Сегодня - о жизни и самых знаковых картинах начального пути художника, подробно о его семейной жизни. В следующей публикации познакомимся с другими знаменитыми картинами Константина Егоровича Маковского

Константин Егорович Маковский был одним из самых востребованных и модных художников России. Художественное наследие К.Е.Маковского весьма значительно, и львиная доля его работ оказалась в частных коллекциях и по объемам продаж его произведения сравнимы разве что с полотнами Айвазовского, одного из самых плодовитых русских мастеров
В 1880-х он стал модным автором портретов и исторических картин.
В творчестве Маковского родился особый жанровый подвид: головки боярышень.
Чернобровые, с длинными опущенными ресницами, меланхоличные или задорные, в кокошниках разной формы, с бантами, серьгами, ожерельями, они составили целую галерею русских красавиц. Одни из этих головок вошли в различные "боярские" картины, другие существовали сами по себе...
Константин Егорович Маковский ( 1839 - 1915 ) «Портрет боярыни» 1915 г., частная коллекция.
Мировая слава Маковского была настолько велика, что именно его американцы пригласили написать первый президентский портрет Теодора Рузвельта.
В России завистники называли его поверхностным художником, не желающим "копать вглубь", но и они не могли отрицать гениальности легкой руки конкурента.
Маковский К.Е. «Молодая Боярыня»
Знаете, почему в отечественных музеях практически нет работ Маковского?
Потому что российским коллекционерам они были просто не по карману. Первый и главный среди галеристов того времени Павел Третьяков купил у Сурикова знаменитое "Утро стрелецкой казни" за 8000 рублей. И это были очень большие деньги.
Но Маковский просил у Третьякова за свой "Боярский свадебный пир в XVII веке" ни много ни мало 20 000, и это была нормальная цена за его работу. Третьякову такие расценки оказались не по карману, и "Пир" ушел к американскому ювелиру Шуману за... 60 000.
При этом ювелир был просто счастлив, заказал еще одно полотно - "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем" - и начал выпускать в США открытки с картинами Маковского.
Маковский К.Е. «Боярышня» Этюд к картине 1901 года "Хмелем обсыпают"
Сам Маковский был объявлен "вредным" художником (потому-то он и оказался забыт), его работы были распределены по запасникам, а потом раздаривались дружественным зарубежным вождям.
Так несколько полотен достались от щедрот даже индонезийскому президенту Сукарно, сегодня они составляют гордость местной государственной картинной галереи.
- Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Я зарабатывал громадные деньги и жил с царственной роскошью. Успел написать несметное количество картин, - писал сам Маковский.
- Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в которой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству.
Любил он и женщин. Константин Егорович был очень любвеобильным мужчиной.
Ко времени знакомства с первой женой у него уже была внебрачная дочь Наталья, Наталья Лебедева, которая только в 1877 году получила фамилию Маковская, плод его студенческого увлечения.
11 ноября 1866 года художник женился на артистке драматической труппы Императорских театров в Санкт-Петербурге Елене Тимофеевне Бурковой (сценическая фамилия Черкасова), внебрачной дочери графа В.А. Адлерберга, бывшего министром Двора при Николае I.
Юная актриса Александрийского театра, подававшая надежды ,получила образование в Швейцарии.
Леночка внесла в его рассеянную «богемную» жизнь много любви и чуткой общительности. Она была хрупка, болезненна и не могла считаться красивой, но от внешности ее и от всей «манеры быть» исходила неизъяснимая прелесть.
Это был счастливый брак людей, имеющих общие интересы и духовные запросы, но счастье длилось недолго.
Сначала почти сразу же после рождения в 1871 году умер сын Владимир.
В том же году у Елены обнаружили туберкулез. Врачи говорили, что спасти ее может теплый сухой климат, и Маковский повез жену в Египет.
Однако ничего не помогло, и в марте 1873 года художник овдовел.
Но безутешным вдовцом Константин Маковский оставался недолго.
В 1874 году на балу в Морском корпусе он встретил пятнадцатилетнюю Юлию Павловну Леткову, приехавшую поступать в консерваторию,которая вскоре стала его женой.
Портрет Юлии Маковской, второй жены и главной музы художника – один из множества написанных Константином Маковским.
По воспоминаниям их сына, известного искусствоведа Сергея Маковского, история создания этого портрета в стиле модерн такова. Мама, надев красный бархатный капот и повязав волосы голубой лентой (под цвет чулок), поднялась к мужу в мастерскую. Но он был увлечен работой над какой-то картиной и отмахнулся от нее.
Чисто по-женски надувшись из-за невнимания мужа, Юлия села в кресло, взяла со стола какую-то книгу и рассеянно начала разрезать страницы специальным ножом из слоновой кости.
Маковский через время обернулся и ахнул, пораженный красотой, элегантностью и настроением открывшегося ему зрелища.
Немедленно на одном из мольбертов был установлен чистый холст, и в три сеанса художник написал свою любимую модель.
Молодая женщина на портрете завораживает великолепно переданным состоянием несколько сонной неги, чувственной, но не нарочитой, а мягкой, естественной женственности, милой капризности.
Струящееся платье, пышные оборки, слегка растрепанные кудри, полураскрытые губы, рассеянный взгляд, гладкая шея, расслабленные кисти рук и изящные ножки в туфельках с зауженным носком, – здесь прекрасно абсолютно всё.
Есть версия, что этот портрет вдохновил Илью Репина написать свою (тоже, кстати, юную) жену похожим образом. Маковский писал Юлию и с детьми, которые тоже были любимыми его моделями.
Справедливости ради, третью жену, Марию Матавтину и детей от нее он тоже писал, но искусствоведы едины в том, что главной музой Константина Маковского стала Юлия, его вторая жена. – Алёна Эсаулова
Маковский К.Е. «Портрет жены художника Ю.П.Маковской. 1887
Весной 1875 года супруги поехали в Париж. Константин снял мастерскую на бульваре Клиши и квартиру на Брюссельской, почти напротив от четы Виардо. Тургенев, портрет которого Маковский написал ранее, был их частым гостем.

