• Авторизация


Тибетские монастыри 16-01-2017 09:11 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Владимир_Гринчув Оригинальное сообщение

Тибетские монастыри - Вера - двигает горами!

Страна снегов  всегда была оплотом этой религии и в старые времена в Тибете почти до четверти населения имели монашеский статус. Разумеется количество монастырей и монастырских школ было огромным. Эти монастыри зачастую представляли из себя целые города где были не только монастырские храмы, но и центры обучения, подобные современным университетам, образование в которых было сколь сложным столь и весьма глубоким.

[показать]

Первые буддийские секты-школы в Тибете возникли в XI в. Последователи самой древней из них - ньинмапа (такое название она получила позднее) - стремились к возрождению и сохранению учения в интерпретации великого мага и тантриста Падмасамбхавы, жившего еще во второй половине VIII в. и обладавшего, по мнению специалистов, паранормальными способностями. Вокруг жизни Падмасамбхавы создано очень много легенд. Он не был составителем ни текстов доктрины , ни комментариев, а его подвиги, связанные с подчинением местных божеств Тибета были прославлены в сказаниях и при каждом пересказывании становились все краше. 

[показать]

"Некоторые верят, что я появился в цветке лотоса, среди пыльцы в озере Дханакоша в Уддияне, некоторые верят, что я родился принцем в тех краях. Другие верят, что я пришел со вспышкой молнии на вершине горы Намчак. Многообразны их убеждения ибо я появлялся во множестве форм. Через двадцать четыре года после паринирваны Будды Шакьямуни, Амитаба, Ади - будда Бесконечного Света, преисполненный Бодхичитты, помыслил о Просветлении и из сердца Махакаруны, в форме Махакаруны, я, Падмасамбхава, лотосорожденный гуру, возник как слог «шри». Я пришел, как приходит в мир дождь, в бессчетных формах для тех, кто готов принять меня. Деяния Просветленных непонятны. Кто определит меру для них?"

[показать]

Восстановление позиций буддизма в регионе после двух веков смутного времени связано прежде всего с именем знаменитого проповедника и ученого Атиши. Выходец из Бенгалии, он получил фундаментальное образование в индийских монастырях, слыл знатоком канонической литературы и в 1042 г. прибыл в Тибет, где до конца жизни активно распространял учение Будды.

[показать]

Он перевел и написал ряд трактатов, уделял много внимания устной проповеди, сумел организовать систематическую работу по переводу с санскрита на тибетский язык религиозных сочинений. В своих наставлениях Атиша делал упор на этические требования буддизма, подчеркивал необходимость строгой организации монашества, четкой регламентации культа и интенсивного внедрения практики созерцания. Его ближайший ученик и сподвижник Бромтонпа создал новую секту - кадампа, опиравшуюся уже на проповеди Атиши и нацеленную на изучение переведенных канонов.

Буддийский ученый и переводчик Марпа основал широко известную в свое время в Тибете секту кагьюпа. Она ведет начало от некоего индийского наставника, который передал учение йогу Наропе. Учеником последнего был Марпа, трижды совершивший паломничество в Индию. Он постиг буддийскую йогу, перевел на тибетский язык 50 сочинений, встречался с Атишей, но в результате так и не стал его последователем.

[показать]

Другой видный наставник - Брогми - провел в Индии 13 лет, изучая канонические тексты, никогда не стремился к созданию собственной религиозной общины и вел жизнь странствующего проповедника.

[показать]

По возвращении на родину он перевел на тибетский язык несколько тантр (трактаты и сочинения, ритуальные тексты), это послужило в дальнейшем толчком к появлению влиятельней секты сакья (сакьяпа). Ее основатели и последователи всегда подчеркивали уникальность собственной линии в ламаизме, а также соответствие их религиозной доктрины индийскому буддизму.

[показать]

На рубеже XIV-XV вв. в тибетском буддизме возникла новая секта, которая со временем стала доминирующей. Гелугпа - «секта добродетельных» - известна также под названием «секта желтошапочников», по характерному атрибуту монашеской одежды ее основателя и последователей, в отличие от ранее возникших сект, традиционно именуемых «красношапочными».

[показать]

Ее создателем был Цзонхава (1357-1419) - выдающийся реформатор буддизма в Тибете. Он родился в местечке Цзонха области Амдо, был четвертым сыном в семье. Родители приняли решение отдать ребенка в монахи. Еще в детские годы у него обнаружились разносторонние таланты и глубокая набожность. Позднее он ушел в Центральный Тибет, где посетил крупнейшие монастыри и изучал различные буддийские дисциплины под руководством наиболее авторитетных наставников. В начале 90-х гг. XIV в. Цзонхава уже имел учеников, число которых стремительно росло. Он намеревался совершить паломничество в Индию, однако во сне увидел бодхисатву Манджушри, предсказавшего ему смерть во время трудного путешествия. Проповедник остался в Тибете и вместе с учениками жил в окрестностях Лхасы.

