8 лет назад с середины декабря 2014 г - по 01.03.2015 была проведена большая выставка: Пауль Клее в ГМИИ им. А.С. Пушкина — «Ни дня без линии».
Экспозицию приурочили к 200-летию дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. Были представлены произведения из Центра Пауля Клее в Берне, Фонда Бейелера в Базеле и других коллекций Швейцарии.
Вилла R 1918г.
Город сновидений 1921г.
Мечеть в Хаммамете 1914 г.
Красные и белые купола 1914 г.
Полнолуние 1919 г.
Что изображено на картинах авангардиста и сюрреалиста Пауля Клее? Просто фигуры, разного цвета и разной формы или это тайнопись? Может быть, это зашифрован мир, который зовет оглянуться и увидеть нечто большее, чем знакомые образы?
Картина «Полнолуние» — это размышление о том, что можно увидеть ночью.
День уснул. Луна своим светом слегка прикасается к тому, что дремлет. Луна катится по небу, между деревьями и крышами домов. Она дотрагивается своим светом до тропинок и дорог, которые изгибаются и ведут совсем в другом направлении, чем днем.
Свет Луны может быть самого разного цвета, и ярко-оранжевого и нежно-голубого. Этот свет поднимается до крон деревьев и опускается в глубину моря. Этот свет ведет за собой в мир, в который не попасть днём.
Городская картина 1921г.
Почему изображения словно разложены на частицы мозаики. Может быть, это игра художника со зрителем? Художник не навязывает свои мысли, не заставляет видеть что-то конкретное.
Перспектива комнаты 1921г.
Перпендикуляры к волнам 1928 г.
Городок в скалах 1932г.
К Парнасу 1932г.
Если картины Пауля Клее рассматривать в разное время суток, каждый раз зритель получит новое видение, найдет новые образы. Картины живые, цвета в них играют, рисуются простые и сложные очертания.
Огонь при полной луне 1933г.
Пауль Клее изображает множество знаков и символов. Каждый может распознавать в них что-то своё. На картинах этого художника дороги часто, как узоры, состоят из цветных частей.
Может быть, каждый отрезок дороги имеет свое значение и на любом участке может возникнуть перекресток, который поставит путника перед выбором.
Сама жизнь состоит из таких цветных частей. Каждый день имеет свой цвет, и каждое обстоятельство оставляет свой след, как кисть на холсте.
Отлёт 1934 г.
В поздних работах художника много знаков, указывающих на потусторонний мир. Видимо, Клее предчувствовал завершение своей миссии.
История этого художника — прекрасный повод задуматься, есть ли смысл запрещать то, что не входит в систему привычных стереотипов?
Может быть, разумнее присмотреться к новым формам окружающего мира?
Тайнопись Пауля Клее.
В статье использованы иллюстрации из книги Дени Шевалье «Пауль Клее», Слово/Slovo, Москва, 1995.