Пояснительная записка
Наряду с традиционными учебными пособиями в настоящее время появилось большое количество образовательных электронных ресурсов. Компьютерное обучение - новый способ обучения, одним из его разновидностей можно считать использование обучающих игровых программ.
Целью введения компьютера в жизнь дошкольника является «...прежде всего, формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко использующем информационные технологии».
С расширением рынка игрового программного обеспечения компьютерные игры все больше места занимают в жизни ребенка. В настоящее время рынок переполнен играми, насаждающими агрессию и насилие. Психологическая зависимость от компьютерных игр отрицательно влияет на психическое и соматическое состояние ребенка. Чтобы оградить ребенка от негативного влияния компьютерных игр необходимо тщательно следить за выбором игровых программ.
В данную программу включены такие компьютерные игры, которые будут способствовать развитию познавательной активности ребенка и побуждать его к активному пополнению знаний об окружающем мире. Благодаря этому у детей развиваются психические процессы, необходимые для обучения в школе: мышление, память, восприятие, познавательная активность. В этих играх, как и во всякой творческой деятельности, ребенку потребуется активизировать свое мышление, сообразительность, находчивость, умение рассуждать.
Ребенок не всегда способен концентрировать свое внимание в течение всего занятия на его содержание. Внимание обладает рядом свойств: концентрация, устойчивость, переключаемость. Обучающие игровые программы позволяют ребенку развивать в игровой форме указанные свойства внимания, что позволит ему быть более усидчивым, сосредоточенным в процессе учебной деятельности. Кроме того, у ребенка задействованы все виды памяти: образная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Одна из основных заповедей улучшения памяти, -повторение. Дети, как правило, с большим интересом играют в одну и ту же игру много раз, тем самым укрепляют свою память. От занятия к занятию перед ребенком ставятся различные дидактические задачи, которые требуют от него определенный объем знаний и умений. В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности, а игровая мотивация ребенка постепенно смещается на учебную.
Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.
Ребенок овладевает новым способом, более простым и быстрым, получения и обработки информации, меняет отношение к новому классу техники и вообще к новому миру предметов.
Использование компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста являются еще пока нетрадиционной методикой, но с ее помощью можно более эффективно решать образовательные задачи, которые будут способствовать подготовке ребенка к обучению в школе.
Цель программы: развитие интеллектуальных способностей и познавательных процессов у дошкольников.
Задачи:
- развитие и формирование зрительно-пространственной ориентации;
- формирование и развитие произвольных психических функций (произвольное внимание, мышление, память и поведение);
- развитие абстрактного, наглядно-образного мышления;
- формирование и развитие логического мышления (классификация, сравнение, обобщение);
- закрепление навыков счёта и чтения;
- приобретение практических навыков при работе с ПК.
Организация учебного процесса
Программа ориентирована на работу с учащимися 5–6 лет и рассчитана на один год обучения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному учебному часу. Общее количество часов в год на одну группу - 36.
Форма проведения занятий: индивидуальные, групповые.
Используемые методы:
-практические занятия;
-беседы;
-работа с дидактическим материалом (различные карточки с цифрами, картинками и буквами, различные предметы для классификации и т.д.);
-активные групповые методы обучения: игры, дискуссии, занятие-соревнование.
Характеристика ожидаемых результатов
В результате освоения программы «Компьютер для дошкольников» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.
Учащиеся должны знать:
- назначение основных устройств, входящих в состав компьютера: системный блок, монитор, клавиатура, манипулятор «мышь»;
- правила безопасной работы с компьютером.
Уметь:
- пользоваться манипулятором «мышь»;
- различать на экране монитора указатель курсора и указатель мыши;
- выбирать объект на экране с помощью мыши (устанавливать указатель мыши и щелкать левой кнопкой мыши);
- рисовать рамку на экране с нажатой левой кнопкой мыши;
- перемещать объект с нажатой левой кнопкой мыши;
- пользоваться клавиатурой: вводить буквы и цифры, пользоваться клавишей «Еnter»;
- выбирать щелчком мыши нужную строку в поле запроса типа «список» (главное меню, меню уровней);
- нажимать щелчком мыши кнопки действий на экране;
- вводить строку символов в окно ввода, удалять символы с помощью клавиши «BackSpace».
