Уильям Кван Джадж
Образование кристаллов
Перевод на русский: Фёдорова О.А.
Статья Сары Корбетт, к которой У.К.Д. написал примечание.
В трудах Фрёбеля, немецкого минералога и педагога, есть несколько интересных мест об образовании кристаллов. Он говорит:
«Мир кристаллов показал мне в чётких и недвусмысленных терминах законы человеческой жизни».
«То, что духовный глаз видит внутренне в мире мысли и разума, он видит внешне в мире кристаллов».
«Человек в своём внешнем проявлении, подобно кристаллу, несущему в себе живое единство, проявляет сначала больше односторонности, индивидуальности и неполноты, и только в более поздний период поднимается до всесторонности, гармонии и полноты».
Итак, интуитивно поняв внутренний смысл развития на примере кристаллов, он подробно описывает действие силы в её тенденции
«представлять любую вещь в единстве, индивидуальности и разнообразии; обобщать наиболее частное и представлять наиболее общее в наиболее частном, и, наконец, сделать внутреннее внешним, внешнее внутренним и представлять и то, и другое в гармонии и в единстве».
Он говорит, главным образом, о
«тенденции силы извлекать линию или плоскость из точки, представлять точку как линию или плоскость, линию как точку или плоскость, сжимать линию в точку или расширять её в плоскость» и т. д.
Эти процессы можно проиллюстрировать образованием различных кристаллических форм. Внутренняя природа силы всегда сферична, и кристалл, пройдя через различные стадии, имеет тенденцию возвращаться в сферическую форму.
«Эта сила, в конце концов, достигает такой высокой степени напряжения внутреннего и внешнего противостояния, что даже внешние результаты показывают, что тенденция ослаблять такое противостояние является главной тенденцией этой силы».
История эволюции и инволюции изложена в нескольких словах, а она ещё важнее для нас с нашим более широким знанием, чем у самого Фрёбеля. И всё же он говорит, что для него кристаллы были «зеркалом развития и истории человечества». Гораздо больше они значат для исследователя эволюции.
Он описывает эволюцию кубической формы в соответствии с законом необходимости. Такая сила исходит из центра, и в таком центре всегда есть набор из трёх двусторонних направлений, перпендикулярных друг другу.
«Результатом преобладания этих трёх двусторонних перпендикулярных направлений должен быть кристалл, ограниченный прямыми линиями и плоскостями, раскрывающий в каждой части внутреннюю природу и действие этой силы».
Куб является единственной формой, которая удовлетворяет этим условиям, так как
«каждый из восьми углов показывает перпендикулярность трёх двусторонних направлений в центре и, таким образом, указывает снаружи на центр куба. Аналогичным образом, три набора из четырёх параллельных рёбер показывают каждое из внутренних направлений четыре раза. Шесть граней отмечают в своих центрах шесть конечных точек трёх двусторонних направлений и, таким образом, определяют невидимый центр куба».
Затем он объясняет развитие других правильных форм из куба – тетраэдра и октаэдра, вследствие тенденции углов становиться плоскостями, граней становиться точками и т. д., и, таким образом, прослеживает внутренний смысл развития формы. Внимательно следуя за ходом своей мысли, никто не удивляется, что он так ясно увидел аналогию между человеческим развитием и развитием кристаллов, и что он увидел в кристаллографии «возможность прямого доказательства внутренней связи всех вещей».
Сара Корбетт, Ч.Т.О.
_______
ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКТОРА. Вышеупомянутая короткая статья приводит к глубокому размышлению, а изучение законов, регулирующих образование кристаллов, было бы очень поучительным для теософов. Необходимо было пройти через всю схему эволюции на планете в минеральном царстве, прежде чем материалы могли быть готовы для животных и настоящих человеческих тел. Эти законы, следовательно, лежат в основе наших умственных и физических действий, включая оккультные феномены любого рода. Далее после этого следуют химические законы, которые должны быть поняты так же, как и первые, прежде чем исследователь сможет осуществлять что-нибудь практическое в оккультизме. Когда исследователи изучат их, поймут их сложность и широкий диапазон, станет понятно, насколько глупо желать быть адептами, когда мы всего лишь дети, и насколько лучше было бы для мира, если теософы жаждали бы пытаться спасти мир от скорби, а не стремились постоянно находить чудеса в природе или делать то, что может дать нам только бессрочная научная подготовка. Учеников много, но серьёзных, преданных и самоотверженных учеников мало.