Маковский К.Е. «Портрет И.С. Тургенева». 1871г. Холст, масло. 120 х 85см.
В доме Виардо собирались артисты — русские и парижане, часто бывали художники.
Маковские вернулись из Парижа через год с новорожденной дочкой, а в конце лета случилось горе — девочка умерла от скарлатины. Юная мать очень переживала, на поправку поехала в Ниццу.
Можно сказать, что сын Сергей буквально с пеленок стал моделью для отцовских картин.
Позже он вспоминал, что его очень долго одевали по детской моде тех лет и отращивали локоны, который так нравились Константину Маковскому.
Можно вспомнить картины «В мастерской художника» (которую сам Константин Маковский называл «Маленький вор»), «Маленький антиквар», «Сережа».
Константин Егорович Маковский «Сережа» (Портрет сына в матроске) 1887, 93×60 см.
(15 августа 1877 года в доме Переяславцева на набережной у Николаевского моста, родился сын Серёжа — будущий художественный критик, эссеист, поэт, редактор и издатель «Аполлона», замечательного русского журнала, альманаха)
В 1879 году у Маковских родилась Елена, в 1883 – сын Владимир, которого крестил великий князь Алексей Александрович, брат Александра III. Им тоже суждено было стать моделями Константина Егоровича.

Маковский К. Е. «Мать и дочь в интерьере». (1883)
Мастерская, в которой дети позировали отцу, сама по себе была источником сильных впечатлений: она вся была увешана персидскими коврами, африканскими ритуальными масками, старинным оружием, клетками с певчими птицами.
В китайских вазах стояли кисти, страусовые и павлиньи перья, диваны украшали многочисленные парчовые подушки, а столы — шкатулки из слоновой кости. Естественно, детей тянуло в кабинет отца, и позирование не было им в тягость.

Маковский К. Е. «Семейный портрет». 1882. Изображена Ю.П.Маковская (1854-1959) с детьми Сергеем (1877-1962) и Еленой (1878-1867)
В то время аристократы Петербурга увлекались постановкой «живых картин». В кружках любителей художеств Константин Егорович слыл блестящим постановщиком, умеющим воплотить в жизнь свои художественные фантазии.
А.А. Плещеев, часто встречавшийся тогда с Константином Егоровичем в клубе художников, вспоминает:
«К.Е. Маковский использовал сценою для задуманных им картин так называемые «живые».
Здесь собирали лучшую публику столицы. Я помню, сколько раз Константин Егорович приходил с наброском и располагал участников этого живого спектакля. Наблюдал сочетания красок, соответствие лиц с декорациями».
Известия о спектаклях у Маковских мгновенно разносились по Петербургу.
Великие князья нередко обращались с просьбой повторить постановки в их дворцах, а живая картина «Боярский пир» и «Аида» были повторены в особняке А.Н. Нарышкиной для государя.
На основе такой «живой картины» появился один из лучших шедевров Маковского – «Боярский свадебный пир», пользовавшийся головокружительным успехом в 1883 году на Всемирной выставке в Антверпене, и удостоенный самой высокой награды — Большой золотой медали.
Орденом короля Леопольда был награжден и сам художник. С этого большого полотна и начался этап знаменитых «боярских картин» Маковского, которые чаще всего предварялись созданием «живых картин».
При работе над этой картиной художнику позировали жена (именно ее лицо у невесты), ее сестра Екатерина, подруга Юлии Павловны В. Афросимова и старший сын Сергей.

Маковский К.Е. «Боярский свадебный пир в XVII веке». 1883. Холст, масло. 236 х 391см. Музей Хилвуд, Вашингтон.
Размеры картины, написанной маслом на холсте, составляют 236,22 на 391,16 сантиметров без рамы (254,64 на 408,94 см. — с рамой).
В англоязычной искусствоведческой литературе картина фигурирует под названиями «Русский свадебный пир» (англ. The Russian Wedding Feast), «Русский свадебный пир XVII века» (англ. A Russian Wedding Feast of the Seventeenth Century), «Свадебный пир у бояр в XVII веке» (англ. The Wedding Fête of the Boyars in the Sixteenth Century), при том что встречаются также разные варианты написания фамилии самого Маковского — Makovsky, Makovski, Makowski, Makowsky, Makoffsky.#Story_ruspainting
Перед зрителем предстают сводчатые хоромы, заполненные причудливой заморской посудой, кубками разнообразных форм.
Изображен момент праздника, когда свадебный пир близок к завершению – в это время вносится традиционное блюдо «лебедь».
Маковский К.Е. «Боярский свадебный пир в XVII веке». фрагмент
Современники подчеркивали высочайшую степень исторической достоверности картины. В этом произведении художник стремится к правдивому изображению древнерусского быта, не пропуская особенностей и подробностей, касающихся костюмов персонажей, столового серебра, всей обстановки.
С удивительным мастерством переданы физические качества драгоценных камней, золота, слоновой кости, бархата, парчи.
В роли невесты выступила жена художника Юлия, сам он показан в образе жениха. Возле него за столом сидит их сын Сережа. Богато убранные чертоги наполнены роскошными сундуками, драгоценными кубками, роскошной посудой. Нам показывают один из ключевых моментов свадебного пира, завершающий празднование: внесение традиционного блюда «Лебедь».
А перед молодыми на тарелке жареная курица. Дело в том, что по традиции новоиспеченные супруги на свадьбе не должны были есть. И лишь по завершении трапезы их отправляли в спальню, вручив эту самую курицу для подкрепления сил. Судя по смущенному лицу девушки и смеющимся гостям, молодым как раз дают «советы» по поводу поведения в спальне.
После окончания работы Маковский отказался выставить «Боярский свадебный пир» на очередной выставке передвижников, в результате чего с ним перестали общаться члены общества, в том числе и Крамской. Несмотря на это картина всё же выставлялась в Санкт-Петербурге, а затем в Москве и Париже, а в 1885 году получила золотую медаль на Универсальной выставке в Антверпене.
После этого Павел Третьяков захотел купить «Боярский свадебный пир», но Маковский затребовал за него 20 тысяч рублей. Подумав, Третьяков отказался, что ничуть не огорчило художника.
В августе того же года автор нашел выгодного покупателя в лице американского ювелира Чарльза Уильяма Шумана, который купил полотно за 10 тысяч фунтов стерлингов (60 тысяч рублей), что значительно превысило цену, предложенную российским императором Александром III. Причем покупатель был в полном восторге...
Спустя некоторое время американец запустил производство открыток с репродукциями «Пира» и неплохо на этом заработал.
Прибытие работы в США, где она была встречена с большим энтузиазмом, совпало с расцветом популярности Маковского в эпоху «позолоченного века», ввиду чего в 1886 году Шуман лично заказал у него картину «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем», в которой художник свёл обобщённую сцену свадьбы к конкретному историческому событию (находится в коллекции Музея де Арте де Понсе[en] в Пуэрто-Рико).(Описание здесь).

