• Авторизация


Страстная Седмица, песнопения и картины великого вторника, толкование. 10-04-2023 22:36 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Художник Уильям Блэйк. Притча о десяти девах. 1822

«Се, Жених грядет в полунощи…» Тропарь, глас 8



Се, Жени́х гряде́т в полу́нощи,/ и блаже́н раб, его́же обря́щет бдя́ща,/ недосто́ин же па́ки, его́же обря́щет уныва́юща./ Блюди́ у́бо, душе́ моя́,/ не сно́м отяготи́ся,/ да не сме́рти предана́ бу́деши/ и Ца́рствия вне затвори́шися,/ но воспряни́ зову́щи:/ Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же,// Богоро́дицею поми́луй нас.

Перевод:

Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим, но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным. Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, да не будешь смерти предана, и заключена вне Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас!

Тропарь поется на утрене в первые три дня Страстной седмицы.

В этом тропаре Церковь внушает нам спасительный страх внезапного пришествия Судии мира и побуждает нас к духовному бодрствованию. В его основе лежит притча о десяти девах (Мф.25:1-13).

Послушаем ещё одно исполнение

"Се Жених грядет в полунощи" - Мужской хор Троице-Сергиевой Лавры



Мы слышим призыв к духовному бодрствованию. Земная жизнь человека — это испытание, подготовка к встрече с Христом и жизнью Вечной. Но никто не знает, когда, в какой момент, оборвется его земной путь. «В чем застану, в том и сужу», — говорит Господь.

Евангелие от Луки: «И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими... Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий...

Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, — то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными...» ( Лк. 12:36-46).

Петер фон Корнелиус (1783-1867) «Девы разумные и неразумные»

Свое Второе пришествие Христос изобразил здесь под известным евреям образом пришествия жениха в дом невесты во время ритуала бракосочетания.

По обычаю жених идет в сопровождении родных и друзей в дом невесты, которая ждет его в лучшем наряде, окруженная подругами.

Свадебное торжество происходило обычно ночью, поэтому подруги невесты встречали жениха с горящими светильниками и, так как время прибытия жениха не бывало точно известно, ожидающие запасались маслом на случай, если оно в светильниках выгорит.

Невеста, с лицом закрытым густой вуалью, жених и все участники торжества с пением и музыкой отправлялись в дом жениха.

     Двери затворялись, подписывался брачный договор, произносились «благословения» в честь жениха и невесты, невеста открывала свое лицо и начиналось брачное пиршество, продолжавшееся семь дней, если выходила замуж девица, или три дня, если выходила вдова.

Брачный пир символизирует в этой притче Царство Небесное, где верующие будут соединены с Господом в блаженной вечной жизни.

Ожидание жениха означает всю земную жизнь человека, цель которой состоит в приготовлении себя к встрече с Богом.

Затворенные двери брачного чертога, не допустившие опоздавших к жениху, означают смерть человеческую, после которой нет уже покаяния и исправления.

Выводы

     1. Притча предупреждает нас о том, что некоторые вещи нельзя достать или сделать в последнюю минуту. Поздно начинать готовиться к экзамену, когда день экзамена уже наступил. Поздно человеку начинать приобретать мастерство или умение, когда ему уже предложено задание. Также можно столь долго заниматься разными делами, что не будет уже времени, чтобы подготовиться к встрече с Богом.

     2. Она предупреждает нас о том, что есть такие вещи, которые нельзя занять у других.

Неразумные девы не смогли получить в долг масла, когда оно им срочно потребовалось. Человек не может взять взаймы отношения с Богом – эти отношения он должен иметь сам.

Человек не может взять взаймы характер – он должен иметь его сам. Мы не можем все время жить за счет духовного капитала, накопленного другими.

Некоторые вещи мы должны добыть сами, потому что их нельзя занять у других. Каждый человек несет ответственность за свое духовное состояние, - духовную готовность нельзя передать от одного другому.

Художник Фридрих Вильгельм фон Шадов «Притча о мудрых и неразумных девах», 1820-е ( тут )

Страстная неделя, великий вторник - второй день самой важной для христианина недели в году.

Недели перед Воскресением Христовым.

Каждый день Страстной седмицы мы вспоминаем особые по величию и важности события из последних дней земного пути Спасителя.

Именно поэтому эти дни называются Великими и Святыми.

О каких же событиях повествует нам Евангелие в Святой Вторник Страстной Седмицы?

