«Церковное новолетие», – эти слова с удивлением встречает человек, мало знакомый с традицией, в церковном календаре 14 сентября (1-го по старому стилю).
Новый год прочно ассоциируется с боем курантов в ночь с 31 декабря на 1 января.
Почему же в Церкви иначе?

Что такое индикт?
Индикт – еще одно название этого дня, совсем уже непривычное современному человеку.
Оно происходит от латинского indico и переводится как «назначение цены».
В Римской империи в начале первого тысячелетия император Октавиан установил плавающий период сбора налогов с населения от 5-ти до 15-ти лет, назвав его индиктом.
В 314 году индикт был строго определен сроком в 15 лет, а в 462 году ему установили уже постоянную дату – 1 сентября. К этому дню заканчивали подсчет собранного урожая и налоговых сборов.
Праздник церковного новолетия был установлен святыми отцами I Вселенского Собора в Никее.
Собор проходил в 325 году и знаменовал собой начало новой эпохи в истории Церкви.
Трехвековые гонения на христиан в 312 году прекратил равноапостольный Константин Великий.
Отцы Собора установили праздновать новолетие в память об этом событии, ставшем отправной точкой свободы Церкви.
В Синаксаре Великой церкви есть указание, что именно в 1 сентября Христос пришел в синагогу в Назарете и прочел пророчество Исаии:
Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем,проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное (Ис.61:1-2).
Эти Евангельские строки мы из года в год слышим 1 сентября (14-го по новому стилю).
(...)

На Руси новолетие как церковно-государственный праздник стали отмечать с 1492 года, по решению Московского Собора. Главное торжество совершали в Москве, на Соборной площади Кремля.
Патриарх в присутствии царя совершал чин провождения лета – «начало индикта, еже есть новое лето».
По окончании Литургии Патриарх становился перед церковными вратами и совершал молитвословие – «во еже благословити венец лета благостию Своею».
Далее совершали молебен с водосвятием, а затем – поздравляли: Патриарх – царя, а царь – всех подданных.
Народ же отвечал царю: «Здравствуй, здоров буди на многия лета».
Бедным и нищим раздавали в этот день царскую милостыню.
Этой доброй традиции новолетия усердно следовал в XVII веке царь Алексей Михайлович Романов, а за ним бояре и весь народ московский.
Нищих богато оделяли милостыней, одеждой и обувью, кормили сытным праздничным обедом.
Простой народ наделяли гостинцами и подарками, посещали заключенных в темницах.

Новолетие 1 сентября на Руси праздновали до Петра I.
Реформатор и здесь внес изменения – в 1699 году указал перенести день новолетия на 1 января.
Но в богослужебных книгах приход нового лета остается 1 (14) сентября.
Новолетие вновь и вновь обновляет для нас восприятие церковного календаря.
Это не просто набор дат, это икона, развернутая во времени.
Это постоянно совершающаяся связь времени и вечности, земного и небесного.
Недаром богослужение устроено так, что одна часть его остается неизменной, а другая меняется.
В точности богослужебный круг повторяется раз в пятьсот с лишним лет.
Поэтому никто не может дважды попасть на одну и ту же службу, каждая из них уникальна.
Как уникален и каждый день нашей жизни, этому Церковь учит своих чад.
В богослужении каждый участвует в свою меру, устремляясь сердцем к Творцу мира и времени.
Священномученик Сергий Мечёв, пострадавший за Христа в начале ХХ века, говорил, что совершаемое здесь, на земле, богослужение есть последовательное раскрытие во времени тайн вечности.
Для каждого верующего оно есть путь, ведущий к вечной жизни.
Чтобы вникнуть в тонкости церковного календаря, нужно внимательно относиться к годовому кругу, который каждый раз повторяет священные события.
Но каждый раз мы входим в него будто заново, открывая все новые подробности, обогащая свой духовный опыт.
Однажды праведного Иоанна Кронштадтского спросили о том, как он достиг духовных высот.
А он ответил просто: «Я жил жизнью Церкви». И эта жизнь, в основе которой богослужебный круг, научила праведного Иоанна многому.
В богослужении все пребывает в настоящем, потому что истоки его – в вечности.
В идеале, к которому нам нужно стремиться, христианин должен прочитывать своей жизнью церковный календарь.
Он символически рождается с Богородицей в начале церковного года – 21 сентября. Проживает предстоящие двенадцать месяцев как время, благоприятное для спасения.
И подходит к завершению года, вспоминая мирную и праведную кончину Божией Матери 28 августа.
Ее материнская молитва освящает наш год.
***

Сегодня мы новый год отмечаем зимой, и праздник этот оброс большим количеством обязательных внешних ритуалов.
Как же отметить церковное новолетие?
Да и стоит ли превращать его в еще один шумный праздник?
Конечно, в первую очередь, как и другие церковные события, отметить лучше молитвой в храме.
Типикон (Типикон (греч. Τυπικόν от τύπος — «образец, устав») — церковно-богослужебная книга в православии, которая определяет порядок и структуру церковных служб, ритуалы и обряды, а также обязанности и правила монастырской жизни. Второе название — «Устав».)
утверждает этот день малым Господским праздником.
Авторы песнопений предлагают нам в первую очередь поблагодарить за все благодеяния Божии в истекшем году.
«Рубеж новолетия ставит перед человеком нелицеприятный подчас вопрос о том, “на что обращено наше сердце, наш внутренний взор”, и достойным ответом на это испытующее вопрошание должна явиться наша готовность “следовать за Христом по пути любви, который Он открыл” и который Им засвидетельствован как раз в евангельском фрагменте, звучащем в церкви во время молебного пения на новолетие», – писал в свое время протоиерей Александр Шмеман.
Дай Бог, чтобы наступающий новый год подарил много доброго и Отечеству, и народу нашему, и каждому из нас.
Но самое главное, чтобы он стал временем преображения наших сердец.