• Авторизация


Е. П. Блаватская Тайная доктрина - ОГРОМНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ВОЗДВИГЛИ ОНИ , В РАЗМЕР СВОИХ ТЕЛ 30-04-2025 07:09


Елена Петровна Блаватская
Тайная доктрина
Синтез науки, религии и философии
Перевод с 3-го английского издания: Е.И. Рерих

 

44. ОГРОМНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ВОЗДВИГЛИ ОНИ[1] , В ДЕВЯТЬ YATIS ВЫСОТЫ[2] , В РАЗМЕР СВОИХ ТЕЛ (a). ВНУТРЕННИЕ ОГНИ УНИЧТОЖИЛИ ЗЕМЛЮ ИХ ОТЦОВ[3] . ВОДА УГРОЖАЛА ЧЕТВЕРТОЙ[4] (b).

[500x546]

[700x370]

a) Следует заметить, что большинство из гигантских статуй, открытых на острове Пасхи, этой части, несомненно, затопленного материка, так же как и те, которые были найдены на окраинах Гоби, области, оставшейся затопленной на протяжении неисчислимых веков, все они были от двадцати до тридцати футов высоты. Статуи, найденные Куком на острове Пасхи, почти все были двадцати семи футов высоты при восьми футах в плечах[5] . Писательница вполне осведомлена, что современные археологи решили, что «эти статуи не очень древние», как это было заявлено одним из больших чинов Британского Музея, в котором находятся сейчас несколько из этих статуй. Но это одно из тех произвольных решений современной науки, которые не имеют большого веса.

Нам говорят, что после гибели Лемурии от подземных огней, люди стали непрестанно уменьшаться в росте – процесс, уже начавшийся после их физического падения – и что, наконец, через несколько миллионов лет, они уменьшились до шести, семи футов и, теперь, в более древних Азиатских расах, они продолжают уменьшаться, приближаясь скорее к пяти, нежели к шести футам. Как показывает Пиккеринг, среди малайской расы (субрасе Четвертой Коренной Расы) существует странное разнообразие в росте; члены полинезийского семейства, такие как жители островов Таити, Самоа и Тонга, выше ростом, нежели остальное человечество; но племена индусские и жители Индокитайских стран несомненно ниже общего уровня. Это объясняется легко. Полинезийцы принадлежат к самым ранним, оставшимся в живых, субрасам, другие же к самой позднейшей и наиболее преходящей массе. Как сейчас совершенно исчезли жители Тасмании и как, в свою очередь, быстро вымирают австралийцы, так же скоро последуют за ними и другие старые расы.

b) Как могли сохраниться эти рекорды? – спросят нас. Даже знание индусами Зодиака отрицается нашими доброжелательными и учеными востоковедами, пришедшими к заключению, что индусы-арийцы ничего не знали о нем до принесения его греками в их страну. Эта ничем не оправдываемая клевета была достаточно опровергнута Байи и, что еще больше, ясным свидетельством фактов и потому она не нуждается во многих добавочных опровержениях. Тогда как египетский Зодиак[6] сохраняет неопровержимые доказательства записей, охватывающих более чем три с половиной Сидеральных Года – или около 87,000 лет – индусские вычисления покрывают почти тридцать три таких года или 850,000 лет. Египетские жрецы уверяли Геродота, что вначале Полюс Земли и Полюс Эклиптики совпадали. Но как замечает автор «Сфинксиады»:

«Эти жалкие отемненные индусы записали знание астрономии, исчисляющее десять раз 25,000 лет со времени [последнего местного] наводнения [в Азии] или Века Ужаса».
Они же обладают записанными наблюдениями от времени первого Великого Наводнения в пределах исторической памяти арийцев – наводнения, которое потопило последние части Атлантиды 850,000 лет тому назад. Наводнения, предшествовавшие этому, конечно, более традиционны, нежели историчны.

Погружение и изменение Лемурии началось почти у Арктического Круга (Норвегии), и Третья Раса закончила свою судьбу на Ланке или на том, что стало Ланкой у атлантов. Малая оставшаяся часть, ныне известная, как Цейлон, есть Северное плоскогорье древней Ланки, тогда как огромный остров этого имени в период Лемурии, был гигантским Материком, уже нами описанным. Как говорит один из Учителей:

«Почему бы Вашим геологам не допустить мысли, что под материками, исследованными и измеренными ими… могут быть скрытыми, глубоко в неизмеримых или, вернее, неизмеренных океанских днищах

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Гавриил Державин (Н.К. Рерих) - воспоминания современников. 23-04-2025 04:34


Гавриил Державин: биография и  воспоминания современников.



Гавриил Державин
[551x700]

 

 

С. Н. Рерих. Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии, 1933 г.

[490x600]

Е. И. Рерих Том второй
17.12.1924—2.02.1928
ОГНЕННЫЙ ОПЫТ

 

25 января 1926 [Бурхан-Булат]

...

— Где были мы между воплощениями?
— В Докиуде. Ваша стремительность замечательна.
След[овательно], Н[иколай] К[онстантинович] ещё раз воплощался после тиб[етского] воплощения?
— Да. Урусвати помнит с детства это лицо. (Было
дано начало Оды Державина.)
— Державин?
— Да — помнишь, в колпаке? Считаю, можно
вспомнить, как среди придворных впервые пробивал идею освобождения. Думаю, что задача освобождения была проведена недостаточно сильно. В одном
тарантасе едете против Змия.

[357x550]

Г.Р.Державин. Неизвестный художник с оригинала А.А.Васильевского 1815. Собрание Всероссийского музея А.С.Пушкина

                                 Державин в воспоминаниях современников


В Год литературы исполняется 200 лет трем знаменательным для ее истории и для биографии Г.Р. Державина встречам: на экзамене в Царскосельском Лицее поэт впервые увидел А.С. Пушкина, через несколько месяцев познакомился с молодым поэтом В.И. Панаевым и будущим писателем С.Т. Аксаковым. Все они, как и многие другие, близко знавшие Державина люди, оставили воспоминания о встречах с поэтом. Эти документальные источники, дополненные живописной галереей их авторов, представлены на выставке «Державин в воспоминаниях современников», открытие которой состоится 3 июля 2015 года в Западном корпусе Музея-усадьбы Г.Р. Державина (в рамках проекта Всероссийского музея А.С. Пушкина в Год литературы — «Литературный календарь»).

Воспоминания о Г.Р. Державине оставили многие его современники. Иногда это мимолетные зарисовки, иногда записи семейных преданий, значительно реже развернутые повествования. Авторами мемуаров были как известные писатели и поэты (И.И. Дмитриев, А.С. Пушкин, В.И. Панаев, С.Т. Аксаков), так и малознакомые широкому кругу читателей литераторы. Почти все они вспоминают Державина в последний период его жизни. В этом отношении их мемуары служат своеобразным дополнением к «Запискам» самого поэта, доведенным до 1812 года.

Авторы всех мемуаров говорили, прежде всего, о доброте, «искренней приветливости» и внимании Державина к собеседникам, особенно к собратьям по перу.

П.И. Шаликов, первым опубликовавший свой мемуарный очерк о Державине в журнале «Аглая» в 1810 году, писал: «Простосердечная искренность отличала Министра-Патриота от обыкновенных Министров <…> блеск и грубость здесь совсем неизвестны…»

И.И. Дмитриев, вспоминая в возрасте «с лишком шестидесяти лет» первое свидание с Державиным, рассказывает: «Мы застали хозяина и хозяйку в авторском кабинете; в колпаке и в атласном голубом халате, он что-то писал на

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии

Елена Рерих о дереве с Юпитера (Эльгарио). 16-04-2025 05:24


                              Елена Рерих о дереве с Юпитера (Эльгарио).

 

Елена Рерих - огненный опыт том 2 

3 января 1926 [Бурхан-Булат]

Сон. Еду в небольшой одноколке со спутником [незнакомым50:34], как бы по просёлочной дороге. Спутник мой указал мне на особое дерево, росшее недалеко от дороги. Я подошла к дереву, с цветов которого падали на землю капли пахучей росы. Дерево было совершенно особенное — листва довольно редкая и мелкая, коричневатого тона; цветы тоже мелкие, лилово-розовые.

Я протянула руку к цветам — и ветви дерева сами собой наклонились ко мне и как бы вдыхали эманацию, идущую из моей руки, после чего несколько капель упало на землю. Не знаю почему, но мне показалось, что роса эта сладковатая на вкус. Об этом дереве во втором сне я рассказывала кому-то из родных либо знакомы[х]. Это было астральное изображение дерева с Юпитера, сгущающе[го] прану. Название его Эльгарио — Elgario.