🔸Что значит кесарево кесарю, а Богу Богово? 🔸О Воскресении мертвых. 🔸Какая главная заповедь христианина? 🔸Чего должен беречься и остерегаться в своей жизни каждый верующий? 🔸О втором Пришествии Сына Человеческого. 🔸О каких приметах гибели мира говорится в Евангелии? 🔸Почему одна из примет - "ели, пили, женились, выходили замуж" -, ведь люди всегда делали это, что тогда имеется в виду?

Во всем этом разбираемся с протоиереем Олегом Стеняевым.



источник

Богословие Великого Вторника:

В этот день Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма. Первосвященники и старейшины, слыша притчи Христовы и поучения, задумали схватить Его и убить. Но напасть на Христа открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.

Утреня Великого Вторника также, как и Утреня вчерашнего дня начинается пением тропаря «Се Жених грядет в полунощи».

В основе его лежит притча о десяти девах (Мф. 25, 1-13).

В Великий Понедельник на утрени был как бы лишь отдаленный крик в нощи: Се Жених грядет.

Он повторяется и теперь, но усиливается и расширяется постепенно в последующих песнопениях и в Евангельском чтении на Литургии: Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных…

Вместе с образом десяти дев, в Евангелии этого дня предлагаются два других символа: притча о талантах и пророчество о Страшном Суде (Мф. 25, 14-46).

Это именно то поучение, которое Христос произнес в тот самый Вторник, практически накануне Своих Страстей. «Нарастая и ширясь, развернулось то, что намечалось вчера.

Вчера , в понедельник, был предложен образ смоковницы, не давшей плода, и образ этот ныне претворился в притчу о таланте, который ленивый и лукавый раб скрыл в земле; а вчерашняя повесть о кончине мира развертывается ныне в грозную картину Страшного Суда, когда придет Сын Человеческий и все святые Ангелы с Ним.

Об этих страшных и трепетных часах, ожидающих мир, и говорит в значительной части богослужение Великого Вторника. Перед концом истории, перед всемирной Пасхой и таинственным восьмым днем Воскресения Христова наступит «седьмого дня буря», своя Страстная для всего человечества неделя — кончина мира и Страшный Суд…» (В.Зандер).

Вновь на Часах мы слышим чтения из книги Исход и историю о страданиях праведного Иова и вновь задумываемся над великими параллелями.

Смерть Христова явилась освобождением нашим от рабства греху, смерти и диаволу, поистине она явилась великим Исходом из тьмы и сени смертной в Царство Божией Правды и Истины; пример праведного Иова, претерпевшего страдания на грани человеческих сил, показывает нам, что руки злых людей сознательно сделали с Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом.

Начинается Вечерня.

Здесь темы десяти дев со светильниками, притчи о талантах и темы Суда лишь намеченные на богослужении Утрени разворачивается во всей силе и великолепии.

Во время пения стихир мы ставим себя на место этих дев, мы думаем, а что мы сделали с талантами, данными нам Богом и размышляем над тем, готовы ли мы к Суду? Душевною леностию воздремався, не стяжах Женише Христе, горяща светильника иже от добродетелей, и девам уподобихся буим… Впрочем, переведем эти стихиры с церковно-славянского на русский язык:

От душевного нерадения задремав, не приобрел я, Жених-Христос, светильника, горящего добродетелями, и уподобился девицам неразумным, во время работы мечтая. Сострадательного сердца Твоего не затвори от меня, Владыка, но стряхнув с меня мрачный сон, воздвигни, и с разумными девами введи в Твой брачный чертог, где чистый глас празднующих и взывающих непрестанно: “Господи, слава Тебе!”

Вот, душа моя, Владыка вверяет тебе талант. Со страхом дар прими, отдай в рост для Давшего тебе, раздай нищим и приобрети этим друга в Господе, чтобы стать справа от Него, когда Он придет во славе, и услышать блаженный глас: “Войди, раб, в радость Господа Твоего!” Удостой ее, Спаситель, и меня, заблудшего, по великой Твоей милости.

картина Страшный Суд

Когда придешь Ты во славе с ангельскими воинствами и сядешь, Иисусе, на престоле для разбирательства, не разлучи меня с Собою, Пастырь Благой: ибо познаны Тобою пути правые, а левые развращены. Не погуби же с козлами меня закосневшего во грехе, но сопричислив меня к овцам, стоящим справа, спаси как Человеколюбец.

https://ok.ru/vavilonunvisionreality2014/topic/155840466065426

https://spasperovo.ru/news/anons/velikij-vtornik/

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Страстная Седмица, песнопения и картины великого вторника, толкование. | Пчёлка_Майя_1 - Пчёлка Майя1 | Лента друзей Пчёлка_Майя_1 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»