• Авторизация


«Ни дня без линии». Пауль Клее в ГМИИ им. А.С. Пушкина 10-11-2022 18:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


8 лет назад с середины декабря 2014 г - по 01.03.2015 была проведена большая выставка: Пауль Клее в ГМИИ им. А.С. Пушкина — «Ни дня без линии».

Экспозицию приурочили к 200-летию дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. Были представлены произведения из Центра Пауля Клее в Берне, Фонда Бейелера в Базеле и других коллекций Швейцарии.

[показать]

Вилла R 1918г.

[показать]

Город сновидений 1921г.

[показать]

Мечеть в Хаммамете 1914 г.

[показать]

Красные и белые купола 1914 г.

[показать]

Полнолуние 1919 г.

Что изображено на картинах авангардиста и сюрреалиста Пауля Клее? Просто фигуры, разного цвета и разной формы или это тайнопись? Может быть, это зашифрован мир, который зовет оглянуться и увидеть нечто большее, чем знакомые образы?

Картина «Полнолуние» — это размышление о том, что можно увидеть ночью.
День уснул. Луна своим светом слегка прикасается к тому, что дремлет. Луна катится по небу, между деревьями и крышами домов. Она дотрагивается своим светом до тропинок и дорог, которые изгибаются и ведут совсем в другом направлении, чем днем.

Свет Луны может быть самого разного цвета, и ярко-оранжевого и нежно-голубого. Этот свет поднимается до крон деревьев и опускается в глубину моря. Этот свет ведет за собой в мир, в который не попасть днём.

[показать]

Городская картина 1921г.

Почему изображения словно разложены на частицы мозаики. Может быть, это игра художника со зрителем? Художник не навязывает свои мысли, не заставляет видеть что-то конкретное.

[показать]

Перспектива комнаты 1921г.

[показать]

Перпендикуляры к волнам 1928 г.

[показать]

Парящий город 1930г.

[показать]

Городок в скалах 1932г.

[показать]

К Парнасу 1932г.

Если картины Пауля Клее рассматривать в разное время суток, каждый раз зритель получит новое видение, найдет новые образы. Картины живые, цвета в них играют, рисуются простые и сложные очертания.

[показать]

Огонь при полной луне 1933г.

Пауль Клее изображает множество знаков и символов. Каждый может распознавать в них что-то своё. На картинах этого художника дороги часто, как узоры, состоят из цветных частей.

Может быть, каждый отрезок дороги имеет свое значение и на любом участке может возникнуть перекресток, который поставит путника перед выбором.

Сама жизнь состоит из таких цветных частей. Каждый день имеет свой цвет, и каждое обстоятельство оставляет свой след, как кисть на холсте.

[показать]

Отлёт 1934 г.

[показать]

 
Пауль Клее создал целый мир, который существовал по правилам его интуиции, медитативного мировоззрения и любви к эксперименту. Он пробовал себя во многих техниках и жанрах: кубизме, конструктивизме, пуантилизме и не только.
В итоге он нашел свою индивидуальную, узнаваемую манеру.
 
Пути змеи 1934 г.
 
Периоды Пауля Клее сменяли друг друга, в зависимости от его увлечений. Путешествия в разные страны наполняли его сильными впечатлениями. Одним из первых и важных событий в жизни художника, которое повлияло на его образование, была поездка в Италию. Клее восхищался готикой и барокко, некоторое время он изучал архитектуру.
 
 
Клее стал востребованным художником. Художественная академия Дюссельдорфа предоставила Клее большое ателье, где он работает над масштабными произведениями. Но в 1933 году к власти приходит Гитлер.
Национал-социалисты называют искусство Клее «дегенеративным», конфискуют его произведения из немецких музеев. Пауль Клее покидает Германию.
В творчестве Клее важен мотив марионетки, он сам мастерил кукол. Может быть, это были размышления о степени независимости человека?
 
Сгармонизированная борьба,1937.

В поздних работах художника много знаков, указывающих на потусторонний мир. Видимо, Клее предчувствовал завершение своей миссии.

[показать]

Восточный дворик 1937 г.

История этого художника — прекрасный повод задуматься, есть ли смысл запрещать то, что не входит в систему привычных стереотипов?


Может быть, разумнее присмотреться к новым формам окружающего мира?

Тайнопись Пауля Клее.

В статье использованы иллюстрации из книги Дени Шевалье «Пауль Клее», Слово/Slovo, Москва, 1995.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
И всё-таки, сколько не пытаюсь вникнуть в подобную живопись, нет, не трогает, не вызывает интереса,только сожаление,что чувствуется, талантливый художник, а так и не нарисовал картин, понятных большинству...


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник «Ни дня без линии». Пауль Клее в ГМИИ им. А.С. Пушкина | Пчёлка_Майя_1 - Пчёлка Майя1 | Лента друзей Пчёлка_Майя_1 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»