Сергей Иванов – представитель «младшего» поколения художников-передвижников. Он
происходил из дворянской семьи и рано проявил способности к рисованию.
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Евграфа Сорокина и Иллариона Прянишникова (1878–1882, 1884–1885) с перерывом на обучение в Императорской Академии художеств в Петербурге (1882–1884).
Пользовался советами Ильи Репина, посещал рисовальные вечера в доме Василия Поленова.
Начинал как жанровый живописец, но в конце 1890-х годов увлекся изучением русской истории XVI и XVII веков, что повлекло за собой работу над масштабными полотнами.
Иванов Сергей Васильевич (1864-1910) Семья 1907 г. Холст, масло, 153 x 238,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, МоскваРаботая над темами из жизни допетровской Руси, С.В. Иванов задумывает создать образ патриархальной крестьянской семьи середины XVII века.Впервые к этому сюжету художник обратился еще в 1903 году, обосновавшись в деревне Свистухе на реке Яхроме, и возвращался к нему до конца жизни, исполнив три варианта картины.В деревне по его проекту были выстроены не только дом и хозяйственные сооружения, но и специальная обогреваемая мастерская на полозьях, в которой он мог писать с натуры даже в холодные зимние дни. Иванов создал более полусотни подготовительных набросков и эскизов с местных жителей.Первоначальный вариант, где вереница людей шествовала в противоположную сторону, уходя от зрителя, не получил развития. Он долго искал композицию, которая бы лучше всего выразила главную мысль о цельности и крепости традиционного семейного уклада.
Каждый персонаж в этом маленьком шествии занимает свое место согласно установленному порядку.Седобородый старик-отец в овчинном тулупе подобен некрасовскому Морозу-воеводе, единолично царящему в своих владениях.Сжимая рукой надежный посох, глава семейства шагает рядом с чванливой женой, укутанной в платок.Впереди, словно лебедь, выступает молодица – красавица-дочь на выданье в белом тулупе с вышивкой и меховой оторочкой. Позади идет сын с женой и детьми.Группу замыкает похожая на мать старшая дочь, ожидающая ребенка, вместе с молодым супругом.
Пейзаж с мягким пушистым снегом и виднеющимися вдали деревянными домами придает торжественность и лирический настрой всему произведению.Яркие цвета нарядных одежд персонажей помогают созданию образно-эмоциональной характеристики героев.Автор не только любуется ими, но и мягко посмеивается над узаконенной домостроем системой поведения.Пронзительный взгляд хозяина отражает его властный характер, самодовольная хозяйка шествует рядом.Художник намеренно скрывает лицо сына, в фигуре которого читаются безответность и слабоволие.В уверенной поступи старшей дочери выражена ее заносчивость, а в наклоне головы младшей – природная скромность.Размеренный ритм движения фигур подчеркивает внутреннюю иерархию большой домовитой семьи, служащей оплотом державы.
Первоначальный вариант картины (1906) находится в Государственном Русском музее.Царь. XVI век 1902 г. 215 x 177,5см. - холст дублирован, масло ГТГ.Приобретено у Н.Б. Терпсихорова. 1939Иванов создал множество подготовительных набросков и эскизов (самые ранние были исполнены в 1898 году), пока, наконец, не сделал выбор в пользу представленной композиции.Название первоначального эскиза «То земной едет бог!» очень четко выражало замысел художника.Главной темой произведения стало противопоставление возвышающейся фигуры царя в окружении охраны и коленопреклоненной толпы народа.На первый план выдвигаются мощные фигуры двух стрельцов с поднятыми вверх секирами.Алый цвет их костюмов притягивает взгляд, отвлекая от фигуры царя.Лицо царя лишено каких-либо портретных черт.Автор создавал образ власти, которая держится на безусловной верности подчиненных, не соотнося героя своего полотна с каким-либо конкретным историческим персонажем.Впервые Иванов показал картину публике на второй выставке «36 художников» и она вызвала широкий резонанс в художественном сообществе.Журналисты отмечали, что она самая яркая на выставке.Картина была куплена коллекционером Владимиром Гиршманом и позже поступила в фонды Третьяковской галереи.В Третьяковской галерее также хранится уменьшенное повторение-вариант, исполненный художником в 1903 году (бумага, акварель, гуашь, уголь), поступившее в галерею от известного коллекционера и попечителя Третьяковской галереи Ивана Цветкова.
Источник: Государственная Третьяковская галерея, Москва