Это цитата сообщения
TimOlya Оригинальное сообщениеЦарское Село/21/Александровский дворец/2/Интерьер



13 августа 2021 года, после реставрации, торжественно открылись 13 интерьеров Александровского дворца - личные апартаменты императора Николая II и его супруги Александры Фёдоровны.
Помещения, сохранившие декоративное убранство, были отреставрированы, все остальное — воссоздали по историческим образцам, фотографиям, архивным документам.

Зал Большой Библиотеки Александровского дворца
Знакомство с интерьерами Александровского дворца начинается с зала Большой библиотеки.
Согласно предвоенным музейным описям, в библиотечных залах дворца было почти 19 тысяч томов.
Кроме этого, около семи тысяч томов находилось в личных комнатах семьи Николая II в Александровском дворце. Здесь были собраны книги лучших литераторов, а также книги разных тематик: от географии до религии. Большая часть книг тематически относилась к истории, богословию, политическим и социальным наукам, там были мемуары и художественная литература.

Во время оккупации Пушкина книги из царскосельских дворцов вывезли в Германию, а после войны в СССР вернулась примерно четверть книжной коллекции.
Сейчас в обоих залах хранятся 5,5 тысячи томов из личной коллекции императорской семьи. Многие из них даже сохранили пометки Александра I и Николая II.
Книги хранились в шкафах красного дерева стиля ампир. Оригинальная мебель в основном была утрачена. Но вначале 2000-х годов из Сената сюда перевезли ясеневые шкафы конца XIX века.
На шкафах с книгами установлены бронзовые статуэтки философов и мыслителей.
Скульптура Петра I
Скульптура великого путешественника Александра фон Гумбольдта. Именно путешествие Александра фон Гумбольдта в Россию стало фактором распространения его наследия в научном и образовательном пространстве России середины XIX начала XX вв. Важным достижением является перевод на русский язык главных произведений великого ученого «Картины природы», «Космос». К сожалению, перевод на русский язык написанного Гумбольдтом по итогам путешествия по России труда «Центральная Азия» не был завершен. Революции 1917 года помешали завершению перевода этого труда, который до сих пор представлен на русском языке только одним томом.
В залах отреставрировали паркет, стены из искусственного мрамора и декоративную полосу из зеленого мрамора характерную для творчества Сильвио Данини, который трудился во времена Николая II.
Зал Большой Библиотеки Александровского дворца в Пушкине освещают люстры конца 18 века.

************
Зал Малой Библиотеки Александровского дворца
Малая Библиотека Александровского дворца находится рядом с Большой Библиотекой. Сейчас в двух залах библиотеки выставлено более 5,5 тысячи томов из личной коллекции императорской семьи.
Здесь отреставрировали отделку из искусственного мрамора, паркет, воссоздали книжные шкафы.
Шкафы в Малой Библиотеке, из красного дерева стиля ампир, воссозданы из красного дерева по фрагментам, обнаруженными после немецкого отступления.
Малая Библиотека иногда служила столовой. Здесь проходили обеды, завтраки семьи Николая II, праздновали Дни рождения членов царской семьи.
В ней иногда проходили заседания Императорского исторического общества, которое возглавлял сам Николая II.
В первое время рядом с библиотекой располагалось помещение для хранения императорской коллекции оружия, которую в 1834 году перевели в павильон Арсенал в Александровском парке.
Малую Библиотеку Александровского дворца освещают люстры конца 18 века.
В зале Малой Библиотеки находится скульптура 19 века - Филарета Никитича Романова. Он был Патриархом Руси в 17 веке.
Отец Михаила Федоровича Романова – основателя династии Романовых, вступившем в 1613 году на царский престол.
Здесь находится макет памятника Петру I, который установлен в Петрозаводске.
Скульптуры Александра III и Александра II.
Стол в Малой Библиотеке украшает ваза из Датского фарфора, изготовленая в Коппенгагегне, которая называется «Гуси у воды».
**************
Угловая гостиная в Александровском дворце
Угловая гостиная первоначально была частью Парадной анфилады Александровского дворца, созданной Джакомо Кваренги в конце ХVIII века. Ее название связано с расположением гостиной в углу дворца.
Во время перестройки дворца, начавшейся после восшествия на престол Николая II, она вошла в состав личных императорских апартаментов, но сохранила своей парадное назначение.
Стены первоначально украшали пять зеркал, их сняли при переделке зала.
Позднее убранство интерьера составляла мебель в стиле Людовика XVI, а также предметы, выполненные фабриками Свирского и Мельцера. Стояли два малых концертных рояля и фисгармония.