Уильям К. Джадж
Оболочки души
Перевод на русский: Лещинер Л.З.
В моей последней статье «Месмеризм»[1] я установил, что у внутреннего смертного человека есть несколько оболочек, через которые он достигает связи с природой, чувствует её движение в ответ на проявленные им силы и функции. Это учение такое же древнее, как и любая существующая сейчас эзотерическая школа, и более древнее, чем современные научные школы. Понимание его совершенно необходимо для познания истинного смысла месмеризма.
Вместо того чтобы видеть человека таким, каким он представляется нашим глазам, его следует считать, по сути, совершенно другим существом, чувства и действия которого осуществляются особенным образом. Он вынужден переводить с одного языка на другой как каждое полученное им впечатление извне, так и свои внутренние ощущения. Другими словами, он переводит картины в слова, жесты и действия или наоборот. Признаюсь, что это утверждение довольно расплывчато, тем не менее оно правдиво. Неясность возникает из-за трудностей языка, который только слегка затрагивает эти вопросы и развитие которого происходит во всецело материалистической цивилизации. Человек – это душа и как таковая занимает место среди материальных вещей. Эта душа не только поднимается сама, но в то же время вынуждена тащить вверх, облагораживать, очищать и совершенствовать так называемую грубую материю, в которой ей приходится жить. Потому что, хотя мы и называем менее тонкие состояния субстанции словом «материя», однако она состоит из жизней, у которых есть возможность стать душами в невероятно отдалённом будущем. Братская необходимость побуждает и душу, состоящую из мельчайших жизней, ждать в цепях материи до тех пор, пока эти жизни не получат нужный стимул на пути совершенства.
Поэтому за долгие времена, прошедшие с начала эволюции этой Солнечной системы, душа создала для себя различные оболочки, начиная от очень тонких, близких к своему собственному естеству, до наиболее отдалённой, внешней, физической. И эта последняя – самая иллюзорная из всех, хотя внешне она кажется наиболее реальной. Эти оболочки необходимы, чтобы душа могла знать или действовать. Сама по себе она совсем не может понимать природу, но с помощью различных оболочек постоянно преобразует все чувства и мысли, давая указание телу внизу или получая свой опыт в этом процессе вверху. Сказанное означает, что любая инициатива души должна пройти через несколько оболочек, при этом каждая из них передаёт эту инициативу следующей, более низкой. Таким же путём оболочки передают ощущения, получаемые от природных явлений и внешних впечатлений, снизу вверх. В начале эволюции продолжительность всех этих стадий, измеряемая солнечным временем, была ощутимой. Но на нынешней точке развития Солнечной системы, которое ускоряется, эти процессы занимают настолько короткое время, что, когда речь идёт о нормальном и уравновешенном человеке, мы справедливо называем их мгновенными. Конечно, есть случаи, когда необходимо больше времени вследствие замедленного действия какой-то одной из оболочек.
Душа имеет семь чётко разграниченных оболочек, но количество подразделов каждой делает эту цифру гораздо больше. Грубо говоря, каждая из них делится ещё на семь, и каждая из семеричной группы является частью своего класса. Можно сказать, таким образом, что существует классификация сорока девяти оболочек.
Физическое тело можно распознать как оболочку, подразделениями которой являются кожа, кровь, нервы, кости, плоть, слизистая оболочка и так далее.
Астральное тело – это другая оболочка, уже не так легко признаваемая нашими современниками. У неё есть свои подразделения, соответствующие подразделениям физического тела. Но будучи на одну ступеньку выше, чем тело, она включает в одно из своих подразделений несколько подразделений тела. Например, поверхностная чувствительность крови, кожи, плоти и слизистой оболочки будет включена в одно из астральных подразделений.