 

4 января 1926 [Бурхан-Булат]

Урусвати видела дерево, которое способствует благодетельным образованиям. Астральное изображение дерева с Юпитера. Оно собирает обработанную прану и сгущает её. Именно из всех образований это дерево собирает прану. Изображение его былодано Нам с Юпитера.
Надо знать, что на Юпитере именно царство растительное облечено особым развитием. Оно исполняет многие химические функции. Чистые испарения как дезинфекция. Всякий разлагающийся организм поглощается растениями, и сознание растения настолько развито, что можно заметить язык растений.
Чтобы проследить эти возможности, Наш великий Пл[атон] отправился на Юп[итер] и посылает
Нам такого ценного союзника — газ, произведённый из этого дерева. Газ посылается как бы в капсюле света. Если капля кажется радужной, то каждое малое тело может быть заключено в броню луча. Конечно, 
при передаче более половины вещества сгорает, но каждый новый ингредиент очень важен.

Когда говорил о важном сообщении, имел в виду эту новость. Подобный газ разрушает абсолютную тьму. Можно получить его некоторое количество.
Главное — можно привлечь и другие посылки, из других миров, в виде других газов. Самая невидимая, но самая действительная борьба. Газы могут усилять психологирование — это важно. 

 

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Уильям Кван Джадж. Марс и Меркурий. 03-04-2025 08:20


Уильям Кван Джадж
Марс и Меркурий
Перевод на русский: Фёдорова О.А.


В июньском номере журнала «Путь» был напечатан обзор брошюры, выпущенной Лондонской Ложей ТО, и можно подумать, что журнал одобряет всё, что написано в этой брошюре, несмотря на то, что личные инициалы рецензента были добавлены к замечаниям. В брошюре возобновляется старый спор, который, как мы думали, был разрешён на страницах 162-168 первого тома «Тайной доктрины»[1]. «Удовлетворение любопытства есть конец знания для некоторых людей», писал Учитель Блаватской, и это любопытство привело к тому, что вопрос о других видимых глобусах несколько лет назад был задан адептам, которые передали основную часть материала для «Эзотерического буддизма» и самый важный материал для «Тайной доктрины». Автор «Эзотерического буддизма» истолковал полученный ответ в том смысле, что Марс и Меркурий являются двумя из семи планет земной планетарной цепи. Е.П.Б, единственный человек, имевший реальную и постоянную связь с Учителями, исправила ошибку, допущенную Синнеттом, на страницах «Тайной доктрины», о которых я упоминал, сказав на странице 164[2]:

«Но ни Марс, ни Меркурий не принадлежат к нашей Цепи. Они являются наравне с другими семеричными Единицами во множестве Цепей нашей Системы, и все они настолько же видимы, насколько их высшие Сферы невидимы».

Елена Петровна исправила такое неправильное представление по письменному указанию того же Учителя, который отправлял через неё письма, лёгшие в основу «Эзотерического буддизма».

Исходя из авторитетного мнения относительно этого вопроса, о котором ни один из теософских авторов не имеет никакой другой информации, кроме той, что передали Учителя, мы должны заключить, что утверждение «Тайной доктрины» является окончательным. Если бы дело не касалось других вопросов, то не было бы никакой необходимости вновь рассматривать этот предмет, но из-за логичности всей философии необходимо снова обратиться к этой теме. Двое Учителей, которым пришлось заниматься «Эзотерическим буддизмом» и «Тайной доктриной», ясно сказали, что, во-первых, ни один из других глобусов земной цепи не виден с поверхности Земли; во-вторых, различные планеты видны нам в небе, потому что они, в свою очередь, являются планетами четвёртого плана, открывая нашему взгляду свои семеричные цепи; в-третьих, шесть глобусов, компаньонов Земли, объединены с ней в одну массу, но отличаются от неё по классу вещества; в-четвёртых, г-н Синнетт неправильно понял Учителей, когда подумал, что они имели в виду, что Марс и Меркурий являются двумя из шести глобусов-компаньонов Земли – это Учителя решительно исправили в «Тайной доктрине». И, наконец, они сказали, что вся философия является философией соответствий, и так должна рассматриваться в каждой её части. Не понятно, почему г-н Синнетт сказал, что Е.П.Б не общалась с Учителями, когда писала о вышеупомянутой теме в «Тайной доктрине», или что Учителя отрицают вышеуказанные взгляды.

Если допустить, что Марс и Меркурий являются двумя видимыми планетами семеричной цепи, принадлежащей к Земле, то нарушается логичность всей философии, потому что, как дело обстоит с планетами, так и с человеком. Каждая планета, рассматриваемая на данный момент как физическое лицо, подлежит анализу таким же образом, как и отдельный человек, так как она подчиняется тем же законам и таким же образом. Следовательно, если два из принципов земли видимы, то есть Марс и Меркурий, то почему тогда два из семи принципов человека не видимы, кроме тела? При семеричном строении тело человека соответствует Земле в её семеричной цепи, но человек не видит остальные свои принципы. Философия должна быть логичной во всём. Если она не логична в одном, то терпит неудачу в другом. Те же самые Учителя, которые общались через Е.П.Б. с г-ном Синнеттом с целью написания «Эзотерического буддизма», снова и снова решительно заявляли, что в этой философии действует закон соответствий.

Земля является планетой четвёртого плана. Существа на ней проходят сейчас четвёртую стадию, и по этой причине не могут видеть планеты, не находящиеся на том же плане развития, поэтому они видят только планеты четвёртого плана. Если это верно, то Марс и Меркурий должны быть планетами четвёртого плана и, следовательно, не принадлежат земной цепи

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Уильям Кван Джадж. Обитатели высоких гор. 03-04-2025 08:13


Уильям Кван Джадж
Обитатели высоких гор
Перевод на русский: Фёдорова О.А.


Рассказ об обитателях высоких гор был бы неполным без какой-либо ссылки на широко распространённое убеждение, преобладающее в Индостане, в отношении неких авторитетов и других лиц, которые, как говорят, живут в недоступных местах и которых то и дело видят местные жители. Правда, что по всей Индии можно встретить факиров, обладающих святостью в большей или меньшей степени и отличающихся большим или меньшим скоплением нечистот, но все местные жители рассказывают о факирах, как их называют многие из нас, которые живут в уединении, в удалённых от жилищ человека местах, и к которым относятся с чувством глубокого почтения, очень отличающимся от того, что оказывается обычному странствующему верующему.

Индус отличается глубокой религиозной природой и говорит, что преданность религиозному созерцанию является одной из самых высоких жизненных сфер. Поэтому он считает странствующего аскета как того, кто благодаря отречению достиг большого прогресса в достижении окончательного блаженства, и говорит, что есть другие люди, которые продвинулись дальше в этой практике. Эти другие лица, считающие магнетизм или испарения от обычных людей, а также магнетизм мест, где скапливаются люди, враждебными своему дальнейшему прогрессу, удалились в места, которые трудно найти даже тогда, когда их намеренно ищут, и где вряд ли на них можно случайно наткнуться. По этой причине они выбирают высокие горы, потому что дороги, по которым человек переходит с места на место на этой земле, всегда идут по самым коротким или самым лёгким маршрутам, как электричество по закону своего бытия всегда будет следовать по линии наименьшего сопротивления и самого быстрого доступа.

И поэтому английские и французские путешественники рассказывают, что время от времени встречают местных жителей, повторяющих местные предания и сведения, относящиеся к какому-то очень святому человеку, который живёт один на соседней горе, где он посвящает своё время созерцанию всей вселенной и пытается достичь, во-возможности, окончательного освобождения.

Этих людей зовут «махатмами», что в переводе означает «великие души», потому что считается, что они не могут отречься от мира и его удовольствий, пока не будут обладать более благородными душами с большей динамической силой, чем души простых людей, которые согласны жить веками через перевоплощения согласно великому колесу вселенной, ожидая однажды счастливого случайного освобождения от оков материи.

Великий путешественник, аббат Гук, который обошёл большу́ю часть Тибета и описал свой замечательный опыт католического миссионера в интересных путевых заметках, часто ссылается на этих людей под другим именем. Но он устанавливает бесспорный факт, что они, как полагают, живут как родственники и обладают необычайной властью над силами природы или, как сказал бы учёный и набожный аббат, находятся в близком и личном союзе с самим дьяволом, который, в свою очередь, делает великие и чудесные дела для них.

Французский путешественник Жаколио также свидетельствует о глубокой вере в этих выдающихся людей, чьих младших учеников, по его собственному утверждению, он видел и которые совершали для него необыкновенные магические чудеса, от которых волосы на голове вставали дыбом. И как ему рассказывали, эти чудеса могли совершаться только благодаря силе, переданной им от их гуру или учителя, одного из махатм, обитателя какой-то высокой горы.

Кажется, они утверждают, что воздух, циркулирующий вокруг горных вершин большой высоты, очень чистый и незагрязнённый излучениями животных или человека, и поэтому махатмы могут видеть духовно лучше и делать больше с целью лучшего управления природой, живя в такой чистой обстановке. В самом деле, многое можно сказать в пользу санитарных достоинств такого места жительства. В сырой день над нашими городами можно легко увидеть пары выдохов как людей, так и четвероногих, эти пары из-за своей тяжести становятся видимыми. Тот факт, что в хороший день мы этого не видим, не является доказательством того, что в те дни эманации прекращаются. Наука заявляет, что они продолжаются всё время и просто становятся ощутимыми вследствие естественного процесса оседания влаги в холодные и влажные дни.