В конце учебного года проводится диагностика уровня усвоения образовательной программы. Для анализа овладения используются имеющиеся развивающие и обучающие компьютерные игры.
Как показывает практика уровень усвоения постоянно повышается. Управление компьютером (клавиатурой, мышью) усваивается детьми автоматически. Во время игры не акцентируется внимание ребенка на то, что его диагностируют, а перед ним ставятся определенные дидактические задачи, которые ребенок должен решить самостоятельно, и он «просто играет». Важно, чтобы во время компьютерных игр ребенок был раскрепощен, свободно владел компьютером, несмотря на то, что это новый вид игры.
Критериями оценки усвоения разделов образовательной программы служит самостоятельность ребенка, показанная в играх:
-ребенок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачей даже с помощью взрослого - это говорит о низком уровне развития;
-на среднем уровне - справляется с помощью взрослого;
-на высоком - выполняет задание самостоятельно.
Результаты диагностики и анализ усвоения детьми образовательной программы используется для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в усвоении программы, обратить внимание специалистов на проблему и совместно решить её.
Принципы и средства обучения
Работа с детьми всегда требует от педагога массу усилий, тем более с детьми дошкольного возраста. Исходя из специфики этой возрастной категории, используются следующие принципы обучения при подаче изучаемого материала:
Доступнность
Тема занятия преподносится в простой, доступной для детей этого возраста форме, а также с использованием различного дидактического материала.
Доступность является также одним из основных критериев при отборе компьютерных программ для занятий. Они должны быть легкими в управлении и материал в них должен преподноситься в простой, удобной для восприятия форме.
Наглядность
Так как у детей дошкольного возраста в обучении все еще ведущую роль оказывает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то важным моментом на занятии является наглядность материала. Это:
- специальная оснащенность кабинета: яркие коврики для мыши;
- магнитофон и CD-ROM для использования музыки на занятиях;
-принтер для распечатки картинок, букв, цифр и т.д.
- различный дидактический материал для занятия (картинки, фигурки из бумаги);
- использование картинок в домашних заданиях и поощрениях;
-включение элемента рисования в домашнее задание (рисование в тетрадях);
-подборка компьютерных программ для занятий (с использованием красочных, ярких картинок, анимации, звуковых эффектов).
Индивидуальный подход
Работа с дошкольниками требует гораздо большего внимания, чем с учащимися, и не только из-за возраста. Малыши еще не умеют «работать», не умеют «учиться» целенаправленно, именно по теме занятия. Кроме того, в этом возрасте очень сильно заметна разница в развитии между детьми. Поэтому, целесообразно больше говорить об индивидуальном обучении.
Даже если работа ведется в группах, лучше их делать небольшими – до 3 человек, чтобы у педагога была возможность в течение занятия каждому уделять внимание, каждому отдельно давать задание, следить за его выполнением.
Индивидуальная работа - это один из самых эффективных способов обучения дошкольников.
Домашнее задание
Домашнее задание - один из главных моментов: на него возложено создание мотивационной деятельности, творчества, т.е. умения работать самостоятельно, воссоздавать забытое, поддерживать себя в активной форме. В его выполнении участвуют как сам ребенок, так и его родители. Домашние задания должны помочь осмыслить то, что происходило на занятиях, выявить суть занятий, ощутить важность самих занятий.
Учебно-тематический план
|
№ п/п |
Тема, раздел |
Количество часов |
||
|
Теория |
Практика |
Всего |
||
|
1. |
Компьютерная азбука |
3 |
5 |
8 |
|
2. |
Учимся работать на компьютере |
3 |
7 |
10 |
|
3. |
Развиваемся с компьютером
- игры на развитие внимания, - развитие речи; - знакомство с окружающим миром;
- формирование математических - развитие творческого воображения. |
4 |
12 |
16 |
|
4. |
Культурно – досуговая деятельность |
– |
– |
2 |
|
Итого: |
10 |
24 |
36 |
|
Содержание программы
1. Компьютерная азбука.
Знакомство с детьми.
Знакомство с компьютером. Для чего нужен компьютер. Значение компьютера в жизни человека. Правила работы за компьютером.
Правила включения и выключения компьютера.
Устройство компьютера. Монитор. Клавиатура. Мышь. Системный блок.
Дополнительные устройства, которые можно подключить к компьютеру: колонки, наушники, принтер, сканер, джойстик, фотоаппарат, видеокамера.