Как раз в этом эзотерическая школа расходится и, похоже, противоречит современной патологии и психологии. Современная школа принимает действие нервов кожи, слизистой мембраны и плоти только как получателей и передатчиков раздражителей. Кажется, что это так, но изнутри факты выглядят по-другому, или, правильнее сказать, их больше, и они ведут к дополнительным заключениям. Подобно этому у нас есть противоречия с девятнадцатым веком и в отношении крови. Мы говорим, что клетки крови и жидкость, в которой они плывут, получают и передают ощущения.
Каждое подразделение среди физических оболочек исполняет не только обязанности получения и передачи ощущений, но также имеет способность сохранения памяти о них, которая регистрируется соответствующими нервными узлами тела, а оттуда постоянно внедряются в соответствующий центр восприятия и действия в астральном теле. В то же время общеизвестен факт, что мозг обладает способностью собирать все физические ощущения и впечатления.
Не останавливаясь для дискуссии, которая не приведёт к цели без физической демонстрации, пойдём дальше. Низший человек, который собирает для своей души опыт из нижележащей области, может, либо по своей воле, если достаточно подготовлен, либо вынужденно, в результате процесса развития, или несчастного случая, или рождения с аномалией, жить ощущениями и впечатлениями одной или многих различных оболочек физического или астрального тела.
Когда обучение пройдено, заблуждений не произойдёт, или любая временная иллюзия легко рассеется. У того, кто не обучен, иллюзия идёт рука об руку с ощущениями. Тот, кто болен или находится под воздействием чужой воли, правильно выполняет внешние действия, но свободно мыслить не способен и обнаруживает все заблуждения и ложные представления гипнотического состояния.
Если внутренний низший человек функционирует среди ощущений (или планов, если хотите) некоего астрального чувства или центра, тогда появляется ясновидение или яснослышание, потому что он передаёт мозгу впечатления, извлечённые из аналогичных планов природы.
А когда к этому добавлен частичный контакт с некоторыми малыми подразделениями физических оболочек, тогда иллюзия делается сильнее, потому что опыт одной группы клеток принимается за весь опыт, и посредством мозга он переводится на язык нормального человека. Возможность комбинаций здесь, конечно, очень велика, поэтому я упомянул для иллюстрации только несколько из них. Эта возможность внутреннего низшего человека контактировать с одной или несколькими оболочками без контакта со всеми остальными, привела одну из французских школ гипноза к заключению, что человек – это коллекция личностей, и каждая в отдельности – завершённое целое. Взгляды, изложенные ранее, не опровергаются фактом, наблюдавшимся в Париже и Нанси, что объект в состоянии гипноза № 2 ничего не знает о состоянии № 1. Ибо всякий нормальный человек, действующий в нормальном состоянии, соединяет все различные комбинации ощущений, опыта, воспоминаний в одно суммарное целое, из которого невозможно выделить какую-либо его составляющую.
Нужно помнить, что в прежних жизнях каждый человек совершал те или иные поступки, которые тренировали и развивали ту или другую оболочку души. И хотя в процессе смерти многие из них перестали быть одним целым, но воздействие такого пройденного ранее развития не потеряно для возрождающегося существа. Оно сохраняется благодаря мистическим законам, руководящим атомами, собираемыми для рождения нового дома, который займёт возвращающаяся душа. Известно, что атомы (физические и астральные) прошли через тренировки всевозможного вида. Когда душа возрождается, она притягивает к себе физические и астральные атомы, подобные (насколько возможно) использованным в её прежнем опыте. Часто это приводит к использованию материи, подобной той, что использовалась в последней жизни. Если астральным чувствам в прежней жизни на земле уделялось большое внимание и развитие, тогда родится медиум либо настоящий провидец или мудрец. Это будет зависеть от баланса сил в конце прежней жизни. Например, тот, кто в прошлом рождении стремился только к развитию психических свойств, оставив без внимания философию, или совершал другие ошибки, возможно, будет рождён безответственным медиумом. Другой возродится ясновидцем в ограниченной области, совершенно не достойным доверия, и т. д. до бесконечности.