На столах и этажерках лежали книги и ноты.
Стены украшали многочисленные медальоны с изображением русских императоров и императриц, картины.
Портрет императрицы.
Картина Лаурица Туксена. «Коронация Николая II в Успенском соборе Московского Кремля 14 мая 1896 года». 1898 год
Картина французского художника Ж.-Б.-Э. Детайль «Возвращение в лагерь в Красном Селе казаков л.-гв. Атаманского полка».
Одну из стен украшает гобелен, подаренный Александре Федоровне французским президентом. На нем изображена французская королева Мария Антуанетта с детьми. Все они были казнены во время Французской революции. Известно, что императрица Александра проявляла большой интерес к судьбе несчастной королевы, и, несомненно, дипломат об этом знал. Создана картина с оригинала кисти Элизабет Виже-Лебрен 1787 года.
Гобелен с изображением Марии-Антуанетты
Это было одно из любимых мест Александры и Николая, где пересекались частная и официальная жизнь обитателей дворца.
В Угловой гостиной Александровского дворца проходили официальные мероприятия, важные государственные переговоры, повлиявшие на события в стране и в мире. Здесь Николай II принимал послов иностранных государств. Здесь же в мае 1902-го года был принят посетивший Россию с официальным визитом президент Франции Эмиль Лубе.
В Угловой гостиной несколько раз проходили заседания Императорского исторического общества.
20 августа 1915 года в стенах Угловой гостиной Александровского дворца состоялось историческое заседание кабинета министров, на котором Николай II принял на себя командование армией и флотом, – это решение современники впоследствии называли роковым.
Императрица принимала в Угловой гостиной послов, министров, различные депутации.
В годы русско-японской и Первой мировой войн императрица принимала руководителей патронируемых ею благотворительных организаций.
Угловая гостиная входила в состав апартаментов императриц. Именно в этой комнате Александру Федоровну поздравляли с первыми именинами в 1895 году после крещения. Она принимала поздравления не только от родных и близких, но и от прислуги.
В ней собирались немногочисленные избранные гости императорской четы.
Семья часто устраивала здесь завтраки и обеды, собиралась во время домашних концертов, в которых нередко принимали участие звезды петербургской оперной сцены и другие знаменитые артисты императорских театров, в том числе Федор Шаляпин, а также Надежда Плевицкая, - любимая певица Николая II.
Она исполняла русские народные песни. Александра Федоровна и Николай II заметили ее талант, она училась и стала певицей императорских театров. Ее приглашали в Александровский дворец после концертов на кофе и чай. Однажды Александра Федоровна подарила ей большую брошь.
Иногда Александра Федоровна сама играла для гостей на пианино.
Рояль фирмы Лихтенталь, сохранившийся во время эвакуации, сделан из наборного дерева - из трех ценных пород.
До наших дней чудом сохранился французский шерстяной ковер XIX века, площадью 182 квадратных метров, весом 400 кг, купленный специально для этой комнаты, — его удалось эвакуировать во время Второй Мировой войны. В рисунке ковра присутствуют крылатые львы.
Старинная люстра, конец 18 века из граненого хрусталя и стекла. Центральная часть люстры из стекла в рубиновом цвете. Интересна Технология создания такого стекла. В расплавленное стекло добавляются кусочки золота и стекло становится рубинового цвета
Внутреннее убранство Угловой гостиной Александровского дворца было практически полностью уничтожено в годы Великой Отечественной войны.
В гостиной отреставрировали искусственный мрамор, паркет, лепку, мебель, портьеры и оконные заполнения.
Для ее оформления подобрали предметы мебели, переданные из других дворцов, которые по стилю и цветовой гамме точно воссоздают обстановку начала XX века. Именно такая композиция, такое расположение мебели характерно для стиля модерн. В этом стиле работала фирма Мельтцеров. Мебель воссоздана по их рисункам, эскизам и чертежам..
****************
Кленовая гостиная в Александровском дворце
На половине императрицы Александры Федоровны наибольшую художественную ценность представляла отделка Кленовой гостиной, созданная Мельцером. Ее архитектурное оформление в стиле модерн резко выделяется на фоне остальных помещений.
Главный архитектурный акцент – просторная антресоль из серого мореного клена, который перед этим пять лет находился в специальном растворе, соединявшую кленовую гостиную с парадным кабинетом императора.
Императрица, поднявшись на антресоль по лестнице занималась там рукоделием или рисовала, а при желании — незаметно присутствовала на совещаниях супруга.
