Елена Поленова. К 175-летию со дня рождения . 2 Часть .
Елена Поленова. Утки спасают Филипко. Иллюстрация к сказке «Сынко-Филипко». 1896-1897. Бумага, акварель, белила, тушь, кисть, графитный карандаш. 30,8 x 22,3
Елена Поленова. Иллюстрация к русской народной прибаутке «За тридевять земель, в тридесятом государстве». 1890-е. Государственный Русский музей
Елена Поленова. Иллюстрация к русской прибаутке «Рыжий и красный». 1890-е. Государственный Русский музей
Елена Поленова. Иллюстрация к русской народной прибаутке «Чики-чики Чикалочки, сидит дурак на палочке, а дурочка в тележке щелкает орешки». 1890-е. Бумага, акварель, лак, графитный карандаш. 31,2 x 22. Государственный Русский музей
При этом на протяжении всей своей недолгой жизни художница продолжала соблюдать очень плотный график работы. Словно пыталась успеть как можно больше.
«Мои занятия распадаются на дневные и вечерние. Днем я работаю, пишу картинку маслом... К утренним занятиям относятся и сказки... К вечерним занятиям я отношу производство. Художественной частью производства я занимаюсь вечером, а административной в сумерки, а раз в неделю езжу в Абрамцево», – писала Елена Дмитриевна
К тому же она руководила «керамическими четвергами», а по субботам спешила на занятия акварелью в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1893 году, после нескольких лет активной общественной и педагогической работы, Елена Дмитриевна оставила руководство абрамцевской столярной мастерской и занялась личным творчеством. Она создала множество набросков цветочных орнаментов для обрамления икон, вышивок, керамики, продолжала иллюстрировать сказки, серьезно увлеклась символизмом в литературе и живописи. Также, как и Василий Поленов, Елена любила музыку и старалась соединить в своих произведениях мелодию и цвет. Так Егише Татевосян вспоминал: «после хорошей музыки ей очень ясно представлялись узоры. <...> Орнаменты Е.Д. имеют особый аромат: восхитительны по краскам и весьма фантастичны. <...> настолько тонки по сочетаниям красок и линий, что положительно ими можно любоваться... <...> Они не просто узоры, а точно в них вложены загадочные мысли, они цветозвучны».
Елена Поленова. Растительный орнамент. Полоса с лиловатыми одуванчиками. Начало 1890-х. Бумага, гуашь. 4,4 х 18,7. Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник «Абрамцево»
Елена Поленова. Одуванчики. Орнамент для вышивки. 1897. Эскиз для оформления столовой в доме М.Ф. Якунчиковой в Наро-Фоминске под Москвой. Совместный проект с А.Я. Головиным. Бумага, карандаш, белила, акварель. 33,9 х 46. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Елене Поленовой было поручено оформлять русский павильон к предстоящей в 1900 году Всемирной выставке в Париже.
Но не всем планам и мечтам было суждено осуществиться. В апреле 1896 года с Еленой Дмитриевной случилось несчастье. Когда она ехала на извозчике пролётка налетела на рельсы конки и перевернулась, художница сильно ударилась головой о мостовую. Эта травма и стала причиной опухоли мозга и смерти спустя два года.
Елены Поленовой не стало 19(7) ноября 1898 года.
Василий Поленов был потрясён смертью сестры: «Она неутомимо работала, можно сказать, всю свою жизнь и всё время шла вперёд, и вот, когда талант её развился и окреп, когда полная творческих замыслов она могла бы дать ещё много высокодаровитого и интересного, жестокая судьба её убивает…»
Елена Дмитриевна была похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище. Над её могилой поставили крест в древнерусском стиле по эскизу Виктора Васнецова.
На самом деле, это лишь малая часть того, что можно рассказать об этой удивительной художнице, посвятившей свою жизнь творчеству и развитию русского искусства. Она дружила и поддерживала многих молодых художников. После её смерти все вспоминали Елену Поленову только добрыми словами, пытаясь оценить то влияние, которое она оказала на них и на искусство в целом. В 1902 году в Москве и Петербурге состоялись посмертные выставки её работ, а семья Поленовых в память о ней учредили премию в 300 рублей на заграничные поездки для молодых художников.
Предлагаю ещё несколько цитат о творчестве Елены Дмитриевны и некоторые её чудесные камерные работы.
«...Никто, как мы с вами, не может ее оплакивать, ведь мы теперь осиротели, только это слово может выразить всю <...> силу нашей потери. <...> И вот теперь её не стало навсегда, навсегда. Вещи потеряли для меня аромат, все самое дорогое с ней связано», – писала Мария Якунчикова Александру Головину
«От нее пошла вся художественно-промышленная деятельность земств, ею были вдохновлены абрамцевская гончарная мастерская, Строгановское училище, ковровое производство г-жи Чогловой; она же была главной вдохновительницей других художников: Якунчиковой, Малютина, Давыдовой, Рериха, Коровина, Головина и Билибина», – Александр Бенуа
«Какой талант! Какой необыкновенный, какой оригинальный талант, какая необычайная способность к русскому стилю, никем у нас не понимаемому и даже скорее всего презираемому и затаптываемому в грязь! И всё это делает кто – женщина, у которой нашлось вдруг и необычайное знание, и необычайная творческая фантазия, и необычайная любовь, даже страсть к нашему национальнорму складу, формам, краскам. Всё это до такой степени неожиданно, непредвидено и вместе сильно, что кажется мне невероятным!..», – Владимир Стасов
Елена Поленова. Осенний мотив. 1883. Бумага, акварель. 32,2 х 24. Частное собрание
Елена Поленова. Белые цветы тысячелистника. 1883. Бумага, акварель. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Елена Поленова. Ромашки. 1880-е. Бумага, акварель. Государственная Третьяковская галерея
Елена Поленова. Подсолнухи. 1885. Холст на картоне, масло. 25,5 х 17.3. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Елена Поленова. Улица в Москве. Последняя четверть XIX века. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Елена Поленова. Кострома. Улица. 1888. Холст, масло. 22 х 36. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Елена Поленова. Аллея ранней весной. 1885-1889. Бумага, акварель. 12,5 х 18. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Елена Поленова. Зима. 1888. Бумага, акварель. 17 x 12,5. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого
Елена Поленова. Старый сад. Заросли. Середина 1890-х. Бумага, акварель. Государственный Русский музей https://dzen.ru/a/aSf7iuJlNFazTPwW?from_site=mail