«Материальная природа состоит из трёх гун — благости, страсти и невежества. Когда вечное живое существо входит в соприкосновение с материальной природой, эти гуны обуславливают его».
Бхагавад-гита как она есть, 14.5
«Ни среди людей и других обитателей Земли, ни даже среди полубогов, обитателей Сварги, — во всём творении нет никого и ничего, что было бы свободно от влияния этих трёх гун, порождённых материальной природой».
Бхагавад-гита как она есть, 18.40
В Ведах описаны три гуны (тип энергий и способностей, кармические особенности), которые непосредственно влияют на характер, жизненный путь, предрасположенность к какой-либо деятельности, определяют предназначение.
Слово гуна в переводе с санскрита означает «стихия». Другой, буквальный перевод этого слова — «верёвка», а в более широком смысле «качество, свойство». Три гуны: добродетели (саттва-гуна), страсти (раджо-гуна) и невежества (тамо-гуна). Эти качества можно сравнить с понятием темперамента из психологии: у каждого своя особенность. Нет смысла сопротивляться своему темпераменту, нужно его принять и постараться использовать максимально с пользой, так и с гунами — разобраться в своих особенностях и понять, чего ждет от тебя мир.
По описанию особенностей каждой гуны можно понять какая именно своя. Именно гуны определяют психологический тип личности человека.
Описание качеств:
Саттва-гуна – поддержание, стремление к познанию, умиротворению и миру, полезность, эффективность, духовность, просветление, духовный рост. Гуна благости проявляется в состоянии, когда человек отрешен, бесстрастен и заинтересован в знании ради него самого. Когда сознание обусловлено саттва-гуной, оно будет восприимчиво и внимательно (по отношению к любому, или почти к любому вопросу, на котором оно сосредоточено) и, в то же время, отрешенным и не преследующим выгоды.
Раджо-гуна – сотворение, слава, гордость, само-возвеличивание, динамика, любое материальное начинание, сражение и борьба, секс, желание обрести плоды деятельности... Гуна страсти обнаруживает себя в страстных желаниях и стремлениях, которые побуждают человека прилагать напряженные усилия для того, чтобы добиться желанного объекта. Сознание, обусловленное раджо-гуной возбуждено, узко направлено и сосредоточено на объекте желания.
Тамо-гуна – разрушение, деградация, лень, сон, безумие, апатия, депрессия, бездействие, ошибочное восприятие окружающей действительности, неведение, страдание и горе. Гуна невежества проявляется в апатии, безразличии, забывчивости, рассеянности и заблуждения. Сознание, обусловленное тамо-гуной легко отвлечь, оно неспособно познавать, невнимательно, хронически склонно к ложному пониманию или восприятию.
Исходя из такого описания мира, который предлагают Веды, каждый из нас может распознать эти три психологические состояния, опираясь на свой собственный опыт. Вероятно, в своей жизни мы уже провели какое-то время в каждом из этих трех режимах. Как веревка плетется из многих нитей, так и качества (энергии) смешиваются и присутствуют все, но в разных «пропорциях». Все три гуны присутствуют в каждом человеке, и, как говорится в Бхагавад-гите (14.10) среди этих трех гун происходит «соревнование за первенство». Тем не менее, у каждого человека существует определенная основная (доминирующая) гуна. Действуя в своем особом стиле, она приводит этого человека к характерному результату. Таким образом, Бхагавад-Гита говорит, что гуна благости приводит человека к счастью или удовлетворению. Результатом этой гуны является знание. Гуна страсти побуждает человека к деятельности с корыстными мотивами, и приносит страдание (потому что страстным желаниям нет конца; умножаясь и побуждая нас к деятельности, они никогда не приносят удовлетворения). Гуна невежества обрекает человека на глупость; результатом этой гуны является заблуждение.
Шрила Прабхупада охарактеризовал три «чистых типа» этих гун следующим образом: «Один – счастлив, другой – очень активен, третий – беспомощен». (Бхагавад-Гита, 14.6, комментарий).
Качества человека:
Гуны проявляются как в положительных, так и в негативных аспектах.
Под влиянием гуны благости человек един с миром, накапливает знания, мудрость, свет, радость. Человек этой гуны несет свет и духовность в мир, влияет на мировоззрение людей, имеет таланты, знает и понимает устройство мира. Передает свои знания и опыт другим. К таким людям относятся великие учители, правители, ученые; основатели крупных и значимых в мировых масштабах эзотерических, общественных, политических движений, направлений или организаций. В своем негативном аспекте гуна приводит человека к излишней самоуверенности, ЧСВ, эгоизм, «дело превыше всего» (не думает о последствиях, интересах других людей).
Человек в гуне страсти развивает в себе жажду материальных удовольствий. Он жаждет наслаждаться и видит в этом смысл жизни. Для удовлетворения чувств человек должен иметь некоторый почет в обществе, счастливую семью, материальный достаток. Таковы продукты гуны страсти. До тех пор, пока человек желает этого, он вынужден тяжело трудиться, поскольку дом, семья, престиж нуждаются в постоянном поддержании. Деятельность человека в гуне страсти направлена на достижение результатов. Человек зарабатывает столько, сколько может, и тратит это на благие цели. Иногда он тратит деньги на строительство лечебных учреждений, занимается благотворительностью и т.д., чтобы поднять свой престиж и статус в обществе. Таким образом, современный материальный мир в большей или меньшей степени находится под влиянием именно этой гуны. Положительные аспекты — эмоциональность, активная созидательная деятельность (развитие коммерческих, социальных, политических организаций). К этой гуне можно, так же, отнести военных, спортсменов (активная деятельность, достижение результата)
Гуна невежества — полная противоположность гуны благости. В гуне невежества люди не понимают сути вещей. Человек в гуне невежества очень ленив и совсем не интересуется духовной жизнью. Он лишен активности, присущей гуне страсти. Такой человек спит больше, чем необходимо. Для функционирования здорового организма достаточно шести часов сна, но люди в гуне невежества спят по десять-двенадцать часов в сутки. Такие люди постоянно подавлены. Любая деятельность, которой они заняты, не приносит блага ни им, ни окружающим. Качества этого типа способствуют разрушению окружающего мира. Но эти качества так же необходимы миру: чтобы что-то новое построить, старое надо разрушить (это иногда эффективнее, чем трансформировать...). Получается, что человек-разрушитель выполняет свою задачу-предназначение.
"Если человек захочет, он может выработать в себе качества, характеризующие гуну благости, и победить страсть и невежество. Несмотря на могущество трех материальных гун, тот, кто исполнен решимости, может подняться на уровень гуны благости, а затем достичь чистой благости, состояние бытия, которое называют Васудева и в котором живое существо становится способным постичь науку о Боге". (Бхагавад-Гита, 14.10, комментарий)
В рамках учения Аутмиттеров гуны рассматриваются более подробно, различают шесть гун, т. е. каждая гуна подразделяется на две. Дается подробное описание проявлений положительных и негативных аспектов.
Приглашаем на обучение в Школу Аутмиттеров курс кармического целительства.