Лепной орнамент с причудливо изогнутыми ветвями цветущих растений обрамлял дверные и оконные проемы.
В падуге за лепными древесными стволами скрывалась электрическая проводка.
Первоначально на месте Кленовой гостиной императрицы, Парадного кабинета императора и детских комнат располагался Концертный зал, сооруженный по проекту Джакомо Кваренги, который никогда не использовали по назначению.
Роман Мельцер, занимавшийся перестройкой дворца в 1902–1904 годах, объединил Кленовую гостиную Александры Федоровны и Парадный кабинет Николая II антресолями.
От Кленовой гостиной в Александровском дворце начинались личные апартаменты императорской семьи.
Здесь Александра Федоровна принимала близких ей людей и доверенных посетителей, среди которых был Григорий Распутин.
Обычно в Кленовой гостиной семья собиралась вечерами.
В этой гостиной часто подавался пятичасовой чай.
Младшие дети играли на шкуре белого медведя. Старшие читали, делали уроки и занимались рукоделием.
Во время Первой мировой войны, когда Николай II находился в действующей армии, императрица заслушивала здесь доклады министров.
На полке круглого дивана множество мелких предметов, характерное для стиля модерн.
Предметы из фарфора, бронзы, множество портретов и фотографий.
Портрет, выполненный художником Степаном Фёдоровичем Александровским «Николай второй в белом гусарском мундире»
В витрине-горке, расположенной над полукруглым диваном, Александра Федоровна хранила драгоценные пасхальные яйца от Фаберже, которые преподносил ей супруг.
По историческим фотографиям удалось воссоздать антресоль
Мебель
Камин
Декоративную лепку - цветочные композиции на стенах в технике «намазная лепка»
Закарнизное освещение — при жизни императора люстры здесь не было, а свет в комнате появлялся от 200 лампочек, которые находились за карнизом и отражали свет от белого потолка.
Ковер, который сейчас покрывает пол Кленовой гостиной, выполнен из новозеландской шерсти и весит 400 килограммов.
******************
Палисандровая гостиная в Александровском дворце
Этот интерьер оформлял Роман Мельцер в 1896-1897 годах. Стены ее были затянуты французским шелком, а нижняя часть и камин облицованы панелями из палисандра – очень редкой и дорогой древесины, которую доставляли из-за границы. Также из палисандра была сделана мебель.
Палисандр — ценная древесина из тропических деревьев Южной Америки рода дальбергия. Из всего дерева для работ применяют только сердцевину, отсюда и уникальность. Древесина влагоустойчивая, износостойкая и не подвержена гниению. Легкая в обработке, красивая, но дорогая, так как деревья отличаются очень медленным ростом. Дерево растет 200 лет. Используется для отделки в дворцах и царских апартаментах. Для реставрации заказывали эту же древесину.
В первые годы жизни в Александровском дворце Николай II и Александра Федоровна много времени проводили в Палисандровой гостиной.
Затем гостиная стала местом завтраков и обедов царской семьи. Специальной столовой во дворце не было, император не любил обедать в каком-то одном помещении, поэтому на стол накрывали в разных комнатах — по настроению. В будни сюда часто подавали завтраки и обеды, на которые приглашали близких родственников или гостей из узкого круга приближенных, которым хотели выразить особое расположение.
Обед начинался в 8 часов и продолжался 40 минут. Это была традиция, заведенная Александром I.
В Палисандровой гостиной императрица хранила вещи, напоминавшие ей о родине – Гессенском герцогстве на юге Германии и ее родственниках.
Картина с изображением замка Гессен Дармштадских, где родилась Александра Федоровна.
Напротив, портрет ее отца Людвига Гессенского.
В сундуке она держала детские вещи и игрушки.
На стенах были развешаны пейзажи, акварели, портреты и картины из путешествий.
Вся семья Николай II была религиозна, а для Александры Федоровны главная книга была библия, она с ней никогда не расставалась.
Картины слева и справа от камина на религиозные темы.
Из предметов здесь сохранились несколько картин религиозной тематики, среди которых живопись австрийской художницы Гранич Сюзанны Ренаты «Благовещение»
С другой стороны «Мадонна с младенцем» немецкого художника Пауля Туманна.
В Палисандровой гостиной для царской семьи показывали кино.
В гостиной стояло два телефонных аппарата. В этой комнате находился первый в России электромагнитный телеграф.
В годы Первой мировой войны один из них соединял Александровский дворец со Ставкой в Могилеве, где Николай II подолгу находился во время Первой мировой войны.
