• Авторизация


О книге "Рассказы о прожитом" 03-12-2014 18:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!


К шести моим книгам в интернете добавлена седьмая. Воспоминания моего тестя М.Ф.Теребихина, прапорщика

старой российской армии и командира роты в Красной Армии, награжденного за участие в Гражданской войне

орденом Красного Знамени, и моего отца И.А.Шварёва, рядового красноармейца в годы Гражданской войны и

рядового труженика в народном хозяйстве мирного времени. Считаю, что такие воспоминания помогут молодым

людям лучше понять историю дореволюционной России и Советского Союза.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
Здравствуйте! Спасибо за Ваше письмо с приглашением посмотреть Ваши книги в "Проза ру". Ваши произведения, посвящённые, в основном, советскому времени, я чуть-чуть посмотрел, кое-что прочитав из них. На мой взгляд, они, увы, не совсем объективны, т.е. недостаточно критичны по отношению к властям (мягко говоря). В качестве комментария прилагаю пару совсем коротких текстов (один из них -- мой, взятый отсюда: http://www.liveinternet.ru/users/5246401/post277028283/ ) о временах сталинщины, а также небольшой отрывок из одной своей статьи о брежневских -- а также и нынешних -- временах (касающийся близкой Вам армейской темы). Всего Вам самого хорошего! Дмитрий Воробьевский, редактор самиздатской газеты "Крамола" (её блог: http://krrramola.livejournal.com/ ), г.Воронеж. --------------------------------------------------- СТРАШНЕЕ ВОЙНЫ (Отрывки из воспоминаний, опубликованных в газете "Воронежский Курьер" за 12-е декабря 2009 г.) Я, Акованцева Евдокия Фёдоровна, родилась 23 февраля 1920 года в старинном русском городе Коротояке Коротоякского района Воронежской области. Теперь это село Коротояк Острогожского района... С нашего хутора никого не высылали, а в хуторах, примыкавших к нам, было по-другому. С хутора Травина, состоящего из трёх хат и расположенного в двух километрах от нас, выслали две семьи; с хутора Ушакова (в километре от нас, состоял из пяти хат) выслали одну семью, однохатный хутор Лобкин не тронули, а вот хутору Уварову, что в пяти километрах от нас, не повезло... Высылали их поздней осенью и везли через наш хутор. Страшнейшую картину, которую я тогда увидела, даже и близко невозможно сравнить ни с какими ужасами, пережитыми и увиденными мной в годы Великой Отечественной войны. Несколько подвод увозили большие семьи раскулаченных крестьян в Острогожск. На этих подводах, набитых битком маленькими детьми, сидели несколько женщин и стариков. Мужчин не было: очевидно, их арестовали раньше. Одежда на детях и женщинах была до того оборванная и грязная, что на эту бедноту было страшно смотреть, а некоторые дети были просто голые... Сквозь детский визг были слышны вопли и завывания женщин. Вокруг повозок ехали верхом вооружённые винтовками люди. На въезде в Острогожск со стороны Воронежа, по левую сторону от дороги, стоит сейчас полуразрушенная церковь Тихона Задонского, за ней кладбище. Вот в эту церковь со всех населённых пунктов Коротоякского и Острогожского районов в 1929-1930 годах помещались советскими властями раскулаченные крестьянские семьи. Люди в страшной давке находились там неделями. Наступила зима, церковь не топили, а людей не кормили. В первую очередь там умерли все дети, а потом взрослые. Умерли в этой церкви и наши уваровцы. Выживших отправляли из Острогожска в Казахстан. Была зима – люди были голодные, раздетые, многие умерли в холодных телятниках (вагоны) ещё по пути в ссылку. Никто впоследствии не вернулся обратно. Возможно, эту церковь сейчас восстанавливают, а я думаю, этого делать нельзя. На её месте или рядом нужно поставить часовню в память о тысячах умерщвлённых коммунистами крестьян... Начался 1933 год. В семье нас тогда было восемь человек. Мы едва не умерли с голода... Летом 1933 года, после уборки пшеницы, мы, дети, стали ходить и собирать с полей потерянные колоски колхозной пшеницы в свои специально пошитые маленькие холщовые сумочки. Но из Острогожска были присланы объездчики на лошадях – охранять пустые колхозные поля. Они догоняли нас, высыпали наши колоски, забирали наши сумочки, а нас