Среди европейцев,

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Уильям Кван Джадж. Кометы. Обитатель порога. 03-04-2025 08:11


Уильям Кван Джадж
Кометы
Перевод на русский: Фёдорова О.А.


Вероятное происхождение, строение, движение и функции комет привлекают наибольшее внимание астрономов. Они очень часто, по-видимому, игнорируют законы, которые применимы к другим небесным телам. Даже при очень не глубоком размышлении надо признать, что известны не все законы небесных тел. Две вещи сами по себе будут вызывать сомнения относительно того, известны ли современным астрономам все эти законы. Во-первых, хотя большие неподвижные звёзды, как известно, движутся с огромной скоростью (например, Сириус отдаляется от нас каждую секунду с большой скоростью), ещё в течение многих веков все они, как нам кажется, сохраняют одно и то же относительное положение, и, следовательно, называются «фиксированными» звёздами по сравнению с планетарными телами, находящимися ближе к нам и движущиеся с очевидно большей скоростью. Во-вторых, некоторые планеты, имеющие один спутник, по-видимому, подчиняются другому закону, согласно которому один из спутников будет двигаться в направлении, противоположном направлению остальных спутников. Есть, в первом томе «Тайной доктрины» (первое изд., с. 203-209)[1], два пункта, которые указывают на некоторые взгляды адептов в отношении комет.

«"Рождённое в неизмеримых глубинах пространства из однородного Элемента, называемого Мировой Душою, каждое ядро космической материи, внезапно проявленное к бытию, начинает жизнь при самых враждебных обстоятельствах. На протяжении ряда бесчисленных веков оно должно завоевать себе место в Беспредельности. Оно вращается между более плотными и уже неподвижными телами, двигаясь прыжками, и устремляется к точке или центру, который привлекает его; и подобно кораблю, вовлечённому в пролив, усеянный рифа­ми и подводными скалами, старается избежать другие тела, в свою очередь, притягивающие и отталкивающие его. Многие погибают, их масса разлагается в более сильных массах, и когда они рождаются внутри планетной системы, они погибают, главным образом, внутри ненасытных желудков различ­ных солнц. Те, кто двигаются медленнее и устремлены в элиптическом ходе, рано или поздно, осуждены к уничтожению. Другие, двигающиеся параболическими дугами, обычно избегают гибели в силу своей скорости".

Некоторые читатели, склонные к критике, может быть, возразят, что это учение, устанавливающее стадии комет, проходимые всеми небесными телами, находится в противоречии с только что упомянутыми утверждени­ями, согласно которым Луна является матерью Земли. Они, может быть, вообразят, что необходима интуиция, чтобы согласовать эти данные. Но, в действительности, никакой интуиции не требуется. Что знает наука о кометах, их зарождении, развитии и конечном завер­шении? Ничего, абсолютно ничего! И что же невозможного в том, что лайа-центр (сгусток космической протоплазмы, однородной и латен­тной), будучи внезапно оживлён или воспламенён, устремится из своего ложа в пространство и начнёт вращаться в глубинах бездны, чтоб укрепить свой однородный организм посредством накопления и добавления дифференцированных элементов? И почему бы такой комете не осесть для жизни и не стать обитаемой сферой?»

Здесь следует отметить, что та же война, которую мы наблюдаем на этом плане, происходит также на космических планах, причём сказано, что, когда ядро материи начинает жизнь, оно делает это при самых враждебных обстоятельствах. На этом плане, в тот момент, когда душа покидает тело, никогда не прекращающаяся жизненная энергия начинает отрывать частицы друг от друга и разделять их на более мелкие жизни. Известно, что адепты придерживаются этой теории, а именно, что в течение жизни одна группа клеток или жизненных точек воюет с другой группой, и то, что мы называем смертью, вызвано разрушением равновесия, когда всё, что работает на разрушение клетки любого состава по своему характеру, берёт верх. Одни клетки сразу же начинают пожирать другие клетки, и, в конце концов, обращаются против себя для своего собственного уничтожения в качестве смешанной массы. Иначе говоря, не существует какого-то определённого количества клеток, которые являются разрушителями, противостоящими другому определённому количеству клеток, которые являются хранителями, но отрицательные и положительные силы природы постоянно взаимодействуют и противодействуют друг другу. Равновесие, или естественное состояние, осуществляется вследствие баланса между этими двумя противоположными силами. Положительная сила разрушительна, и если эта сила берёт верх, она

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Уильям Кван Джадж Е.П.Б. не была оставлена Учителями. 03-04-2025 08:00


Уильям Кван Джадж
Е.П.Б. не была оставлена Учителями
Перевод на русский: Фёдорова О.А.


Есть определённые вещи, связанные с личностью великого руководителя, которые то и дело необходимо упоминать и объяснять даже в таком Обществе, которое старается по возможности уклоняться от обсуждения личностей. Иногда это неприятно, особенно когда, как в данном случае, необходимо касаться других лиц. А когда таким великим руководителем является Е.П. Блаватская, то вокруг её имени, благодаря определённым законам природы, собирается целая толпа неких первопричин и утверждений. Поскольку она не только была тем человеком, кто принёс нам от более мудрых братьев человеческой семьи последовательную философию Солнечной системы, но и собой она на практике иллюстрировала существование сверхчувственного мира, а также способности внутреннего и астрального человека. Следовательно, любая теория или утверждение, касающиеся её отношений с чем-либо невидимым и с Учителями, от имени которых она говорила, неизбежно влечёт обсуждение какого-либо закона или принципа. Такого, конечно, не было бы в том случае, если бы мы имели дело с обычным человеком.

Многое было сказано о Е.П.Б. при её жизни теми, кто пытался понять её, некоторые высказывания были глупостью, а некоторые определённо вредными. Самым вредным было то, что сделал г-н А.П. Синнетт в Лондоне при жизни Е.П.Б. ещё до написания ею «Тайной доктрины», когда он заявлял, что она оставлена Учителями и является добычей элементалов или стихийных духов. У него хватило смелости сказать ей об этом в лицо, он также часто говорил ей, что считает её мошенницей в других делах.

Сразу же видно, что такое предположение имеет серьёзные последствия. Ведь, если верно, что всё, сказанное ею как бы от Учителей и не соответствующее чьему-то мнению, то это может быть отклонено как выдумка некоторых элементалов. Именно так и поступали. Это не только обсуждали в очаровательной тиши Лондонской ложи, но об этом говорило почти всё множество учеников и потенциальных учеников, толпящихся вокруг Е.П.Б. И это оставило свой след даже до сего дня. И когда возникло полное разногласие между Е.П.Б. и г-ном Синнеттом, как по поводу связей Марса и Меркурия с этой землёй, так и по поводу метафизического символа вселенной (причём Е.П.Б. получила объяснение от Учителя), то были выдвинуты всякие вредные теории, чтобы показать, что она была неправа, что эти слова не от Учителя, и что правильными были узкие и материалистические взгляды г-на Синнетта относительно утверждений Учителя (которые были сделаны до предполагаемого оставления Е.П.Б. и завладения ею элементалами). Этот спор вошёл в «Тайную доктрину». Вся философия строится на нём. Разногласие возникло потому, что г-н Синнетт заявлял, что его мнение, основанное на одном из писем Учителя, полученного из Индии (через Е.П.Б.) было правильным, а Е.П.Б. не соглашалась с ним. Он жёстко придерживался своей позиции, и тогда Е.П.Б. обратилась к Учителю за дальнейшими объяснениями. Когда ответ был получен и показан г-ну Синнетту, он отрицал его подлинность, и тогда теория оставленности могла бы объяснить всё остальное. Он, казалось, забыл, что она была каналом, а он им не был.

Несмотря на то, что тогда это обвинение не было предано широкой огласке, оно всесторонне обсуждалось многими представителями обоих лагерей, и его последствия ощущаются и по сей день среди тех, кто в последнее время при закрытых дверях выступает против Е.П.Б. Между собой они оправдывают себя очень легко, а на публике они выступают против тех, кто верно хранят память о ней, её честь и правдивость её заявлений об Учителях и их общении с ней. Они думают, что, стаскивая её вниз на посредственный уровень, на котором они сами стоят, и, делая вид, что понимают её, они могут с умным видом говорить, когда она была одержима, а когда нет. Такие усилия, конечно, не увенчаются успехом, а некоторые будут думать, что этого вопроса не нужно касаться. Есть много причин, почему это нужно обсуждать, а не оставлять на потом как скрытый яд, и именно потому, что это ведёт к отрицанию братства; к упрочению неблагодарности, – одного из самых мрачных преступлений; и, если в это верить, то такое убеждение неизбежно приведёт к разрушению великой философии, в общих чертах обрисованной Учителями через Е.П.Б.