Именно здесь 8 марта 1917 года генерал Леонид Корнилов объявил Александре Федоровне о ее домашнем аресте.
По историческим образцам воссозданы тканевая обивка стен, портьеры, ковровое покрытие, а также панели и камин из палисандра, украшенный тканевой вставкой и зеркалами с фацетом (специальной обработкой граней и внешней кромки стекла), лепной фриз.
Реставраторы в своей работе в Александровском дворце опирались на иконографию, которой располагает музей-заповедник.
Это и любительские фотографии членов императорской семьи из государственных архивов, и автохромы 1917 года. В августе 1917 года фотограф Андрей Зеест сразу после отъезда царской семьи провел съемку дворца на автохромы «позально».
Стол и диван, которые первоначально стояли на этом месте до 1941 года, были воссозданы с использованием фотографий, рисунков и сохранившихся/дошедших до нас остатков обивки, которая использовалась в отделке комнаты еще в середине 1890-х годов.
В Палисандровой гостиной зафиксировалась даже цветущая гортензия.
****************
Сиреневый кабинет в Александровском дворце
Сиреневый кабинет–любимая комната Александры Фёдоровны в Александровском дворце.
Созданная Романом Мельцером он ни разу не подвергался переоформлению, несмотря на смену художественной моды на рубеже веков.
Для оформления интерьера архитектор использовал шёлк розовато-лилового оттенка с рисунком из переплетенных вертикальных нитей, который был заказан у парижской фирмы Шарля Бурже.
Цвет "мов" (от французского "mauve" — розовато-лиловый) — любимый цвет императрицы. Существует легенда, что Александра Федоровна, решив помочь архитектору Роману Мельцеру в подборе цветовой гаммы для кабинета, протянула ему веточку сирени.
Деревянные панели в нижней части стен и мебель, спроектированная Мельцером в подражание стилю рококо, были окрашены под слоновую кость.
Многие предметы обстановки - угловой диван, полушкафы встроены и связаны со стенными панелями.
Сиреневый кабинет — любимое место отдыха императорской семьи и их гостей, уютное семейное гнездышко.
Здесь император и императрица с детьми часто пили кофе после завтрака, собирались на вечерний чай.
В Сиреневом кабинете Александровского дворца Александра Фёдоровна проводила много времени за работой и чтением.
В этой комнате императрица могла находиться часами: заниматься рукоделием.
Читать или разбирать корреспонденцию.
Общаться с детьми, читать вслух и музицировать в четыре руки на пианино фирмы Becker.
По воспоминаниям ближайшей подруги императрицы Анны Вырубовой, Александра Федоровна любила сидеть в кресле, откинувшись на кружевные подушки, под картиной Эдуарда Попийона «Сон Богородицы» и читать книги, а дети иногда сражались за право его занять.
Позади нее стояла стеклянная ширма, предохраняющая от сквозняков, а ее ноги были укрыты кружевной шалью.
Здесь была ее библиотека, в которой было около тысячи книг.
Интерьер Сиреневого кабинета Александровского дворца был наполнен огромным количеством семейных фотографий и живописными полотнами на религиозные темы.
Сотрудники музея-заповедника сохранили эту особенность при помощи копий.
До нашего времени дошли мелкий датский фарфор, письменный стол, по которому специалисты восстановили остальную мебель в кабинете.
Подлинный письменный столик Александры Федоровны, стоящий между оконными проемами в Сиреневом кабинете, сохранился каким-то чудом. После войны его в ужасном состоянии нашел на территории Александровского парка хранитель дворца Анатолий Михайлович Кучумов.
Кроме того, реставраторы воссоздали тканевую обивку стен, портьеры, ковер, деревянные панели, камин и живописный фриз
https://tzar.ru/objects/alexandrovsky
https://www.citywalls.ru/house24120.html
https://spb-parki.ru/palace/alexander-palace/
https://sinekvan.livejournal.com/385905.html
********************
Серия сообщений "***Пригороды Петербурга 2":
Часть 1 - Один из лучших пейзажных парков мира.История Дворцового парка в Гатчине.
Часть 2 - Гатчина - Версаль Павла I/1
...
Часть 27 - Царское Село/20/Екатерининский парк/Ворота «Любезным моим сослуживцам»/Собственный садик/Морейская колонна/Чугунная беседка/
Часть 28 - Царское Село/21/Александровский дворец/1/
Часть 29 - Царское Село/21/Александровский дворец/2/Интерьер