Практическая работа
Игра на знакомство «Имечко».
Беседа по картинкам «Как работать за компьютером».
Дидактическая игра «Собери компьютер».
Отработка навыков движения компьютерной мыши по экрану, одинарного щелчка левой кнопки мыши, перемещение объектов по экрану с зажатой левой кнопкой мыши.
Отработка навыка включения и выключения компьютера.
Электронная поддержка
«Компьютер для дошкольников».
«Компьютер для малышей (часть 1). Учимся пользоваться мышкой».
«Компьютер для малышей (часть 2). Учимся пользоваться мышкой и клавиатурой».
Авторские игры-презентации «Что лишнее?», «Домашние животные», «Дикие и домашние животные».
Flash-игра «Загадки о животных».
2. Учимся работать на компьютере.
Рабочий стол. Внешний вид рабочего стола. Основные элементы рабочего стола: Мой компьютер, Корзина, кнопка Пуск, Часы, Календарь.
Работа с клавиатурой. Основные группы клавиш клавиатуры. Язык раскладки клавиатуры. Печать заглавных букв. Цифровая клавиатура.
Компьютерная мышь. Левая/правая кнопка мыши. Колесо прокрутки. Основные манипуляции с мышью: щелчок и двойной щелчок.
Программа. Запуск программы. Выключение программы.
Файл и папка. Перемещение, удаление, переименование папок и файлов.
Приемы изменения фонового рисунка рабочего стола.
Практическая работа
Перемещение объектов рабочего стола. Удаление файлов и папок в корзину.
Отработка навыков двойного щелчка левой кнопки мыши.
Самостоятельное включение детских игр и корректное их выключение.
Выход из игры с использованием клавиши Esc.
Смена языка раскладки клавиатуры на языковой панели и с помощью клавиш Ctrl+Shift или Alt+Shift.
Печать заглавных букв с зажатой клавишей Shift.
Включение дополнительной цифровой клавиатуры клавишей NumLock.
Изменение фонового рисунка рабочего стола.
Электронная поддержка
«Компьютер для дошкольников».
«Компьютер для малышей (часть 3). Учимся играть на компьютере».
«Компьютер для малышей (часть 4). Учимся играть на компьютере».
Авторские презентации «Собери фрукты в корзину», «АБВГДейка», «Путешествие в осенний лес».
Авторская игра - презентация «Веселый счет».
3. Развиваемся с компьютером
Игры и задания для развития у ребенка:
- внимания;
- зрительной и слуховой памяти;
- навыков простого счета и чтения;
- распознавания цветов и геометрических фигур;
- логического, образного и ассоциативного мышлений;
- творческого подхода к изучению нового;
- навыков усидчивости и самостоятельной работы.
Электронная поддержка
«Компьютер для дошкольников».
«Компьютер для малышей (часть 5). Раскрашиваем на компьютере».
«Я учусь читать слова».
Сборник развивающих игр для детей «Веселые моторы» (часть 1,2).
«Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически».
«Несерьёзные уроки. Учимся считать».
«Художественное творчество. Мурзилка. Рисуем сказку».
«Школа маленьких зверят. Занимательные игры и упражнения для подготовки к школе».
Методическое обеспечение программы
Весь курс рассчитан на 36 занятий; один раз в неделю по 30 мин. Используется выполнение домашнего задания. В течение курса предполагается проведение двух контрольных занятий.
Занятия проходят по следующей схеме:
Просмотр домашнего задания (3 мин.). Для домашних заданий используются специально разработанные для этого курса брошюрки.
Технические вопросы (5 мин.). При рассмотрении технических вопросов целесообразно как можно чаще обращаться к вопросам по технике безопасности (адаптированной для детей этого возраста), повторять части компьютера, для чего они нужны, как работает мышка, для чего нужны диски, принтер и т.д.
Игры для разминки - по теме занятия (5 мин.). Для разминки используются упражнения - игры, для участия в которых требуется переключение внимания на другой вид деятельности (движение, рисование и т. д.).
Работа с компьютерными программами по теме занятия (15 мин.).
Раздача «мышек» (поощрение) – 2 мин.
Учебно-тематический план программы содержит три основных раздела «Компьютерная азбука», «Учимся работать на компьютере», «Развиваемся с компьютером».
