Отрывок из книги Джона Рёскина "Путешествия по Флоренции". Он описывает работу Андреа ди Бонайуто "Триумф святого Фомы Аквинского" (фреска Испанской капеллы церкви Санта Мария Новелла 1366-1367 гг).
85. ...В арке написаны три евангельские добродетели. Без них, говорит Флоренция, не может процветать ни одна наука. Без Любви, Веры и Надежды нет способности мыслить.
Под ними находятся четыре главные добродетели; вся группа расположена в следующем порядке:
A
B C
D E F G
А. Милосердие; из ее головы и рук исходит пламя.
В. Вера; держит крест и щит и гасит пылающие стрелы. Этот символ, так часто повторяющийся в современных композициях, изображающих обращение св. Павла к личной вере, очень редко встречается в старой живописи.
С. Надежда, с ветвью лилий.
В. Терпимость; стоит на черной рыбе и управляет ею.
Е. Осторожность, с книгой.
Р. Справедливость, в короне и с жезлом.
О. Стойкость, с башней и мечом.
Под ними находятся великие пророки и апостолы: слева Давид, св. Павел, св. Марк, св. Иоанн; справа - св. Матфей, св. Лука, Моисей, Исайя, Соломон. В центре среди евангелистов на готическом троне сидит св. Фома Аквинский.
86. Теперь рассмотрите этот трон, все ниши под ним и точное воспроизведение Флорентийского собора напротив; то и другое принадлежит высокой готике школы Орканьи — более поздней, чем готика Джотто. Между тем здание, в котором собрались апостолы в день Св. Троицы, относится к ранней романской мозаичной школе и снабжено круглым окном собора в Ассизи и четырехугольными окнами баптистерия во Флоренции. Этот тип архитектуры всегда используется Таддео Гадди, тогда как высокая готика не могла изображаться им и служит явным признаком участия более позднего художника.
Под линией пророков расположены силы, призванные ими, — мифические фигуры семи богословских, или духовных, и семи земных, или естественных, наук;
у ног каждой из них — фигура ее главного учителя на земле.
Семь земных наук начинаются с Грамматики, находящейся дальше всех от окна, и расположены в следующем порядке по направлению к окну:
1. Грамматика, под ней Присциан.
2. Риторика —"— Цицерон.
3. Логика —"— Аристотель.
4. Музыка —"— Тувалкаин.
5. Астрономия —"— Атлас, король Фьезоле.
6. Геометрия —"— Евклид.
7. Арифметика —"— Пифагор.
Затем справа налево следуют небесные науки:
1. Гражданское право, под ним император Юстиниан.
2. Каноническое право —"— Папа Климент V.
3. Практическая теология —"— Петр Ломбардский.
4. Созерцательная —"— Боэций.
5. Догматическая —"— Дионисий Ареопагит.
6. Мистическая —"— св. Иоанн Дамаскин.
7. Полемическая—"— св. Августин.
87. Итак, здесь перед вами художественно представлена та система человеческого воспитания, которая, как считалось в старой Флоренции, была обязательной в великих земных монархиях и республиках, освященных Святым Духом, сошедшим на землю в день Св. Троицы...