Если, как утверждает г-н Синнетт, Е.П.Б. была оставлена Учителями после того как они использовали её в течение многих лет в качестве посредника или канала, такая оставленность была бы

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Уильям Кван Джадж Беседы с Е.П.Б. об оккультизме. 03-04-2025 07:52


Уильям Кван Джадж
Беседы с Е.П.Б. об оккультизме.

В 1875-1878 годах мое близкое знакомство с Е.П.Б. позволяло мне часто беседовать с нею о том, что мы сейчас называем «магией». Эти полезные и для меня весьма увлекательные беседы происходили, как правило, поздно ночью и лишь изредка днем, хотя я старался заглядывать к ней среди бела дня всякий раз, когда мне удавалось отлучиться из моей конторы. А приходя в ее квартиру, я старался оставаться там как можно дольше, чтобы как можно больше успеть увидеть и услышать. Впоследствии, в 1884 г., я провел с нею много недель на Рю Нотр-Дам-де-Шамп в Париже, сидя подле нее изо дня в день и из вечера в вечер; а затем, в 1888-м, неоднократно беседовал с нею в Лондоне, на Холланд-Парк. Кое-что из сказанного ею я публикую далее в интересах тех, кто может извлечь для себя пользу из ее слов. Несомненно то, что в нашем столетии не было практического оккультиста более великого, чем она, и с учетом этого ее слова могут иметь определенный вес для многих наших читателей.

[436x700]

О дэвакхане

В то время данный термин еще не употреблялся. Разговор шел о ступенях на Пути и о возвращении на Землю. В ответ на один из моих вопросов она сказала:

«Да, ты уже бывал здесь раньше. Ты рождался с аналогичными мыслями и стремлениями и встречался с ними [речь идет о предполагаемом влиянии Адептов] в других жизнях. Поэтому они и пришли сюда, чтобы снова тебя увидеть».
Впоследствии, когда уже была разработана соответствующая терминология, я задал ей вопрос: все ли проводят в дэвакхане 1 500 лет?

«Что ж, Джадж, тебе должно быть известно, что даже философия не указывает на всеобщую обязательность столь долгого пребывания в дэвакхане. Все зависит от характера человека. Чисто материалистический мыслитель, например, выйдет из этого состояния раньше, чем добродетельный духовный философ. Не забывай также, что тем, кто трудится на благо ложи, независимо от занимаемой ими ступени, могут помочь скорее выйти из дэвакхана, если они сами это позволят. И твое предположение, что ты сам вышел из дэвакхана задолго до истечения 1 500-летнего срока, совершенно справедливо. Я лишь повторяю то, что сказал мне Учитель. Так что выводы сделай сам».


Послания Учителей

В ответ на мой вопрос на эту тему она сказала:

«Если ты думаешь, что Учитель всегда будет сам писать и отправлять послания, то ты ошибаешься. Да, Он может это делать. Но большинство “осаждений” осуществляют чела, которых ты мог бы принять по-ошибке за самих Учителей. Я вижу, что Он приказывает, и те мысли и слова, которые Он хотел бы использовать, и я “осаждаю” их в указанной Им форме и манере. Точно так же поступает *** и еще пара человек».
А что при этом происходит с почерками?

«Все, что ты пишешь сам, будет написано твоим почерком, но не в точности таким, каким ты обычно пользуешься с тех пор, как у тебя вообще выработался какой-то почерк. Ты уже знаком с на­стоящими почерками Учителей, собственно Им присущими, и знаешь, что уже по виду и форме своей они представляются чужими, иностранными, собственно говоря, — индийскими. Вот почему они выработали особую форму почерка для посланий на английском языке, и в этой самой форме я “осаждаю” Их послания, когда Они мне укажут. Б. едва не поймал меня за этим занятием и чуть было не превратил все послание в сплошную кашу, потому что напугал меня. Мне необходимо разглядеть в аст­ральном свете факсимиле послания, и по этой астральной матрице я “осаждаю” его на бумагу. Почерк получается другим, если Учитель присылает мне уже готовую бумагу с написанным на ней посланием. Вот почему я называю эти вещи “пси­хологическими фокусами”. Поначалу мне казался необходимым какой-нибудь зримый признак объективного чуда, но даже самого поверхностного размышления достаточно, чтобы понять: это не может

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Уильям Кван Джадж Образование кристаллов. Оболочки души. Дэвачан. 03-04-2025 07:42


Уильям Кван Джадж
Образование кристаллов

Перевод на русский: Фёдорова О.А.

Статья Сары Корбетт, к которой У.К.Д. написал примечание.


В трудах Фрёбеля, немецкого минералога и педагога, есть несколько интересных мест об образовании кристаллов. Он говорит:

«Мир кристаллов показал мне в чётких и недвусмысленных терминах законы человеческой жизни».

«То, что духовный глаз видит внутренне в мире мысли и разума, он видит внешне в мире кристаллов».

«Человек в своём внешнем проявлении, подобно кристаллу, несущему в себе живое единство, проявляет сначала больше односторонности, индивидуальности и неполноты, и только в более поздний период поднимается до всесторонности, гармонии и полноты».

Итак, интуитивно поняв внутренний смысл развития на примере кристаллов, он подробно описывает действие силы в её тенденции

«представлять любую вещь в единстве, индивидуальности и разнообразии; обобщать наиболее частное и представлять наиболее общее в наиболее частном, и, наконец, сделать внутреннее внешним, внешнее внутренним и представлять и то, и другое в гармонии и в единстве».

Он говорит, главным образом, о

«тенденции силы извлекать линию или плоскость из точки, представлять точку как линию или плоскость, линию как точку или плоскость, сжимать линию в точку или расширять её в плоскость» и т. д.

Эти процессы можно проиллюстрировать образованием различных кристаллических форм. Внутренняя природа силы всегда сферична, и кристалл, пройдя через различные стадии, имеет тенденцию возвращаться в сферическую форму.

«Эта сила, в конце концов, достигает такой высокой степени напряжения внутреннего и внешнего противостояния, что даже внешние результаты показывают, что тенденция ослаблять такое противостояние является главной тенденцией этой силы».

История эволюции и инволюции изложена в нескольких словах, а она ещё важнее для нас с нашим более широким знанием, чем у самого Фрёбеля. И всё же он говорит, что для него кристаллы были «зеркалом развития и истории человечества». Гораздо больше они значат для исследователя эволюции.

Он описывает эволюцию кубической формы в соответствии с законом необходимости. Такая сила исходит из центра, и в таком центре всегда есть набор из трёх двусторонних направлений, перпендикулярных друг другу.

«Результатом преобладания этих трёх двусторонних перпендикулярных направлений должен быть кристалл, ограниченный прямыми линиями и плоскостями, раскрывающий в каждой части внутреннюю природу и действие этой силы».

Куб является единственной формой, которая удовлетворяет этим условиям, так как

«каждый из восьми углов показывает перпендикулярность трёх двусторонних направлений в центре и, таким образом, указывает снаружи на центр куба. Аналогичным образом, три набора из четырёх параллельных рёбер показывают каждое из внутренних направлений четыре раза. Шесть граней отмечают в своих центрах шесть конечных точек трёх двусторонних направлений и, таким образом, определяют невидимый центр куба».

Затем он объясняет развитие других правильных форм из куба – тетраэдра и октаэдра, вследствие тенденции углов становиться плоскостями, граней становиться точками и т. д., и, таким образом, прослеживает внутренний смысл развития формы. Внимательно следуя за ходом своей мысли, никто не удивляется, что он так ясно увидел аналогию между человеческим развитием и развитием кристаллов, и что он увидел в кристаллографии «возможность прямого доказательства внутренней связи всех вещей».

Сара Корбетт, Ч.Т.О.

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
УЧЕНИЕ ХРАМА. Магнетические личности. 28-03-2025 21:54


                                                         УЧЕНИЕ ХРАМА.

Книга «Учение Храма» является продолжением труда, начатого Е.П.Блаватской, и представляет собой Наставления Учителей Мудрости, трудящихся ради поднятия человечества на более высокую ступень эволюции. Диапазон затронутых в ней вопросов необычайно широк – от основополагающих законов Мироздания и духовного совершенствования человека до обычных физических явлений и проблем современной цивилизации.
Перевод книги осуществлен в 1954-1956 гг. по просьбе Е.И.Рерих ее сотрудницей и корреспонденткой Е.П.Инге.



[386x700]

Наставление 204

Магнетические личности

Тот факт, что электричество порождает магнитный поток, который можно увеличить до любой желаемой степени, в зависимости от количества витков намотанной вокруг магнита проводящей проволоки, содержит ключ для исследователя, пытающегося понять, почему между потоком магнитной силы от одного лица и соответствующим потоком от другого существует большая разница. Иными словами, почему один человек является сильной магнетической личностью, другой — весьма слабой, а третий и вовсе лишен какого бы то ни было магнетизма. Это также позволяет ответить на вопрос, почему одно лицо может сильно влиять на другое посредством сконцентрированной мысли, тогда как мысли какого-то другого человека кажутся лишенными всяких последствий.