избивали длинными кнутами... Ближе к осени в нашем лесу поспевали дикие лесные груши. Мы их собирали, сушили и мололи на муку. Из этой "муки" пекли хлеб. Другой пищи не было... Власти выставили усиленную охрану лесов. Пойманных с грушами детей и женщин избивали, мужчин арестовывали и увозили в Острогожск, а груши высыпали на землю. Однажды мы с братом пролежали в канаве с мешком груш всю ночь и лишь под утро, когда охрана потеряла бдительность, смогли пробраться сквозь кордон, – а ведь лес находился лишь в трёхстах метрах от нашего дома. Конечно, государству эти лесные груши были не нужны, но был порядок: ничего советского не тронь! Так сельское население России специально было поставлено тогда на грань вымирания... Акованцева Евдокия Фёдоровна. __________________________ 1933 ГОД Солнышко светит. Грачи прилетели. Тают снега на равнинах безбрежных. Вот и прошли холода и метели, Вот и минули три месяца снежных. Белые хаты стоят над оврагом. Птицы над ними кругами летают. Будто каким-то охвачены страхом, Будто чего-то недопонимают... Может быть, запах грачей удивляет, Иль тишина не понравилась птицам?.. Бог его знает, чего их пугает, Что им мешает на землю садиться... Может быть, сверху они увидали, Как копошится в навозе старуха, Или чуть слышные чьи-то рыданья, Может, достигли их птичьего слуха... Нынче никто уж могил не копает. Нынче никто не кричит, причитая... Полумертвец на крыльцо выползает... Господу молится полуживая... Трупы лежат во дворах и в канавах, Трупы в домах и в грязи придорожной. Многие – в полузасыпанных ямах, Полуистлевшие с осени прошлой... Смрадом, замешанным с мартовским паром, Хаты полны и проулки кривые. Двое детей за колхозным амбаром – То ли уж мёртвые, то ли живые... А за амбарными теми дверями Нету ни зёрнышка вот уж полгода... Был урожай, и довольно немалый, Да увезли его «слуги народа». Гнил он на станциях в кучах огромных, Денно и нощно его охраняли. А на днепровских равнинах просторных Тысячи сёл до конца вымирали. С Буга, с Ингула, с Днепра и с Кубани Беженцев толпы брели спотыкаясь. Близких своих зарывая руками, Женщины выли в снегу, надрываясь... Те, кто добрались до города всё же, Или до Киева, иль до Полтавы, – Полуживые, и мёртвые тоже, – Все на подводах свозились в канавы... Дмитрий Воробьевский (1987г., г.Воронеж, написано по воспоминаниям многих очевидцев, включая моих близких родственников). ___________________________________ Отрывок из моей статьи "Повестка на тот свет" (опубликованной, например, здесь -- http://newsland.com/news/detail/id/514115/ ): "...В конце мая и начале июня многие российские СМИ сообщили о ряде связанных с "единым государственным экзаменом" самоубийств, в частности -- о самоубийстве под Воронежем выпускника Казинской средней школы Алексея Шмакова за несколько дней до предстоявшей ему сдачи "ЕГЭ". Однако, почему-то почти ни в одном сообщении об этом вообще не упомянута полученная этим выпускником накануне трагедии повестка из военкомата, хотя из публикаций некоторых воронежских СМИ (в частности -- из статьи "Мёртвая петля" в газете "Воронежский Курьер" за 1 июня) очевидно практически на все 100 процентов, что причиной его самоубийства стала именно эта военкоматовская бумажка, а не сами по себе трудности со сдачей "ЕГЭ"... Очень подозреваю, что такая же причина -- и у многих других подобных самоубийств. Кстати, ещё несколько лет назад я слышал по радио "Свобода" выступление одной из руководительниц Комитета Солдатских Матерей (возглавляющей его Санкт-Петербургское отделение), где она подробно и со множеством упоминаний конкретных трагедий говорила, что увеличивается количество самоубийств не только среди насильно загнанных в российскую армию солдат-срочников, но и среди не желающих туда идти призывников... Если Вы, уважаемый читатель, далеки от этой темы, то, возможно, понять всю чудовищность воинской повинности Вам поможет такой пример. Представьте себе, что к Вам подходят на улице какие-то незнакомые люди и говорят следующее: они, мол, решили, что Вы в ближайший час должны беспрекословно выполнять любые их приказы, причём, возможно, Вам будет приказано и "замочить" кого-нибудь из их недругов -- разумеется, мол, во имя самых высоких целей. А если, мол, попытаетесь от этого "уклоняться" -- "хуже будет". Интересно, как бы Вы отнеслись к сделавшим такое предложение субъектам ? Думаю, что никакие Ваши эпитеты в их адрес -- например, "сволочи", "подонки", "шпана отмороженная" и т.