Трудно достижимо рождение в семье мудрых верующих и истинных мудрецов, и об этом известно с древности. Эту трудность можно постепенно преодолеть изучением философии и бескорыстной работой для других, вместе с преданностью высшей Сущности, которой неотступно следуют в течение многих жизней. Любая другая практика ведёт лишь к дополнительной путанице.
[Здесь статья У. Джаджа заканчивается. Редакторы журнала «Люцифер» объяснили наличие дальнейших нескольких параграфов так: «Цитата из Плотина о самоубийстве, которая должна была заполнить оставшееся до конца страницы место, была случайно вставлена над подписью Джаджа и оказалась частью его статьи»].
Душа связана с телом телесными страстями. Она будет выпущена на свободу, если станет бесстрастной к телу.
То, что природа связывает, она также растворяет. Подобно этому, то, что душа связывает, она растворяет. Природа, определённо, привязывает тело к душе, но и душа привязывает себя к телу. Природа, следовательно, освобождает тело от души, а душа освобождает себя от тела. Значит, есть двойная смерть, одна, известная всем, в которой тело освобождается от души, но другая, особенная для философов, в которой душа освобождается от тела. Ни одна точно не следует другой.
Сноски
1. «Люцифер», май 1892. СП УКД, т. 2. – Прим. ред.
Дэвачан
март 1893
Перевод на русский: Фёдорова О.А.
Корреспондент пишет, что в теософской литературе и среди теософских авторов, похоже, существует некоторая путаница или противоречие относительно продолжительности пребывания человека в дэвачане, и цитирует утверждение г-на Синнетта о том, что число лет, проведённых там, составляет 1500, в то время как в цитате из моей статьи даётся более короткое время. Всегда нужно помнить две вещи. Во-первых, г-н Синнетт, писавший о дэвачане в «Эзотерическом буддизме», дал свою интерпретацию того, что Учителя мадам Блаватской сообщили ему через неё. Хранятся копии всех писем, и теперь они доступны. Г-н Синнетт мог вполне допустить ошибку в этом предмете, с которым он не был хорошо знаком; во-вторых, только адепты, передавшие информацию, могли знать точное количество лет, в течение которых любой жизненный путь вынуждал бы в состоянии дэвачана; и поскольку эти адепты говорили также в других местах на эту тему, взгляды г-на Синнетта должны рассматриваться в связи с этими более совершенными высказываниями.
В действительности нет никакой путаницы, за исключением того, как разные исследователи воспринимают эту теорию, а заблуждения всегда возникают из-за поспешности, а также из-за неточности в рассмотрении этого вопроса как теории, которая предполагает знание законов умственной деятельности.
В «Ключе к теософии» (с. 143, 158) Е.П.Б. говорится:
«Пребывание в дэвачане зависит от степени духовности и достоинств или недостатков последнего воплощения. Среднее время составляет от 1000 до 1500 лет… длится ли этот интервал один год или миллион».
Здесь среднее время означает «время для среднего человека, у которого есть какие-либо стремления к дэвачану», у многих же «средних людей» таких стремлений нет; и сноска на с. 158 даёт возможную разницу в 500 лет. Это в точности согласуется с теорией, потому что в вопросе, который зависит только от тонкого действия ума, очень трудно (а для большинства из нас невозможно) установить точные цифры.
Но адепт К.Х., написавший большинство писем, на которых основывалось мнение г-на Синнетта о дэвачане, написал и другие письма, два из которых были опубликованы в 5-м томе журнала «Путь» за 1890 год[1] без подписи. Авторство «Заметок о дэвачане» в настоящее время обнародовано. Они были подписаны буквой «X». Он пишет:
«"Сон в дэвачане" длится до тех пор, пока карма не будет погашена в этом направлении. В дэвачане происходит постепенное истощение силы.