Так же как и мозг, позвоночник является весьма сильным магнитом, а нервные волокна аналогичны проволоке, несущей электрический ток от одной точки к другой; но они всего лишь аналогичны ей, отмечая в органе те невидимые линии, вдоль которых текут токи. В случае передачи высшие степени магнетизма не зависят от какой-либо внешней формы материи, хотя энергия должна течь в определенных потоках, или направлениях, от одного полюса магнита к другому.

Интересную особенность этого соответствия заключает в себе тот факт, что в первом случае интенсивность энергии зависит от числа витков проволоки вокруг магнита, а во втором — интенсивность магнитной силы в теле человека зависит от напряжения спирального тока силы, проходящего вверх по спинному мозгу, пересекающего мозжечок и протекающего двойной петлей вокруг полушарий мозга. Далее ток проходит вниз по позвоночнику и, соприкасаясь со всеми нервными центрами по обеим его сторонам, передает им необходимые импульсы от мозга. Затем эти импульсы поступают к различным нервным плексусам, а также к мышцам и органам тела.

Когда-нибудь будет установлено, что для достижения высшей степени совершенства беспроволочного телеграфа и телефона должно соблюдаться условие посылки электрической энергии не по прямой, а по спирали. Если это осуществить, такому току будет очень нелегко преградить путь.

Точно так же как человек счел необходимым использовать провода для передачи энергии, природа, намного раньше признавшая такую же необходимость в посылке низших форм жизненной силы, использует для этого субстанцию нервов.

У сильной магнетической личности магнитные токи спирально протекают вокруг спинного мозга, причем каждая последующая спираль почти соприкасается с предыдущей. У человека слабого магнетизма эти обороты спирали далеки друг от друга и похожи на свободно намотанный на палку шнур. Подобно тому как намотанная вокруг магнита проволока должна быть изолирована, чтобы избежать утечки электрического тока, так и эти невидимые линии, которые отмечены только нервами, снабжены изоляцией во избежание утечки тонких сил. Эта бессознательная для человека защита обеспечивается за счет эманации нервного флюида. Но, как и любая хорошая вещь, сильная магнетическая личность есть следствие кармы. Это свойство является результатом самоотверженной преданности и служения человечеству в прошлых жизнях, а также посылок добрых, любящих мыслей в мир вещей и людей, — тех посылок, что поднимают вибрации аурической сферы в целом и укрепляют в ней все свободно натянутые линии жизни.

 

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
УЧЕНИЕ ХРАМА.НЕ ЗАБУДЕМ! 28-03-2025 21:49


Книга «Учение Храма» является продолжением труда, начатого Е.П.Блаватской, и представляет собой Наставления Учителей Мудрости, трудящихся ради поднятия человечества на более высокую ступень эволюции. Диапазон затронутых в ней вопросов необычайно широк – от основополагающих законов Мироздания и духовного совершенствования человека до обычных физических явлений и проблем современной цивилизации.
Перевод книги осуществлен в 1954-1956 гг. по просьбе Е.И.Рерих ее сотрудницей и корреспонденткой Е.П.Инге.

УЧЕНИЕ ХРАМА. Том I

[386x700]

 

НЕ ЗАБУДЕМ!

Если бы при нынешнем состоянии развития человечества способность предсказывать будущие события служила бы только его высшим интересам, то знания, позволяющие людям обрести эту способность, несомненно были бы в его распоряжении. И хотя такое знание всегда являлось одним из возможных достижений, реально оно становилось таковым лишь для тех, кто, развив свои внутренние чувства до известной степени и вследствие этого уразумев безграничность существующих связей между всеми состояниями и планами жизни, обрел способность выводить верные заключения даже при небольшом количестве данных, а также вычислять протяженность соответствующих периодов времени согласно важности события или его божественному назначению. Возможность такого достижения, даже в примитивном человеке, лежит в самом его желании.

Человек всегда достигает того, чего больше всего желает, если только желание свое он утвердил на принципе жизни и поэтому подчинил себе те неорганизованные, необузданные и разнородные элементы, которые порою кладутся в основу своих желаний теми, кто еще не способен осознать единство фундаментальных принципов, лежащих в корне всех внутренних и внешних феноменов. Поступая так, он понимает невозможность каких бы то ни было серьезных ограничений в отношении познания таких феноменов.

Подобно тому как невозможно отделить океанические течения от самой воды или потребовать, чтобы вода, увлекаемая одним течением, не соприкалась бы с водой, увлекаемой другим, так же невозможно и отделить одного человека – каплю Космического Океана – от другого, или от какого бы то ни было иного состояния материи, силы и сознания. Божественный поток, управляющий движением множества капель (человечеством), может повелевать ими лишь согласно непреложным законам. И если некоторые из этих капель оказываются слишком легкими или слишком тяжелыми (то есть слишком развитыми или слишком невежественными), чтобы нестись в одном потоке, их принимает и ведет дальше иной, более сильный или более спокойный, поток. Но с течением времени каждая капля Космического Океана непременно коснется каждого берега и каждой другой капли, и в соответствии с полученным от этого контакта и отложенным в памяти впечатлением одна капля узнает другую каплю или берег и пользуется этим осознанием.

Язык символов, наука о звездах, линии, начертанные жизненным опытом на лбу и на руке, – все это суть опознавательные знаки, точки соприкосновения, которые при правильном их понимании указывают прошлые, настоящие и будущие события столь же верно, как восход солнца означает наступление нового дня.

Если все эти факты будут поняты и приняты, то станет возможным осознание величия, назначения и мощи Космического символизма, включающего астрологию и пророчества. И тогда этот великий феномен жизни будет оценен по достоинству и займет свое истинное положение в сознании людей, вместо того чтобы, как это происходит теперь, быть загнанным в тень суеверий, обращенным в пренебрежительные поговорки и эпитеты или же используемым для обмана своих собратьев.

В то время как вибрации, возбужденные Посвященными через повторение древних пророчеств и вестей с предостережениями или ободрениями для будущего, вызвали в результате поток подобных пророческих высказываний по всему миру, непонимание жизненно важных, основных, центральных моментов этих пророчеств, от которых, подобно спицам колеса на втулке, зависели все другие их аспекты и детали, делает такие высказывания мало или вовсе ничего не значащими.

Вследствие потери умственной и физической силы, вызванной допускаемым человеком страхом или пренебрежением, он не

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Б.А. Смирнов-Русецкий. ЕДИНСТВО. 03-03-2025 23:44


Б.А. Смирнов-Русецкий. ЕДИНСТВО

Дмитрий Дмитриенко

 

131479751_2874733542851544_516580303536528842_n (40x40, 3Kb)

Б.А. Смирнов-Русецкий. ЕДИНСТВО

."Чистое искусство - достоверное сообщение лучезарного явления Духа. Через искусство имеете свет". Это свет духовной интуиции, озаряющий каждого, кто сумеет избавить свой внутренний мир от сиюминутных, корыстных и эгоистических интересов.
И от зрителя прежде всего требуется такое же внутреннее горение и раскрытие своей души для сопереживания творчеству художника. В последние годы я замечаю, как зритель духовно растет и все более тонко и глубоко постигает искусство "Амаравеллы": затронувшее одну из важнейших идей гуманизма - идею великого единства мироздания, - оно становится все более понятным современникам. Оно как мост перекинулось от первых духовных исканий и открытий начала столетия к концу его, когда те же искания возрождаются в новой, более совершенной форме, обогащенные огромными сдвигами науки, социального и философского мышления.
Конец века - это и начало нового тысячелетия, которое, согласно всем предвидениям, наконец приблизит человечество к объединению и взаимопониманию, к торжеству обновленного сознания, в воспитании которого искусство играет очень большую роль. "Сознание красоты спасет мир", - говорил Н. Рерих.
На моем долгом творческом пути, охватившем более семидесяти лет, было немало трудностей, страданий, даже безысходности. И лишь радость ожидания великого будущего, которое потенциально уже живет в нас, вера в безграничную гармонию Космоса укрепляли мой дух и не позволяли сдаваться.