При изучении раздела «Компьютерная азбука» используются видеоматериалы о назначении и способах использования компьютера, а также обучающие видеоролики, повествующие о правилах работы за компьютером, устройстве компьютера, правильном включении и выключении компьютера, дополнительных устройствах, которые можно подключить к компьютеру.
После просмотра с детьми обсуждаются вопросы, которые возникли при просмотре материала.
Уделяется особое внимание компьютерным терминам, чтобы ребенок лучше запомнил новые понятия.
При изучении раздела «Учимся работать на компьютере» ребята получают основные навыки работы на компьютере в понятном для ребёнка виде.
Каждое занятие излагается от простого к сложному, для того, чтобы ребёнок с любым уровнем подготовки смог извлечь из него что-то полезное.
Чтобы ребёнок мог усвоить материал в том темпе, в котором ему это будет удобно, используются учебные ролики с проигрывателем, который позволяет приостановить изучение или начать его с любого нужного момента.
При изучении раздела «Развиваемся с компьютером» используются всевозможные игры и задания для развития у ребенка внимания, памяти, логического, образного и ассоциативного мышлений, навыков простого счета и чтения, распознавания цветов и геометрических фигур, творческого подхода к изучению нового, навыков усидчивости и самостоятельной работы.
Условия реализации программы
Пока психологи и педагоги спорят, с какого возраста ребенка можно подпускать к компьютеру, производители давно решили этот вопрос, выпустив огромное количество программ для детей, начиная с трех лет. Действительно, если малыш с удовольствием смотрит мультики, то ему будут интересны и развивающие игры с рисованными и кукольными персонажами. Но нельзя спешить сажать ребенка за экран, перед которым взрослый не выдерживает больше часа. Компьютер для ребенка еще надо подготовить.
Монитор должен иметь диагональ не менее 17 дюймов. Так как ребенок лучше воспринимает крупные и четкие картинки, на экране лучше установить невысокое разрешение. Очень важна частота мерцания экрана, желательно настроить ее на 80 Гц, а еще лучше 100-120 Гц - тогда нагрузка на зрение будет минимальной.
Необходимо обратить внимание на клавиатуру. Две буквы на каждой клавише - русская и латинская - способны озадачить даже вундеркинда. Поэтому желательно, чтобы клавиатура имела только русский алфавит, либо аккуратно заклеить лишний ряд букв.
Существуют определенные правила, требования безопасности при работе с компьютером. Если эти рекомендации выполняются, то можно быть совершенно спокойным за здоровье детей: компьютер не принесет им вреда.
Техническое обеспечение
Компьютер IBM PC совместимый, ОС Microsoft Windows 2000/XP, привод CD-ROM, колонки, наушники.
Информационно-методическое обеспечение
1. Барташникова И.А., Барташников А.А.. Учись играя.- Харьков, ФОЛИО, 1997.
2. Брыскина О. Информатика в начальных классах. - М.: Просвещение, 1986.
3. Гамезо М.В., Домашенко И.А.. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1986.
4. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах. - М.: Просвещение, 2003.
5. Гуткина Н.И.. Психологическая готовность к школе. - М.: Просвещение, 1993.
6. Кордемский БА. Математическая.смекалка. - М.: Наука, 1991.
7. Кёршан Б. Основы компьютерной грамотности. - М.: Наука, 1989.
8. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 4 до 6). - М.: Вента-Графт, 2004.
9. Михайлова ЗА., Непомнящая РЛ. Вырежи и сложи. - Минск: Народная асвета, 1992.
10. Макарова Н. В. Информатика. - М.: Наука, 2001.
11. Нижегородцева Н.В. Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.: Владос. 2001
12. Останина Е.Е. Секреты великого комбинатора. - М.: Просвещение, 2004.
13. Пекелис Виктор. Твои возможности, человек! - М.: Изд.«3нание, 1984.
14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1996.
15. Саватеева С.С. Как помочь ребенку сохранить хорошее зрение. (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 6 до 10). - М.: Вента-Графт, 2004.
16. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль. Академия развития, 1996.
17. Тур С. Н., Бокучава Т. П. Первые шаги в мире информатики. - М.: Айрис Пресс, 2004.
18. Тур С. Н. Программирование в среде Ьо§о. - М.: Айрис Пресс, 2004.
19. Федины Ольга и Сергей. Как научить ребенка читать. - М.: Айрис Пресс, 2004.
Серия сообщений "2015-2016":