Маковский К.Е. «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» 1886-1887гг. Холст, масло. Коллекция Музея де Арте де Понсе в Пуэрто-Рико.
В 1890 году эти две картины выставлялись в Детройте и Сан-Франциско, а 1893 году — на Всемирной выставке в Чикаго, вместе с третьим полотном Маковского на тему свадьбы — «Перед венцом» (также «Наряд русской невесты»; находится в коллекции Музея изобразительных искусств Сан-Франциско).
В 1901 году по приглашению Шумана Маковский приехал в США, где ему для своего первого президентского портрета согласился позировать Теодор Рузвельт.
Очень интересная по сюжету ещё одна картина «Под венец». 1894г.
В картине «Под венец». взгляд зрителя направлен художником к происходящему на переднем плане. Невеста с распущенными волосами — ее расчесывают перед венчанием — увлечена мыслями о предстоящем событии, а девушка у ее ног, завороженно глядя на подругу, спрашивает ее об этих думах.
Две такие разные жизни — девичество и замужество — встретились здесь в лице невесты и ее подруги.
фрагмент
Еще одна героиня этого полотна расчесывает волосы невесты, представляя собой будущее последней.
Она дородная и уверенная в себе, в ее возрасте женщина имела уже большой опыт в управлении домом, изо дня в день занимаясь хозяйством и детьми...
Маковский К.Е. «Поцелуйный обряд»

Маковский К.Е. «Поцелуйный обряд» Фрагмент
Маковский К.Е. «Игра в жмурки»
Маковский К.Е. «Святочные гадания» 1900-е. холст, масло
Константин Егорович в молодые годы имел обаятельную внешность, беспечную праздничную веселость нрава, привычку к быстрым решениям, трудолюбие и жадность к утехам жизни. Он был всегда в духе, приветливый, нарядный, холеный, пахнущий одеколоном и тонким табаком, беззаботный, обворожительный, ловкий, с необыкновенно крепким здоровьем.
Константин Маковский. «Автопортрет», 1860г. Дерево, масло. 59,8 x 45,2см. ГТГ
Откинутая назад пышно-кудрявая голова с рано облысевшим сжатым у висков лбом сообщала чисто-русскому лицу в темно-русой бороде вид открытый и независимый. Внимание к знаменитому, балованному художнику, всегда приобретало оттенок восторженного поклонения.
В обществе бывал он неизменно приятен и словоохотлив, на лицах появлялась улыбка, когда Константин Егорович входил в комнату.
В 1889 году Константин Маковский ездил на Всемирную выставку в Париже, на которой он экспонировал несколько своих картин.
Там он познакомился с Марией Алексеевной Матавтиной (1869-1919) и увлекся ей.
Маковский К.Е. «Портрет Марии Алексеевны Маковской (Матавтиной)»
Плодом этого увлечения стал родившийся в 1891 году внебрачный сын Константин. Художник был вынужден признаться во всем жене. И она не простила измены...

Маковский К.Е. «Голова ребенка» (возможно Портрет сына Константина) Конец 1890-х Холст, масло. 24 x 19 см Частное собрание .
18 ноября 1892 года Юлия Павловна подала ходатайство "о предоставлении ей права проживать с тремя детьми по отдельному паспорту от мужа и об устранении последнего от всякого вмешательства в дело воспитания и образования детей".
Мария родит художнику сына (назовет его Константином). Только после рождения сына Маковский во всем признается жене Юлии.
Юлия его не простит. Развод будет длится целых 10 лет. Она подала ходатайство о предоставлении ей права проживать с тремя детьми по отдельному паспорту от мужа и об устранении последнего от всякого вмешательства в дело воспитания и образования детей.
И еще огромную сумму отступных. Маковский пожизненно выплачивал Юлии пенсию.
О бывшей жене он как-то скажет:
Если б у меня не было сына, я бы ей дал себя знать. Дочь не так ответственна. Она выходит замуж, носит фамилию мужа, но сын — другое дело. Ведь она до того пала, что писала мне письма, что она готова втроем с нами жить. Что это за женщина, которая предлагает это!

Константин Маковский с Марией / Мария Алексеевна Маковская (née Matavtina) (1869-1919) /
Старший сын Маковского Сергей, любимец матери, не простит отца.
Официальный развод был оформлен только 26 мая 1898 года.
6 июня того же года Константин Маковский женился на Марии Матавтиной, а суд узаконил их детей.
К тому времени родились также дочери Ольга и Марина. После появился на свет и сын Николай.

Константин Маковский. «Портрет жены художника с дочками Ольгой и Мариной» Картон, акварель и белила, 63,5×49,5см.
Маковский К.Е. «Портрет детей художника, Константина и Ольги», холст, масло. 135.2 x 102.9см. Частное собрание
Маковский К.Е. «Портрет детей художника». (Маленький садовник) Холст, масло. 1882г.
Маковский К.Е. «За прялкой» (Портрет дочери Ольги). Конец 1890-х (Государственная Третьяковская галерея)
Маковский К.Е. «Портрет мадам. Мария Матавтина лежащая. М., 1892 г. Холст, масло. 119,5 х 195,5 см.
Художник продолжал использовать в качестве моделей и детей от третьего брака, а новую жену запечатлел на картине «Ромео и Джульетта».
Маковский К.Е. «Портрет Марии Маковской (Матавтиной)»

Маковский К.Е. «Портрет Марии Матавтиной». Частная коллекция.
«Девушка в костюме Флоры», холст, масло. 31×24 см. Музей-усадьба В. И. Сурикова, Красноярск
Константин Егорович Маковский умер 17 сентября 1915 года в результате несчастного случая.
В тот день на углу Садовой и Невского в коляску Маковского врезался трамвай. Старый живописец выпал на улицу, ударившись головою о торцы мостовой…скончался в 1915 году в Петрограде.
Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры (могила не сохранилась).
Мария переживет супруга всего на 4 года, она умрет в 1919 году, ей было всего 50 лет. В 1917 году, благодаря ей, в Петрограде пройдет последняя выставка мужа.
После Революции мастерская художника была взята под охрану государства.
Позже, Ольга, дочь Маковского вывезет архив и некоторые работы отца заграницу.
Все дети Маковского и от второго и от третьего браков после Революции эмигрируют из России.
А Юлия проживет долгую жизнь, она умрет в 95 лет.
В России она жила в семье сына Сергея, своего любимца.
После Революции они окажутся в Крыму, а после эмигрируют во Францию.
Маковский К.Е. «Офелия». 1884г.
Офелия в цветах, в уборе
Из майских роз и нимф речных
В кудрях, с безумием во взоре,
Внимала звукам дум своих.
Я видел: ива молодая
Томилась, в озеро клонясь,
А девушка, венки сплетая,
Всё пела, плача и смеясь.
Я видел принца над потоком,
В его глазах была печаль.
В оцепенении глубоком
Он наблюдал речную сталь.
А мимо тихо проплывало
Под ветками плакучих ив
Ее девичье покрывало
В сплетеньи майских роз и нимф.
Александр Блок, 1898 год.

Маковский К.Е. «Русская красавица в кокошнике». 1890-е
источники
https://moiarussia.ru/vsemirno-izvestnyj-hudozhnik-konstantin-makovskij/
https://subscribe.ru/group/eruditsiya-i-tvorchestvo/18422520/
и другие из интернета
Во второй части продолжим рассказ о картинах Константина Маковского