Б.А. Смирнов-Русецкий. "Старый монастырь с северным сиянием". 1978. Цикл "Север"
[700x526]

 

https://www.facebook.com/groups/Rerih/posts/738751086826331/

 

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Маточкин Е.П. Космичность искусства Н.К. Рериха 03-03-2025 23:30


Маточкин Е.П. Космичность искусства Н.К. Рериха

Сибирь влекла Николая Константиновича Рериха с юности. Уже тогда ему «слышались зовы к далям и вершинам – Белуха, Хан-Тенгри». И сама Россия за Уральским хребтом была уже Азией, о которой мечталось и грезилось, колыбелью кочевых цивилизаций, родиной уникальных, самобытных культур больших и малых народов, донесших до наших дней мудрость и красоту далеких тысячелетий. Здесь, в Сибири, в Азии, все поражало: и огромные пространства, и могучие реки, и самые высокие, восхищающие дух горы. Девственный, не тронутый цивилизацией материк, чистые, яркие, солнечные, совсем другие, чем в туманной Европе, краски. Голубые волны хребтов на горизонте, резвый бег лошадей, вольный степной ветер манили своей неизвестностью, питали разгоравшуюся страсть к путешествиям. Тут и там виднеющиеся кольца курганов, стоящие, как маяки, каменные стелы и изваяния, первобытные храмы, ритуальные площадки, следы великого переселения народов – во всем этом заключалось для Н.К.Рериха «много непередаваемой словами прелести». С юношеских раскопок испытал он очарование от непосредственного прикосновения к предметам большой древности. Будучи свидетелями былого, они создают какую-то необычную атмосферу, по-особому воздействуют на человека, и кажется, что у него появляется какое-то новое чувство. Оно не только обостряет зрение, обоняние, слух, но кажется, что все клеточки организма начинают ощущать дух этих далеких веков. И в самом человеке просыпается что-то давно упрятанное в глубины, какая-то часть души, которая ранее была где-то в забытии и которая теперь проснулась и радостно ожила, наполнив человека новым содержанием. Человек как бы приобрел новое видение мира, живое ощущение прошлого, незримое и вместе с тем реальное.

Николай Константинович необычайно развил в себе эту способность воспринимать мир в единстве с его прошлым, которое оживает во многих его работах. И потому они оставляют ощущение огромности пространства, созерцания космоса и прозрения минувшего. Их настрой необычен, они чем-то притягивают к себе и, быть может, призваны пробудить у зрителя это его спящее «шестое чувство», чувство единения с миром природы и истории. Зритель подчас не в состоянии осознать, где пространственная точка отсчета – на земле или в космосе, какое время представляют картины художника: прошлое, настоящее или, может быть, будущее? И как оказывается, и космичность видения, и устремленность в будущее – все это завязано у Рериха на Сибири, на ее прошлом и настоящем.

Убедительность открытия космичности искусства Рериха состояла в том, что оно было сделано не на Земле, а именно в космосе. Это признание как бы само собой вырвалось из уст первого космонавта Ю. А. Гагарина, который, передавая свои впечатления из космоса, не задумываясь, метко и точно сравнил их с картинами Н.К.Рериха, совсем недавно увиденными на выставке: «...Неописуемая цветовая гамма. Необычно, как на полотнах Рериха».

Аналогичное признание есть и у другого космонавта – В.И.Севастьянова. На одной из выставок Н.К.Рериха он записал в книге отзывов: «Сегодня я вновь увидел нашу голубую планету из космоса».

Интересна попытка проследить, как же вызревала у Николая Константиновича эта неординарная эстетическая концепция. Как это ни покажется парадоксальным, но к своей космичности он пришел от земли, вернее, даже из-под земли, и связано это было с его увлечением археологией. Непосредственное соприкосновение с памятниками древности столкнуло его с иной психологией, отличной от современной, где вся картина мира имеет точкой отсчета самого человека. В ранний период своей истории человек видел мир по-другому, охватывая его единым взглядом и отнюдь не выделяя себя из единого и цельного миропорядка. Синкретичное творчество первобытного человека одухотворяла соразмерность его бытия космическим ритмам Вселенной, неизбежность смены природных сезонов, повторяемость астральных циклов. Неслучайно Рерих сравнивает «понятие части древнейшей жизни» с возможностью увидеть клочок «звездного неба».

Космичность видения была присуща не только каменному веку, она живет и в архаических культурах аборигенных народов Сибири. Отдавая дань изучению всего этого многообразного искусства, Н.К.Рерих в то же время увлеченно впитывал народные образы и представления, сюжеты легенд и преданий – все, в чем запечатлелась человеческая мысль о мире.

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Художник Б. А. Смирнов-Русецкий. 03-03-2025 23:20


Художник Б. А. Смирнов-Русецкий.

 

Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий. Родился 21 января 1905 года в городе Санкт-Петербург скончался 7 августа 1993 года. Художник, учёный, писатель, общественный деятель. Член группы художников-космистов «Амаравелла» «Берег бессмертия». Кандидат технических наук.


[700x456]

Художник космист Б. А. Смирнов-Русецкий
25 апреля, 2023

Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий. Родился 21 января 1905 года в городе Санкт-Петербург скончался 7 августа 1993 года. Художник, учёный, писатель, общественный деятель. Член группы художников-космистов «Амаравелла» «Берег бессмертия». Кандидат технических наук.

Борис Алексеевич Смирнов родился в семье офицера. Получал домашнее образование, учился в Тенишевском реальном училище. В 1917 году семья по службе отца переезжает в Москву, в 1919 — в пригород Москвы Кусково. Здесь Борис Алексеевич почувствовал тягу к рисованию и начал посещать рисовальную школу при Стрелковом училище.

Особое влияние на его занятия живописью оказал дядя. Среди близких родственников художника были люди, имевшие непосредственное отношение к живописи: сестра отца, художница Евгения Алексеевна Смирнова, вышла замуж за искусствоведа Александра Павловича Иванова, чей брат Евгений был другом А. Блока. Дядя познакомил племянника с художниками «Мира искусства» и «Бубнового валета». Особенно запомнились ему рассказы о Н.К.Рерихе, с которым впоследствии довелось познакомиться лично.


[700x524]

Художник  Б. А. Смирнов-Русецкий
 

Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий. Родился 21 января 1905 года в городе Санкт-Петербург скончался 7 августа 1993 года. Художник, учёный, писатель, общественный деятель. Член группы художников-космистов «Амаравелла» «Берег бессмертия». Кандидат технических наук.

Борис Алексеевич Смирнов родился в семье офицера. Получал домашнее образование, учился в Тенишевском реальном училище. В 1917 году семья по службе отца переезжает в Москву, в 1919 — в пригород Москвы Кусково. Здесь Борис Алексеевич почувствовал тягу к рисованию и начал посещать рисовальную школу при Стрелковом училище.

Особое влияние на его занятия живописью оказал дядя. Среди близких родственников художника были люди, имевшие непосредственное отношение к живописи: сестра отца, художница Евгения Алексеевна Смирнова, вышла замуж за искусствоведа Александра Павловича Иванова, чей брат Евгений был другом А. Блока. Дядя познакомил племянника с художниками «Мира искусства» и «Бубнового валета». Особенно запомнились ему рассказы о Н.К.Рерихе, с которым впоследствии довелось познакомиться лично.

 

В 1921 году Борис окончил среднюю школу и поступил на службу в Российское телеграфное агентство. В 1922 году стал учиться на вечернем отделении в Московском инженерно-экономическом институте.
В 1922 году под влиянием А.П. Иванова, к тому времени заведующего отделом современной живописи Русского музея, и E.А. Смирновой, ученицы Рериха, сложились привязанности, определившие творческий путь художника: Рерих, Кандинский, Чюрленис.

[700x547]

22 октября 1922 года произошла встреча с художником Петром Петровичем Фатеевым, что привело впоследствии к образованию объединения «Амаравелла» объединения будущих русских художников-космистов. Это были художники-философы второе название группы — «Космисты». Их привлекал Космос, загадочный и непостижимый, о котором человечество знает ещё крайне мало.

[700x560]

Художник Б. А.

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Смирнов-Русецкий Б.А. Встречи с Юрием Николаевичем Рерихом 03-03-2025 22:42


Смирнов-Русецкий Б.А. Встречи с Юрием Николаевичем Рерихом

[650x432]

Публикуется по изданию:

Воспоминания о Ю.Н. Рерихе. По материалам конференции в Новосибирске (1992). Сборник. По материалам конференции в Новосибирске, посвященной 90-летию со дня рождения Юрия Николаевича Рериха. Новосибирск. Сибирское Рериховское Общество, 1994.

 

Встречи с Юрием Николаевичем Рерихом
Мне выпало редкое счастье встретиться с Николаем Константиновичем Рерихом и его женой Еленой Ивановной в их приезд в Москву в 1926 году. Тогда же я познакомился с Юрием Николаевичем. Это знакомство было продолжено в 1957 году, когда он вернулся на Родину и работал в Институте Востоковедения Академии Наук СССР.

Юрий Николаевич был горячим патриотом: ещё в годы Великой Отечественной войны он подавал заявление Советскому правительству с просьбой зачислить его в ряды Советской Армии. Решение вернуться на Родину созрело давно и было поддержано Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной. Его задачей было продолжение той духовной миссии, которую Николай Константинович не успел довершить. В Учении Живой Этики, предназначенном прежде всего для России, было сказано: «В Новую Россию – Моя первая весть». В условиях сталинского режима распространение идей Учения было фактически исключено, как показал печальный опыт деятельности «Амаравеллы», когда трое из членов группы были репрессированы.

После смерти Сталина, с приходом к власти Хрущёва условия во многом изменились; за короткое время жизни в Россия (с августа 1957 г. до 21 мая 1960 г.) Юрий Николаевич сделал необычайно много, и семена, посеянные им, дали необычайные всходы.