Пребывание в дэвачане пропорционально неисчерпанным психическим импульсам, возникшим в земной жизни. Те, чьи влечения были преимущественно материальными, будут скорее возвращены к перерождению силой танхи».
Вполне очевидно, что здесь говорится о том (как всегда и учили), что вхождение в дэвачан зависит от психических (что здесь означает духовных и по характеру душевных) мыслей о земной жизни. Поэтому тот, кто не породил много таких импульсов, будет иметь мало оснований или сил, чтобы поместить свои высшие принципы в состояние дэвачана. А второй абзац его письма показывает, что мыслитель-материалист, не заложивший ни духовной, ни психической основы мышления, «скорее возвращается к перерождению силой танхи», что означает притяжение или магнетическую силу жажды жизни, присущей всем существам и закрепившейся в недрах их сущностной природы. В таком случае усреднённое правило неприемлемо, поскольку результат в целом в любом случае обусловлен балансировкой сил и является результатом действия и противодействия. Такой тип мыслителя-материалиста может возродиться из состояния дэвачана примерно через месяц, потому что мы должны допустить расходование определённых психических импульсов, генерируемых в детстве, до того, как материализм полностью овладел им. Но так как у всех силы и импульсы, которые они могут генерировать, претерпевают изменения, то некоторые из этого класса могут оставаться в состоянии дэвачана один, пять, десять, двадцать лет и т. д., в зависимости от энергии сил, генерированных в земной жизни.
По этому поводу, опираясь на взгляды Е.П.Б. по этой теме, начиная с 1875 года, я писал в журнале «Путь» (т. 5, 1890 г., с. 190)[2]:
«Во-первых, я никогда не верил, что период в 1500 лет для пребывания в этом состоянии, данный г-ном Синнеттом в «Эзотерическом буддизме», был фиксированным естественным фактом. Он может быть пятнадцать минут, а также 1500 лет. Но вполне вероятно, что для большинства людей, кто постоянно желает освобождения и наслаждения небесами, этот период будет превышать 1500 лет».
Это ничему не противоречит, если только г-ну Синнету не будет показано определённо, что любой мужчина или женщина связаны деспотичным жёстким правилом оставаться 1500 лет (не больше и не меньше) в состоянии дэвачана. Но весьма маловероятно, чтобы он мог так говорить, поскольку это противоречило бы всей философии природы человека, в которую он верит. То, что было сказано в томе 5 журнала «Путь» согласуется с мнением тех адептов, которые писали на эту тему, а также с очень древними учениями по этому поводу в Бхагавад Гите и в других местах.
В повседневной жизни можно найти множество иллюстраций воздействия на живых людей той же силы, которая помещает бестелесного человека в дэвачан. Художник, поэт, музыкант и мечтатель постоянно демонстрируют это. Когда они погружены в мелодию, композицию, цветовую гамму или даже глупую фантазию, они находятся в некоем прижизненном состоянии дэвачана, в котором они часто теряют осознание временных и чувственных впечатлений. Их пребывание в таком состоянии зависит, как мы хорошо знаем, от накопленных ими импульсов. Если бы они не были подвержены телу и его силам, они могли бы оставаться годами в своей «мечте». Те же самые законы, применяемые к человеку, лишённому тела, дадут нам точные сроки дэвачана.
Но никто, кроме обученного математике адепта, не смог бы суммировать силы и дать нам общее количество лет или минут, которые могли бы измерить дэвачан. Следовательно, мы должны полагаться на адептов относительно конкретного времени, а они объявили 1000-1500 лет хорошим обычным средним значением.
Поэтому это приведёт к тому, что мы получим так называемый обычный цикл перевоплощения для средней массы единиц в любой цивилизации. Посредством этого можно сделать очень хорошее приблизительное прогнозирование вероятного развития национальной мысли, если мы будем тщательно выверять его столетие за столетием или десятилетиями этого столетия на протяжении полутора тысяч лет истории.
Сноски
1. Статья в двух частях: «Путь» за май, с. 40 и июнь, с. 79. – Прим. ред.
2. Статья «Дэвачан», СПУКД 1:392. – Прим. ред.