п. -- не были бы в данной ситуации чрезмерными. Но каких же тогда эпитетов заслуживают государственные структуры, регулярно творящие над тысячами, а то и миллионами людей (тем более -- почти детей) то же самое, но с одной лишь существенной разницей: в рабство загоняют не на час, а на год ?... Нередко приходится слышать и читать, что профессиональная армия, мол, гораздо больше, чем рекрутская, подходит всяким государственным "вождям" для подавления оппозиции и укрепления своих диктаторских режимов. Если бы это было так, то все диктатуры, включая путинский режим, давно отменили бы воинскую повинность. Однако, наблюдается противоположное явление: и Ленин, и Гитлер, и многие другие диктаторы, вводили (или усиливали) воинскую повинность всего через несколько месяцев после своего воцарения. Видимо, это объясняется не только их сугубо военными целями, не только желанием сэкономить деньги, понадобившиеся бы для добровольцев или, если угодно, "наёмников", но и тем, что воинская повинность формирует у огромного числа людей рабское самосознание и, к тому же, делает многих из них как бы помимо их воли соучастниками преступной власти. На всякий случай -- чтобы не возникало вопросов насчёт того, служил ли в армии автор данной статьи или "откосил", -- могу пояснить (это, кстати, уже было обнародовано в октябре 2003 г. при чтении одного моего письма по радио "Свобода"), что ещё осенью 1982 года, когда меня пытались "призвать", все военкоматовские повестки я определял в самое подходящее место, накалывая их на гвоздик в туалете. Правда, затем их снимали оттуда и относили обратно в военкомат. Хорошо помню, что ещё в 15-летнем возрасте я не допускал для себя ни малейшей вероятности службы в армии -- точнее, в рабской, принудительно комплектуемой армии -- абсолютно ни при каких обстоятельствах, независимо от возможных последствий такого отказа (которые, разумеется, последовали, т.к. служить я, естественно, не пошёл). Я и сегодня не могу себе представить ничего более унизительного, чем "беспрекословное выполнение приказов" какой-то шпаны, которой вдруг померещилось, что она вправе что-то приказывать посторонним людям, знать её не желающим. Но, увы, "моральный облик" российских властей, по-моему, абсолютно не позволяет надеяться, что они когда-нибудь ликвидируют эту рекрутскую школу рабов, отменив воинскую повинность "сверху". Да и вообще в мировой истории рабство значительно чаще отменялось "снизу"... Кстати, даже в те советские времена подобное моему отношение к этому унизительнейшему рабству вовсе не было редкостью. Многие и тогда даже не рассматривали для себя возможность подневольной армейской службы, предпочитая какие угодно иные варианты..."
veteran30 05-12-2014-21:42 удалить
Ответ на комментарий Дмитрий_Воробьевский # О трех категориях кулаков и перегибах при раскулачивании сказано в "О жизни прошлой и нынешней". Мне довелось при Сталине закончить ФЗУ, два года работать на заводе, учиться в военном училище и служить лейтенантом в полку. Был трудный, бедноватый, недостроенный, но справедливый социализм. О жизни при Хрущеве, Брежневе, Горбачеве, Ельцине, Путине Вы моих страниц, вероятно, не читали. А вообще, у нас с Вами разные взгляды на социализм и капитализм.
ARXOS 17-12-2014-23:25 удалить
С БОЛЬШИМ удовольствием прочитала воспоминания о жизни Михаила Теребихина и Ивана Шварева.Сколько СВЕТА и ЖИЗНЕННОЙ СИЛЫ несли они сквозь все трудности и радости своей судьбы.Это не придуманное фентези, а НАСТОЯЩАЯ ЖИЗНЬ прожитая ДОСТОЙНО обыкновенными людьми в трудное время и спокойно рассказанная нынешнему поколению изнеженному цивилизацией и опекой родителей.Не погаснет домашний очаг, если дети знают силу рода и взаимовыручки.


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О книге "Рассказы о прожитом" | veteran30 - Дневник veteran30 | Лента друзей veteran30 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»