Не менее важной задачей Юрий Николаевич считал возвращение на Родину творческого наследия Николая Константиновича, приобщение его искусства к духовной жизни страны. В этой работе я принимал посильное участие, о ней сохранил в памяти многие подробности, и именно этот аспект деятельности Юрия Николаевича будет основной темой моих воспоминаний.

Первая встреча с Юрием Николаевичем произошла в июне 1926 года, в гостинице «Большая Московская», где останавливалась семья Рерихов. Запомнился его юный облик с тёмными глазами и русой бородкой; уже тогда было заметно его сходство с отцом, а с годами оно ещё увеличилось.

Мы обменялись несколькими фразами, но встреча была кратковременной, и Юрий Николаевич в дальнейшем скромно оставался в стороне и в последующих встречах с Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной не участвовал.

Его внешний облик очень хорошо передаёт снимок, сделанный весной 1926 года в Урумчи, где он стоит вместе с отцом и консулом СССР в Урумчи А.Е. Быстровым.

Прошло тридцать лет. Я почти ничего не знал о семье Николая Константиновича; приезд Юрия Николаевича в СССР в августе 1957 года был для меня полной неожиданностью.

И всё же наша встреча состоялась и произошла она через десять дней после его приезда. Мы с женой пришли в летний театр «Эрмитаж» посмотреть вечер цейлонского танца. После окончания представления нам захотелось поближе взглянуть на танцоров, и мы подошли к крайней ложе у сцены. Я невольно взглянул на сидящих в первом ряду: между двух женщин сидел пожилой мужчина, с седеющей бородой, необычайно похожий на Николая Константиновича. Он обернулся на мой напряжённый взгляд и внимательно посмотрел на меня. Я почувствовал, что он меня узнал.

Мы встретились на одной из дорожек сада. Юрий Николаевич действительно узнал меня и познакомил с сестрами Богдановыми, приехавшими вместе с ним. «Я работаю в Институте Востоковедения Академии Наук, – сказал он. – Мы остановились в гостинице «Ленинградская». Приходите к нам. А скоро мы должны получить квартиру на Ленинском проспекте». Он дал мне адрес гостиницы и своей будущей квартиры. Он задал ещё несколько вопросов о моей жизни и моих друзьях-художниках, с которыми был знаком.

В то время

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
У луны нет печали. 20-02-2025 07:36

Это цитата сообщения Люция_А Оригинальное сообщение

У луны нет печали

 

У луны нет печали,  

Лишь дорожка канвой 

Заплетает узоры 

Над морской глубиной. 

 

 


Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Юрий Рерих – востоковед, встряхнувший советскую науку⁠⁠. 19-02-2025 21:26


Юрий Рерих – востоковед, встряхнувший советскую науку⁠⁠.

Осенью 1957 года Юрий Рерих, известный востоковед, буддолог, знаток Тибета и большой патриот России, приехал из Индии в СССР на постоянное жительство. Он единственный из Рерихов осуществил их общую семейную мечту о возвращении на родину.

[700x393]

Он был полон энтузиазма и сил, однако его жизнь в Советском Союзе сложилась совсем не так, как он рассчитывал, и оказалась трагически короткой. Вспоминаем о загадочном человеке и неординарном ученом, чья биография лучше всех теоретических построений показывает родство России и Востока.

Причуда Хрущева
Прибытию Рериха обрадовались далеко не все. «Зачем вы сюда приехали?» – прямо и грубо спрашивал у ученого заместитель директора московского Института востоковедения Ульяновский. Он же, по свидетельству ученика Рериха философа и буддолога Александра Пятигорского, заявлял во всеуслышание: «Вот вам еще одна странность: мы только разворачиваем работу в нужном направлении, и вот – Рериха сюда везут».

Ульяновский выражал общее настроение советской научной номенклатуры: уникальный специалист по буддизму и культуре Тибета, Монголии и Индии, блестяще владевший тремя десятками восточных языков, не говоря уже о европейских, основоположник номадизма – науки о кочевниках, – этот человек был досадной помехой для советской системы. Его эрудиция и международная репутация раздражали, а само возвращение считалось очередной эксцентричной выходкой генсека Никиты Хрущева.

Именно Хрущев, неожиданно проникнувшись любовью и доверием к этому так не похожему на него эмигранту, знатоку совершенно чуждой ему духовной культуры, сделал возможным возвращение Рериха.

Таможня не дает добро
Еще в конце 1930-х отец Юрия художник и общественный деятель Николай Рерих запрашивал у советского руководства разрешение переехать в СССР, но не получил ответа. Когда началась Великая Отечественная война, Юрий и его младший брат Святослав подавали прошения о зачислении их в ряды Красной Армии – и снова ноль реакции.

После смерти Николая Рериха в 1947 году его семья начала действовать еще активнее – через знакомых дипломатов и родственников в СССР она бомбардировала советский МИД просьбами одобрить репатриацию. Дело вроде начало решаться в положительную сторону, и Елена Рерих с сыновьями уже упаковали было свой большой багаж (сотни картин Николая Рериха для передачи в дар государству, тысячи книг и рукописей) и переехали из долины Кулу в Бомбей, ожидая окончательного решения и корабля, который отвезет их на родину. Они не знали, что решение уже принято, и оно отрицательное – Рерихов сочли неблагонадежными. Но сообщать им об этом не спешили, держа «про запас»: такие ценные кадры, друзья индийского премьер-министра Джавахарлала Неру, на дороге не валяются.

[419x558]

Николай и Елена Рерихи с сыновьями Юрием и Святославом

 

Елена Рерих скончалась в 1955 году, и в том же году Хрущев посетил Индию и познакомился с Юрием и Святославом. Последний, кстати, переселяться в Советский Союз не спешил. Мудро решив сначала осмотреться и увидев, что произошло на родине со старшим братом, он предпочел остаться в Индии.

Можно предположить, что, если бы Юрий Рерих вернулся в СССР в конце 1940-х, его история была бы намного печальнее и он разделил бы судьбу таких востоковедов, как Востриков или Тубянский, расстрелянных в 1937-м, или его младшего коллеги Льва Гумилева, отсидевшего 12 лет в сталинских лагерях. Как раз в это время советская власть взялась за существовавшие в Прибалтике Рериховские общества – их участников отправили в тюрьму.

Перед стеной

[516x700]

Юрий Рерих в годы учёбы (1919 -

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Николай Рерих и Александр Блок. 06-02-2025 07:21


Николай Рерих и Александр Блок. В.А.Жилкин

наки Новой Эпохи растут.
Они не погибают от битвы.
Цветы на лугах не умирают от грозы,
и ливень лишь омоет их свежесть.
Учение Живой Этики.
Аум, § 399

 

Жизненные и творческие пути Николая Рериха и Александра Блока не раз шли рядом. Рерих неоднократно обращался в своих статьях к имени Блока, которое было для него свято, как свято было и для Блока имя Рериха.

fouraspects2814854852730 (210x283, 35Kb)

Всего лишь восемь раз упомянуто имя Рериха на страницах восьмитомного собрания сочинений Блока. Но какие это упоминания! Незадолго до смерти в своей последней статье "Без божества, без вдохновенья" (1921) Блок очень точно определяет характер творчества Рериха как синтез, и ставит Рериха в один ряд с самыми выдающимися представителями русской культуры: "Россия-молодая страна, и культура её — синтетическая культура. Русскому художнику нельзя и не надо быть "специалистом". Писатель должен помнить о живописце, архитекторе, музыканте; тем более — прозаик о поэте и поэт о прозаике. Бесчисленные примеры благодетельного для культуры общения (вовсе не непременно личного) у нас налицо; самые известные — Пушкин и Глинка, Пушкин и Чайковский, Лермонтов и Рубинштейн, Гоголь и Иванов, Толстой и Фет.

