у мастеров в этом отношении существовала полная свобода, и они использовали бытовые темы, легко связывая их с событиями личной жизни. Так Ю. А. Арбат рассказывает о прялке, на которой изображена сцена чаепития, но не парочки, а двух молодых и отца (человек с бородкой). В этом случае ясно чувствуется заказ (по мнению исследователя). В набирухе (лукошке) из деревни Жигаловой (Погореловой) Алексеевского сельсовета художник, рядом с птицей Сирин и с декоративно в том же стиле нарисованным петухом, изобразил сцены (сюжеты) в лесу: рубку деревьев, сдирание берёсты, подсечку и получение березового сока. На отличного качества предметах в Загорском музее-заповеднике можно видеть сцены вечёрок, застолья, прядения, тканья, на старых прялках - архитектурные пейзажи, единорогов, львов, а также солдат, парусные суда и первые, появившиеся в России пароходы. Прялки с подобного же рода сюжетами в большом количестве находятся и в Историческом музее в Москве. Сундук пермогорской росписи Одно из основных семейств пермогорских живописцев - братья Хрипуновы, жившие в деревне Черепаново. При общности их стиля заметны индивидуальные особенности: более холодный колорит работ Дмитрия Андреевича, преобладание красного цвета в росписях у Петра Андреевича и насыщенность цветом в работах младшего из братьев - Василия Андреевича. О. Круглова делает доказательный вывод: "Это наводит на мысль, что он (Василий) учился не только у своего отца Андрея Игнатьевича Хрипунова, но усвоил манеру одного из ведущих мастеров промысла - Егора Максимовича Ярыгина". Стиль Е. М. Ярыгина отличается уверенной и детальной проработкой типичных пермогорских узоров и традиционных сюжетов. Но во многих отношениях первенство следует отдать лучшему представителю другой семьи пермогорских народных художников Александру Лукьяновичу Мишарину (1856-1932). В манере этого мастера, жившего в деревне Помазкино, привлекает свобода и непринужденность рисунка, порой наивного по контуру, но всегда непосредственного. Работы А. Л. Мишарина композиционно зрелы, художник не затрудняется в подыскании того или иного элемента. Занимался росписью и брат Александра Мишарина Василий (1851-1919). Оба они учились у отца. В Пермогорье рассказывали о местном живописце Василии Юркине, украшавшем опечья и двери в избах. О. Круглова сообщает об И. Юркине, расписавшем внутренность дома в деревне Дябрино, Красноборского района, и о мастерах Михаиле, Василии и Александре Хвостовых, Якове Ярыгине. Источники: Арбат, Ю. А. Пермогорская роспись // Арбат, Ю. А. Русская народная роспись по дереву / Ю. А. Арбат. - М., 1970. - С. 59-

Размещено с помощью приложения Я - фотограф
 
 

Основные элементы Пермогорской росписи


12


[показать]ПерейтиСкидки на ручные штабе­лерыРучные гидрав­личе­ские. Отличное лето продол­жается!!!! Гарантия 1 год.abava-v.ruСкрыть рекламу:Не интересуюсь этой темойНавязчивое и надоелоСомнительного содержания или спамМешает просмотру контента
Спасибо, объявление скрыто.
Яндекс.Директ

 

[показать]

 

 

Рис. 1 Ленточки и бордюры. Углы

 

 

[показать]  [показать]

 

 

Рис. 2. Трилистники

 

[показать]

 

[показать]

 

 

Рис. 3. Растительные мотивы.

Пермогорские тюльпаны

 

 

[показать]

 

[показать]

 

[показать]

 

 

Рис. 4. Приписки. Дерево

[показать]

 

[показать]  [показать]

 

Рис. 5. Тюльпановидный цветок

[показать]

 

 

Рис. 6. Пермогорские птицы

[показать]

 

 

Рис. 7. Пермогорские петухи

[показать]  [показать]

 

[показать] Рис. 8. Птица счастья. Птица Сирин

[показать]

 

 

Рис. 9. «Громовой» знак-оберег

 

 

[показать]

 

Рис. 10. Этапы выполнения росписи

 

[показать]  [показать]

 

 

[показать]  [показать]

 

[показать]  [показать]

 

 

[показать]

 

 

Рис. 14. Композиция в круге

 

 

[показать]  [показать]  [показать]

 

Приложение 2

 

Роспись бытовых предметов

 

 

 
 
 
 
 
[показать]

 

 

Рис. 16. Составные части прялки:

1 – маковка; 2 – лопасть; 3 – серьга; 4 – стояк; 5 – донце.

Вторая половина XIX в.

[показать]

 

 

Рис. 17. Прялка. Конец XIX в.

[показать]

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Пермогорская роспись | laralet - Дневник laralet | Лента друзей laralet / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»