• Авторизация


Художник Сергей Иванов (1864-1910) Две замечательных картины из "Третьяковки" 10-01-2024 13:56 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Сергей Иванов – представитель «младшего» поколения художников-передвижников. Он
происходил из дворянской семьи и рано проявил способности к рисованию.
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Евграфа Сорокина и Иллариона Прянишникова (1878–1882, 1884–1885) с перерывом на обучение в Императорской Академии художеств в Петербурге (1882–1884).
Пользовался советами Ильи Репина, посещал рисовальные вечера в доме Василия Поленова.
Начинал как жанровый живописец, но в конце 1890-х годов увлекся изучением русской истории XVI и XVII веков, что повлекло за собой работу над масштабными полотнами.
Иванов Сергей Васильевич (1864-1910) Семья 1907 г. Холст, масло, 153 x 238,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Работая над темами из жизни допетровской Руси, С.В. Иванов задумывает создать образ патриархальной крестьянской семьи середины XVII века.
Впервые к этому сюжету художник обратился еще в 1903 году, обосновавшись в деревне Свистухе на реке Яхроме, и возвращался к нему до конца жизни, исполнив три варианта картины.
В деревне по его проекту были выстроены не только дом и хозяйственные сооружения, но и специальная обогреваемая мастерская на полозьях, в которой он мог писать с натуры даже в холодные зимние дни. Иванов создал более полусотни подготовительных набросков и эскизов с местных жителей.
Первоначальный вариант, где вереница людей шествовала в противоположную сторону, уходя от зрителя, не получил развития. Он долго искал композицию, которая бы лучше всего выразила главную мысль о цельности и крепости традиционного семейного уклада.

Каждый персонаж в этом маленьком шествии занимает свое место согласно установленному порядку.
Седобородый старик-отец в овчинном тулупе подобен некрасовскому Морозу-воеводе, единолично царящему в своих владениях.
Сжимая рукой надежный посох, глава семейства шагает рядом с чванливой женой, укутанной в платок.
Впереди, словно лебедь, выступает молодица – красавица-дочь на выданье в белом тулупе с вышивкой и меховой оторочкой. Позади идет сын с женой и детьми.
Группу замыкает похожая на мать старшая дочь, ожидающая ребенка, вместе с молодым супругом.

Пейзаж с мягким пушистым снегом и виднеющимися вдали деревянными домами придает торжественность и лирический настрой всему произведению.
Яркие цвета нарядных одежд персонажей помогают созданию образно-эмоциональной характеристики героев.
Автор не только любуется ими, но и мягко посмеивается над узаконенной домостроем системой поведения.
Пронзительный взгляд хозяина отражает его властный характер, самодовольная хозяйка шествует рядом.
Художник намеренно скрывает лицо сына, в фигуре которого читаются безответность и слабоволие.
В уверенной поступи старшей дочери выражена ее заносчивость, а в наклоне головы младшей – природная скромность.
Размеренный ритм движения фигур подчеркивает внутреннюю иерархию большой домовитой семьи, служащей оплотом державы.

Первоначальный вариант картины (1906) находится в Государственном Русском музее.
Царь. XVI век 1902 г. 215 x 177,5см. - холст дублирован, масло ГТГ.
Приобретено у Н.Б. Терпсихорова. 1939
 
Иванов создал множество подготовительных набросков и эскизов (самые ранние были исполнены в 1898 году), пока, наконец, не сделал выбор в пользу представленной композиции.
 
Название первоначального эскиза «То земной едет бог!» очень четко выражало замысел художника.
Главной темой произведения стало противопоставление возвышающейся фигуры царя в окружении охраны и коленопреклоненной толпы народа.
На первый план выдвигаются мощные фигуры двух стрельцов с поднятыми вверх секирами.
 
Алый цвет их костюмов притягивает взгляд, отвлекая от фигуры царя.
Лицо царя лишено каких-либо портретных черт.
 
Автор создавал образ власти, которая держится на безусловной верности подчиненных, не соотнося героя своего полотна с каким-либо конкретным историческим персонажем.
Впервые Иванов показал картину публике на второй выставке «36 художников» и она вызвала широкий резонанс в художественном сообществе.
 
Журналисты отмечали, что она самая яркая на выставке.
 
Картина была куплена коллекционером Владимиром Гиршманом и позже поступила в фонды Третьяковской галереи.
 
В Третьяковской галерее также хранится уменьшенное повторение-вариант, исполненный художником в 1903 году (бумага, акварель, гуашь, уголь), поступившее в галерею от известного коллекционера и попечителя Третьяковской галереи Ивана Цветкова.

Источник: Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
Люба47 10-01-2024-14:28 удалить
Добрый день, Галина! Вот и праздники прошли... Не все еще будут...))) Счастья вам, здоровья и мира!
ГалКон 10-01-2024-19:53 удалить
Спасибо, Галина, за интересный пост! Третьяковка -это кладезь шедевров живописи. Много раз была в Третьяковке, но этих прекрасных картин не помню, может быть они не выставлялись во время моего посещения галереи. Ведь не все выставлено в его залах, сколько прекрасных картин находится в запасниках.
Ответ на комментарий ГалКон # Да, Галина, я сама не раз была в Третьяковке, но уже давно не посещала её, Бог даст, поближе к лету поеду. А что касается этих картин, тоже не помню.
Ответ на комментарий Люба47 # Спасибо большое! Любовь, я и Вам всего этого желаю!


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Художник Сергей Иванов (1864-1910) Две замечательных картины из "Третьяковки" | Пчёлка_Майя_1 - Пчёлка Майя1 | Лента друзей Пчёлка_Майя_1 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»