В годы Великой Отечественной войны советские музеи оказались перед сложной задачей. Сотрудники должны были сохранить коллекции, эвакуировать часть экспонатов и в то же время продолжить работу с основной экспозицией. Вместе с заведующей отделом рукописей ГМИИ им. А.С. Пушкина
Натальей Александровой рассказываем, как в войну действовал Пушкинский музей. Читайте, как здание на Волхонке пострадало от бомбардировок, а научные работники ездили на лесозаготовки и спасали произведения искусства в годы «мрака и холода».
У музея не было такого опыта. На экстренном совещании решили составить примерные списки экспонатов, которые обязательно следовало спасти, — по 40–50 от каждого отдела. Тогда же придумали систему приоритетов: в первую очередь следовало вывозить признанные шедевры мирового значения.
В самом музее демонтировали витрины в залах с стеклянными потолками, перенесли предметы в подвалы и запасники. Старший научный сотрудник Анна Замятина вспоминала: «Все поддающиеся переноске слепки были перенесены в подвал — святые встретились с обнаженными богами — получились забавные ситуации». Крупные памятники и скульптуры закрывали мешочками с песком.
Упаковывать музейные ценности начали 4 июля. Руководили этим этапом эвакуации реставраторы Михаил Александровский и Павел Корин. Для предметов разных форм и размеров они придумывали собственные упаковки. Вазы, допустим, заворачивали в несколько слоев ваты и плотной бумаги, внутри клали рваную бумагу. Если изделие украшала роспись, то его дополнительно обертывали клеенкой. Затем все перевязывали бечевкой и клали в ящики с мелкой древесной стружкой. Каждую монету помещали в отдельный бумажный пакет, затем — в деревянную коробку, а уже потом — в ящик.
Завернуть предметы удалось всего за 10 дней, хотя эта работа была очень трудной. Упаковочных материалов не хватало, а на экспонаты надо было составить еще и учетные документы. Уже 15 июля 1941 года первая очередь эвакуации — 460 ящиков с 101 824 предметами — была готова к отправке. Сопровождать ценный груз назначили реставратора Михаила Александровского и Петра Ломакина, который тогда исполнял обязанности старшего хранителя музея.
Ночью 20 июля