 

Так же, как неразлучимы в России живопись, музыка, проза, поэзия, неотлучимы от них и друг от друга — философия, религия, общественность, даже— политика. Вместе они и образуют единый мощный поток, который несёт на себе драгоценную ношу национальной культуры. Слово и идея становятся краской и зданием; церковный обряд находит отголосок в музыке; Глинка и Чайковский выносят на "поверхность "Руслана" и "Пиковую даму", Гоголь и Достоевский—русских старцев и К. Леонтьева Рерих и Ремизов-родную старину. Это - признаки силы и юности; обратное - признаки усталости и одряхления" [1]. Конечно, и сам Блок был носителем синтеза и ярчайшим представителем русской культуры. И мысль Блока о том, что истинный носитель культуры не может быть узким специалистом, перекликается с соответствующим положением Живой Этики: "Чувство отсутствия специальности — Наше чувство, ибо мы живём для всего комплекса жизни" [2]. О трепетном отношении поэта Блока к художнику Рериху свидетельствует известный эпизод с итальянским рисунком. Выполненный Н.К. Рерих. Италия (Город на холме). 1907. Рисунок, подаренный А.А. Блоку. Собрание ИРЛИ (Пушкинский дом)Рерихом в 1907 г., рисунок этот  впоследствии был использован Блоком в качестве фронтисписа для "Итальянских стихов". Этим подарком Рериха Блок чрезвычайно дорожил. 20 марта 1914 г. в письме редактору журнала "Аполлон" С.К. Маковскому написал: "Многоуважаемый Сергей Константинович. Рисунок Н.К. Рериха вошел в мою жизнь, висит под стеклом у меня перед глазами, и мне было бы очень тяжело с ним расстаться, даже на эти месяцы. Прошу Вас, не сетуйте на меня слишком за мой отказ, вызванный чувствами, мне кажется, Вам понятными. Искренно Вас уважающий Александр Блок" [3].

fouraspects2814854852731 (277x197, 55Kb)

Духовное родство двух творцов подтверждается и высказываниями Рериха. В сборнике статей "Твердыня Пламенная" (Нью-Йорк, 1933) Николай Константинович неоднократно обращался к памяти поэта: "...Не могу не вспомнить покойного друга моего, поэта Блока, и его глубокие слова о Несказуемом” [4]. И далее в статье "Бог": "Вспоминаю, как один из моих покойых друзей, прекрасный поэт Александр Блок, однажды перестал ходить нарелигиозно-философские Собрания. Когда же его спросили о причине отсутствия он сказал: "Потому что они говорят там о Несказуемом". Это Великое Несказуемое было для него полной Реальностью. Поистине, всем тонким чутьем поэта он чувствовал словесную грубость суждений о таком Высоком таком Тонком, о таком Беспредельном, которое звучит в сердце.

 

Каждое слово о Высочайшем уже наносит какой-то кощунственный предел этому величию" [5].Именно знание о Тонком и Огненном мирах как о Реальности сближало творческие пути Рериха и Блока, их восприятие Мироздания и всего, что в нём

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Александр Блок, знаменитый и малоизвестный. 06-02-2025 06:40


Александр Блок, знаменитый и малоизвестный. Анатолий Бхавин



ДАТА РОЖДЕНИЯ
28. 11. 1880
ДАТА СМЕРТИ
7. 8. 1921


[493x700]


[497x700]

[496x700]

 

 

 

th (114x179, 7Kb)

Никто и ничто не расскажет лучше о человеке,

чем его творения, «ибо дерево познается по плоду»

(Матф.).

 

Каким предстает перед нами в своих стихах Александр Блок?

Как человек, постигший нечто важное, возвышенное, сокровенное:

 

 

Был я беден, слаб и мал.
Но величий неких тайна
Мне до времени открылась,
Я Высокое познал.

...во мне – потаенное знанье...
Имевший высочайшие взлеты сознания:
...видевший Бога поэт.
Умевший заглянуть и в прошлое, и в будущее:
Таясь, проходит Саломея
С моей кровавой головой.

Отсылка к библейскому сюжету о пророке Иоанне Крестителе, содержащаяся в этих строчках, вызывает из памяти подобную же ассоциацию у Пушкина, который поэта уподобляет древнегреческим прорицательницам пифиям, вещавшим, сидя на специальном треножнике («И в детской резвости колеблет твой треножник...»).

И все это не бахвальство, не самовозвеличивание, а подсказка читателю – не скользить по поверхности, а вдумываться, проникать вглубь, смотреть в корень.

Иносказательность стихов Блока общеизвестна. И, вопреки распространенному мнению, иносказательность эта сохранилась (более того, углубилась) даже после провозглашения им отхода от символизма. Да и самый этот отход, по сути, был уходом не из символизма, а из сообщества символистов номинальных.

Вот как об этом пишет Лидия Гинзбург в книге «О лирике»:

«Стихи молодого Блока иносказательны (ветер, клочок неба, лазурь – все развеществлено)… В них очень много любви и природы, но, ни одно из них не написано о любви и природе – подобно стихам Фета или Полонского. У них другой предмет.

…Блоковская символика, сложившаяся уже в „Стихах о Прекрасной даме“, не исчезает из его поэзии в дальнейшем. Она только переосмысляется, скрещивается с новыми символами, постепенно вступающими в блоковский поэтический круг».

 

В этих нескольких предложениях – ключ к восприятию сокровенного смысла, лишь кажущихся простыми и незамысловатыми блоковских стихов. Л. Гинзбург словно бы дает нам карту с обозначением, где спрятаны сокровища. Карту хотя и довольно схематичную, но вполне соответствующую действительности.

 

В чем истоки смысловой глубины поэзии Блока?

 

Отдавая заслуженную дань неплохому образованию, особо стоит выделить так называемый «мистический» аспект в сфере его интересов. Блок много читал духовной, философской, теософской литературы; общался с членами теософского кружка «аргонавтов», в числе которых были Л.Л. Эллис, А. Белый, А.С. Петровский и др. Отношение Блока к данной теме хорошо передают следующие его высказывания: «Теософия в наше время, по-видимому, есть один из реальных путей познания мира. Недаром ей предаются самые

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Народный артист РСФСР Георгий Тараторкин 06-02-2025 05:21


                                                    Георгий Тараторкин.

taratorkin (160x240, 26Kb)

[698x700]

2 августа 2008
Как Вы пришли в искусство?
— Я не стал бы так категорически утверждать, что я туда уже пришел, или что искусство это такое место, куда можно прийти раз и навсегда. Если же вспоминать о том, как я начал, то могу сказать, что мне повезло — я встретился с Корогодским, у которого учился, в театре которого работал 1.0 лет. Если бы Корогодский так не поверил в теня, не было бы ничего, потому что, как я теперь пни и мат, видимых оснований для такой сумасшедшей веры не было. Вот если бы я пришел к нему таким, каков сейчас мой шестилетний сын, меня сразу надо было бы брать в актеры, ребенок — существо удивительно богатое, раскрепощенное. Я же, как большинство молодых людей, был закрепощен, заштукатурен и закомплексован. У Корогодского замечательный дар видеть не то, что умеет 17—18-летний человек, а то, что он имеет, и имеет ли.

— Как Вы работаете над ролью?
— Я не люблю этого слова. Что такое роль? Если она хороша,— значит это человеческая судьба, жизнь. Меня очень греет понятие судьба. Потому что пути моего сближения с образом не умозрительны, между мной и моим героем существует кровное родство.Ведь, действительно, кровь-то моя, нервы-то мои, сердце-то мое.

— Трудная у Вас профессия. Не слишком ли много сил Вы ей отдаете? Ведь существует же иной способ работать...
— Наверно, существует. Но меня, видимо, иначе воспитывали — переделываться мне уже поздно. Проблема же заключается в следующем: в таком публичном акте творчества, как творчество актера, отнюдь не от скаредности, необходимо сохранять себя при максимальной самоотдаче. Сколько бывало случаев, когда у актера все было истрачено, а вернее продано публике, и тогда он оказывался не нужен зрителю, ибо становился неинтересен как творческая личность. Поймите меня правильно, не прятать надо — что я могу спрятать, если речь идет о судьбе Ивана Карамазова или Петра Петровича Шмидта,— но сохранить в себе. На судьбах — давайте вместе сгорим, а свое личное сохраним, ибо только эта сохранность даст нам со зрителем возможность уважать друг друга при следующей встрече и удивляться друг другу.

— Скажите, а как Вы судите о реакции на Вашу работу, как оцениваете степень успеха?
— Вы знаете, я, честно говоря, не знаю, как это делается. Ну, как я могу измерить успех? По какой шкале? По количеству «чепчиков, подброшенных в воздух»? Но тут ведь очень легко промахнуться и принять за удачу что-то уж слишком несущественное. Так на что же ориентироваться? Наверно, в очень серьезной и хорошей работе бывают такие моменты взлета, когда сам себе можешь дать оценку...

— Александр Блок, которого Вы прекрасно сыграли в театре, в своем дневнике в момент взлета написал: «Сегодня я гений...» Вы никогда не испытывали похожего чувства?
— Мне кажется, это воскликнул не Блок, а бог в нем, художник. Это такая предельная степень искренности, которая и испытывает художника, и помогает ему. Да потом Блок это тихо написал, никому не показывал...

— Расскажите, пожалуйста, о Вашей сегодняшней работе в кино.
— Работа в кино вызывает у меня сегодня какое-то перспективно-радужное чувство.
Я имею в виду не результат, а ощущение творческой атмосферы, творчество климата. Во второй картине подряд я встречаюсь с людьми, с которыми готов работать сколько угодно долго. Речь идет о Михаиле Швейцере и Витаутасе Жалакявичусе.
К тому же наши встречи произошли на материале чрезвычайном: это Пушкин — фильм Швейцера «Маленькие трагедии», работа над которым уже закончена, и Чехов — «Рассказ неизвестного человека», который ставит Жалакявичюс и где я сейчас снимаюсь.
Не могу сказать, что съемочный процесс идет легко. Да и может ли быть он легок? У Чехова Орлов обрисован исчерпывающе точно и полно. Я бы даже сказал пристрастно с точки зрения человека, от имени которого у Чехова ведется рассказ — «Рассказ неизвестного

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии