• Авторизация


Вологодская Дорога Жизни 18-11-2025 14:05 к комментариям - к полной версии - понравилось!




Вологодская Дорога Жизни




 




К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.



В годы Великой Отечественной войны в ходе военных действий вологжане прославились героизмом (более 160 Героев Советского Союза, 27 полных кавалеров ордена Славы), мужеством и самопожертвованием.



Намерения нацистской Европы во главе с гитлеровской Германией предполагали всеобъемлющий геноцид нашего народа. Противопоставить этому можно было, не считаясь с потерями, небывалый ратный и трудовой подвиг всего народа.



Вологодская область не была оккупирована, боевые действия против финских захватчиков происходили лишь на севере региона. Обусловленные гитлеровской агрессией невосполнимые утраты мирного населения Вологодчины сопровождали добровольный запредельный по напряжению всех сил героический жертвенный подвиг на трудовом фронте. К концу войны Северная Фиваида утратила на фронте и в тылу более четырёхсот тысяч своих земляков, причём потери в тылу превысили боевые потери вологжан на фронтах.



Наряду с преклонением перед мужеством защитников и тружеников блокадного Ленинграда, отдадим долг памяти подвигу помощи жителей Вологодской области героическому городу на Неве.



Вологжане сыграли особую роль в спасении блокадного Ленинграда. Город на Неве к 1941 г. был крупнейшим промышленным центром СССР, где производили важнейшие виды вооружений. 10 августа 1941г. в Вологодской области было мобилизовано 20063 жителя на оборонные работы в Ленинградскую область. Вологжане защищали Ленинград с оружием в руках. Так, например, лётчик-вологжанин Игорь Каберов сбил на подступах к Ленинграду 28 немецких самолётов. В октябре 1942 г. каждый седьмой солдат, не вернувшийся после боёв на Синявинских высотах Ленинграда, был призван в армию из Вологодской области.



Пять дней вела бои 12-я отдельная лыжная бригада вологжан, принимавшая в январе 1943 г. участие в прорыве блокады Ленинграда… Вологжане подарили городу на Неве авиационное соединение, построенное на их денежные пожертвования…



30 августа 1941 г. немцы в ходе наступления захватили железнодорожный узел Мга, через который из Ленинграда поезда шли в Волховстрой, Тихвин и далее в Вологодскую область.



8 сентября немцы, овладев Шлиссельбургом, вышли к Неве и Ладожскому озеру.



С суши Ленинград оказался блокированным.



8 ноября нацисты захватили Тихвин. Нависла опасность соединения наступающих немцев и финских войск, выдвинувшихся в район Свири. В этом случае блокада Ленинграда была бы полной со всеми катастрофическими последствиями.



Вологжане внесли свой существенный боевой вклад в Тихвинскую стратегическую наступательную операцию (с 10 ноября по 30 декабря 1941г.) — первое крупное наступление Красной армии, заслуженно считающееся первой стратегической победой русского оружия в ходе Великой Отечественной войны. Советские войска под командованием генерала армии К.А. Мерецкова продвинулись на 120 км., освободив Тихвин, Будогощь и Малую Вишеру, обеспечив сквозное движение по железной дороге до станции Войбокало…



Освобождение Тихвина 19 ноября 1941г. и последующее наступление советских войск окончательно предотвратили образование замкнутого кольца немецко-финской блокады вокруг Ленинграда и захват нацистами города на Неве.



Географическое положение Вологодского края в годы войны определило героическую миссию его мирного населения: спасение блокадного Ленинграда и всего Русского Севера…



Историческая роль, миссия вологжан была выполнена ценой массового героического добровольного самопожертвования.



Подвиг не прошёл даром: через 80 лет после великой Победы современная численность населения области существенно уступает численности населения Вологодского края в предвоенном 1940 году…



Признанным фактом стало определение блокады Ленинграда нацистами как геноцида населения города на Неве.



По аналогии с блокадным Ленинградом вполне оправданно говорить о геноциде нацистской Европой, (как немцами, так и финнами, испанцами, французами, эстонцами, латышами и др.) не только ленинградцев, но и населения Вологодской области, когда в 1941 – 1945 гг. погиб каждый четвёртый житель Вологодчины.



Ленинград, ввиду его исключительного стратегического значения для военного потенциала страны, надо было сохранять и защищать любой ценой, не считаясь ни с чем… Достаточно упомянуть, что по зимней Дороге Жизни, попав в полыньи, проломы и трещины во льду от немецких бомб, утонуло более тысячи грузовиков с продовольствием и военными грузами – советские люди ради победы были готовы к таким жертвам…



В Вологде в конце сентября 1941 г. была создана Центральная база снабжения Наркомата обороны. Управление Центральной базы снабжения стало, по существу, штабом, который руководил распределением материальных фондов и перевозками, обеспечивая всем необходимым Ленинградский фронт, Волховский фронт, город Ленинград, Балтийский флот и все армии, защищавшие Ленинград со стороны юго-восточного берега Ладожского озера, а также Карельский фронт.



Повторим: Вологодский край был ближайшим к Ленинграду тыловым регионом России, и именно вологжане были избраны судьбой для великого подвига спасения города на Неве…



Символом борьбы за спасение Ленинграда стала Дорога Жизни.



«Дорога жизни — во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро (в период навигации по воде, зимой по льду), связывавшая с сентября 1941 г. по март 1943г. блокированный Ленинград с тылом страны (Советский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1987. С.409).



При более глубоком осмыслении фактов и обстоятельств истории, становится ясно, что спасительная для блокадного Ленинграда Дорога Жизни — понятие более широкое, многогранное.



Все грузы, перевозимые по Дороге Жизни — ледовой трассе, открытой 22 ноября 1941 г., комплектовались в Вологде. Всё население и имущество, вывозимое из Ленинграда, поступало в вологодские пределы.



Для снабжения всей страной блокадного Ленинграда и северных фронтов Вологодский край героическим трудом вологжан был превращён в огромную единую надёжную стратегическую наземно-воздушно-водную транспортную систему.



После освобождёния Тихвина, железнодорожные составы с продовольствием и оборудованием для Ленинграда следовали из Вологды до станции Вайбокало и далее к перегрузочному терминалу Кобона на берегу Ладожского озера. Здесь вагоны разгружали на автомобили или на баржи для перемещения по льду или по воде к пристани Осиновец на противоположном берегу Ладоги. Здесь грузы вновь помещали в вагоны составов Ириновской железной дороги, ведущей непосредственно в Ленинград…



Эвакуируемых из Ленинграда людей и грузы перемещали по железной дороге в обратной последовательности… На всех крупных железнодорожных станциях по пути следования были развёрнуты пункты питания и санитарной обработки эвакуируемых.



Сострадательные вологжане несли к поездам с эвакуируемыми ленинградцами продукты питания, тёплую одежду, игрушки…



Словосочетание Дорога Жизни стало нарицательным выражением для описания массового героизма в тяжелейших трагических условиях и жестоких испытаниях, как ленинградцев, так и, в не меньшей степени, вологжан.



Самозабвенно помогая городу на Неве, Дорогой Жизни стала вся Вологодская область.



Действительно, блокадный Ленинград был связан со всей страной не только ледовой дорогой и судоходной артерией от пристани Осиновец до терминала Кабона.



Активнейшим образом действовала воздушно-авиационная Дорога Жизни из Ленинграда до аэродромов на территории Вологодской области и обратно. Вологодская авиагруппа насчитывала 64 самолёта. В годы Великой Отечественной войны на территории области было построено 26 новых военных аэродромов и взлётно-посадочных полос. Полномочия по контролю за строительством аэродромной сети было возложено на областной НКВД.



Аэродромы располагали в Бабаевском, Вологодском, Вытегорском, Сокольском, Устюженском, Чагодищенском и Череповецком районах вблизи железнодорожных узлов и подъездных путей. В первый день блокады Ленинграда самолёты из Вологодской области доставили в город на Неве более 70 тонн различных грузов. Аэродромы строили, в основном, силами местного населения. По данным Шекснинской газеты «Звезда» от 25.03.2016 г., в ходе операции «Строительство 100-а» уже в 1942 г. было построено 16 аэродромов. В 5 аэродромах были созданы жёсткие взлётно-посадочные полосы. На строительстве героически трудились более 25 тысяч колхозников и рабочих – женщин, стариков и подростков. Было создано 752 тысячи квадратных метров искусственных покрытий на взлётно-посадочных полосах, рулёжных дорожках и местах стоянок самолётов. Вологодские крестьяне (женщины, старики, подростки) в кратчайшие сроки построили 1587 гектаров лётных полей, 88 километров подъездных путей и внутри аэродромных дорог, укрытия и стоянки самолётов, бензохранилища, бомбохранилища и т.д.



На аэродромах базировалась 148-я истребительная дивизия ПВО, прикрывавшая перевозки от Вологды до Ладоги. За время военных действий было сбито 20 немецких самолётов.



Осенью 1941 г. Ленинградский фронт оказался без своего глубокого тыла. Его нужно было срочно создавать. Между Москвой и Ленинградом не было прямого автомобильного сообщения. Решено было оборудовать старое шоссе от Москвы на Ярославль и Вологду, а далее проложить новую трассу до Тихвина и Волховстроя. Началось строительство автодорожной сети для Ленинградского фронта через Вологодскую область, которая стала связующим узлом всей транспортной системы европейской части России.



В годы Великой Отечественной войны Волго-Балтийский водный путь и Северо-Двинская шлюзовая система стали второй после железной дороги транспортной артерией по перевозке людей и грузов по территории области. Преимущественно по воде вологодские лесоматериалы поступали в другие регионы, в том числе в Ленинград и Москву.



В Литеге – деревне Сокольского района — находилась центральная база снабжения экипажей советских средних и малых подводных лодок, перемещаемых с Каспийского моря на Север по Волге, Шексне и Сухоне в мае 1943г.



Подводной Дорога Жизни стал предложенный водолазом-вологжанкой Ниной Соколовой и построенный ею с сослуживцами трубопровод для жидкого топлива по дну Ладожского озера от терминала Кабона до пристани Осиновец. Этот выдающийся судьбоносный подвиг до сих пор не получил достойной исторической оценки.



В 1942 г. Военный совет фронта и Ставка Верховного главнокомандующего приняли решение о строительстве железной дороги стандартной колеи по льду Ладоги в виде эстакады длиной 35 км параллельно Дороге Жизни. Автором этого уникального проекта выступил выдающийся инженер, Герой Социалистического Труда, Генерал – директор пути и строительства, создатель Дороги Победы Иван Георгиевич Зубков (1904 – 1944).



Начиная с 12 января 1943 г., начиная с обеих противоположных берегов Ладоги было построено по 8 км. железодорожного полотна в виде эстакады – вмороженной в лёд деревянной основы, на которой крепили рельсы. По этим готовым участкам поезда подвозили рельсы и лесоматериалы из Вологодской области для продолжения строительства.



18 января 1943 г. блокада Ленинграда была прорвана силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации дальнего действия. Работы по строительству ледовой железнодорожной эстакады были приостановлены. Началась героическая эпопея возведения «Дороги Победы» от разъезда Поляны до станции Петрокрепость (Шлиссельбург). Длина этого участка железодорожного полотна, проходившего по Синявинским болотам, составляла 33 км. на расстоянии в 5 км. от линии фронта. Шпалы Дороги Победы были изготовлены из вологодского леса.



Строительство Дороги Победы проходило под непрерывными бомбёжками и обстрелами. Несмотря на непрекращающиеся взрывы снарядов и бомб, дорога была построена за 17 дней. 5 февраля 1943 г. из Волховстроя в Ленинград отправился первый поезд с 800 тоннами вологодского масла. На вокзале поезд встречали тысячи и тысячи ленинградцев…



За чуть более года существования Дороги Победы по ней прошло свыше шести тысяч поездов, и под бомбёжками и обстрелами погибло более тысячи железнодорожников…



27 января 1944 г. Ленинград был полностью освобождён от блокады.



10 марта 1944 г. советские войска выбили немцев из железнодорожного узла Мга. Движение поездов в сторону Ленинграда вернулось к довоенному маршруту.



Вологжане приняли активное участие в послевоенном восстановлении города на Неве и Ленинградской области.



Подвиг мужества и стойкости ленинградцев и вологжан стал сутью легендарного понятия «Дорога Жизни».



Этот уникальный соборный подвиг вологжан до сих пор не осознан и не отмечен достойным мемориалом, который через 80 лет после Победы ещё только предстоит создать …



Вологодская область поставила на фронт, в том числе и в Ленинград, всё мужское население призывного возраста. Ввиду возможного наступления немцев в 1941 – 1942 гг. вологжане, преимущественно женщины, подростки и старики (поскольку большинство мужчин было мобилизовано), вместе с сапёрными формированиями, превратили свою землю в непреступную крепость строительством огромных оборонительных сооружений.



Оставшиеся дома женщины, ветераны и дети, сами недоедая, возводили военную и транспортную инфраструктуру, обеспечивали плановые поставки сельхозпродукции, отправляемой в Ленинград, всесторонне опекали в эвакуированных блокадников…



Вологжане в военное время, сами недоедая и живя в стеснённых условиях, поселили, одели и кормили двести тысяч (!) ленинградцев и беженцев из Ленинградской области и Карелии.



Вологодские медики в госпиталях лечили и восстанавливали подорванное здоровье вывезенных по Дороге Жизни ленинградцев. Упомянем, что вологодские госпитали в годы войны вернули в строй 30 дивизий вылеченных на земле Северной Фиваиды фронтовиков. Всё материально-техническое снабжение деятельности военных госпиталей обеспечивали вологодские горожане и крестьяне.



При наступлении немцев осенью 1941 г. из Ленинградской области и Карелии на Вологодчину был перемещён весь крупный рогатый скот, что легло дополнительным тяжёлым обременением на плечи вологодских крестьянок.



Область давала стране огромное количество качественной древесины: приклады советских винтовок и автоматов были изготовлены из вологодского леса…В войну Москва и Ленинград отапливалась значительной степени вологодскими дровами… Стройматериалы из древесины для освобождённого города на Неве, крепления угольных шахт освобождённого Донбасса, шпалы для восстановления железных дорог на освобождённых территориях СССР и Европы щедро поставляла Вологодская область…



В ходе войны на территории Вологодской области располагались лагеря для военнопленных нацистов, которых лечили вологодские медики и кормили вологодские крестьяне, сами питавшиеся существенно более скудно, чем пленные нацистские вандалы.



Таким образом, с полным основанием можно утверждать, что спасительная для блокадного Ленинграда Дорога Жизни на Ладоге начиналась в Вологде.



Необходимо отдать долг памяти и любви воинскому и трудовому подвигу вологжан в виде впечатляющего мемориала.



Наш моральный долг — юридически безукоризненно утвердить факт геноцида мирного населения Вологодской области в годы Великой Отечественной войны.



Вологодская Дорога Жизни от Вологды до Ленинграда должна стать общероссийским историко-познавательным маршрутом воспитания юных патриотов нашего Отечества.



Россия, Русь! Храни себя, храни…



Александр Сергеевич Бочков родился в 1960 году в Астрахани. Кандидат химических наук.Автор книг «Вологодские нестяжатели», «Святитель Ермоген». Автор-составитель сборников «Колокола России», «Практическое руководство для православных звонарей», «Святыни Земли Русской», «Песни русского воина», «Песни паломника», «Северная Фиваида», «Епитимия». Член Союза писателей России.



Член Русского исторического общества. Живет в Москве.

Иллюстрация: tvspb.ru





 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Вологодская Дорога Жизни | Харитоныч - Харитоныч | Лента друзей Харитоныч / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»