[показать]

Цзонхава придавал исключительно важное значение вопросам буддийской этики и монашеской дисциплины, требуя от духовенства безупречного поведения, прежде всего безбрачия и воздержания от вина. Он поставил перед ламами новую задачу: активное участие в жизни верующего в качестве духовного наставника и оказание ему помощи на пути избавления от страданий. В главном труде жизни, трактате «Ламрим ченмо» («Ступени великого пути»), Цзонхава, по его собственному признанию, опирался на сочинение Атиши «Светильник пути к просветлению» и развил идею последнего о делении людей на различные категории в зависимости от их способности воспринимать учение и следовать по пути спасения.

[показать]

Глубокие знания, строгая требовательность и безупречные, личные, качества наставника вызвали определенный резонанс в обществе и привлекли к нему многих последователей. Опираясь на большое влияние и значительные материальные средства, Цзонхава приступил к реформированию религиозной обрядности. Сначала он изгнал из главного храма Лхасы - Чжокханга - нищих, разводивших в храме костры и оставлявших свою грязную одежду и мешки с мукой в почитаемых верующими местах. Наставник прибег к хитрости: он приказал ученикам приготовить обильную трапезу на берегу реки и позвал на нее всех неимущих. Нищие, разумеется, пришли в полном составе. За время отсутствия их пожитки выбросили из Чжокханга и закрыли храм, а ключи передали местному правителю.

[показать]

Вскоре Цзонхава организовал празднование Монлам ченмо («Великая молитва») - своеобразного крещения Тибета в буддизм, объединив его с традиционными торжествами по случаю Нового года. Авторитетный итальянский исследователь Дж. Туччи отмечал, что «в стране, где магические обряды являются доминирующей силой и во время праздника Нового года, когда вся община сосредоточивается на утверждении периода благополучия посредством традиционных обрядов, эта школа (гелугпа), которая только набирала силу, могла мало что сделать, кроме того, что придать еще большую значимость празднованию Нового года».

Осенью 1408 г. Цзонхава, как свидетельствует его тибетский биограф, собрал в Лхасе художников и с их помощью привел в порядок Чжокханг, отмыв закопченные фрески, очистив от грязи древние статуи и установив новые. Старые фрески подновили золотом, скульптуры покрыли золотой фольгой. Ранее пожертвованные ткани пошли на изготовление новых сидений и обрядовых знамен. Для многочисленных скульптурных изображений сшили верхнюю одежду, для фресок и икон - своеобразные занавески, предохранявшие их от копоти и грязи. Только после этого представители гелугпа отслужили в Чжокханге новогоднюю службу, в ходе которой были использованы различные музыкальные инструменты. Аналогичным образом подчистили и обновили другие столичные храмы и дворцы.

[показать]

Примерно в 45 километрах от Лхасы Цзонхава в 1409 г, основал Гандэн - первый монастырь своей секты, где в качестве настоятеля ввел жесткую дисциплину и создал принципиально новую систему обучения монахов. Отныне они занимались не индивидуально у конкретного учителя, слушая его проповеди и наставления, а в специальных школах и на факультетах. Большую часть оставшейся жизни наставник провел в Гандэне, где и скончался. Сам Цзонхава, как считают тибетцы, ушел в нирвану, но по его пророчеству согласно легенде два любимых ученика должны были постоянно воплощаться в качестве иерархов секты. Впоследствии воплощающиеся по одной из линий перерождения стали получать титул «далай-лама», а другие - «панчен-лама».

[показать]

В 1416 и 1419 гг. ученики Цзонхавы учредили два монастыря в окрестностях Лхасы - соответственно Дрепунг и Сэра.

[показать]

Позднее во втором по величине городе Тибета Шигацзе был построен монастырь Ташилхунпо (1447 г.),

[показать]

в XVI в. возвели монастырь Гумбум (на территории современной провинции Цинхай),

[показать]

а в начале XVIII в. - монастырь Лабран (в провинции Ганьсу). Шесть упомянутых обителей принято считать главными монастырями гелугпа.

[показать]

 

В годы культурной революции в Китае большинство тибетских монастырей были разрушены и разграблены, впрочем та же участь постигла и континентальный Китай. Многие монахи Тибетских монастырей под угрозой физического истребления были вынуждены либо бежать в Индию и Непал, либо вернутся к мирской жизни.

[показать]

 

Сегодня китайским правительством введены строгие квоты, согластно которым каждый монастырь может иметь лишь строго определенное число монахов. Сделано это очевидно для того  чтобы нейтрализовать в зародыше сопротивление самой политически активной части населения. Несмотря на столь безжалостные и варварские методы подавления буддизма, многие монастыри  до сих пор сохранили неповторимую мистическую атмосферу, которую можно почувствовать практически в любом Тибетском храме.

 

[показать]

Примерно в 250 километрах от Дарчена находится одна из древних столиц Тибета королевство Гуге. Королевство Гуге появилось примерно в 10 веке н.э.  и было основано одним из потомков тибетского короля Ландармы, после убийства которого, в Тибете настали смутные времена. Изначально Гуге возникло на месте важной торговой дороги между Тибетом и Индией и благодаря этому процветало несколько столетий. Сегодня королевство Гуге известно в основном как важнейшее историческое место так называемого второго «рассеивания доктрины» в Тибете.

[показать]

В 10 веке король Йоше О (YesheO или иначе Сронг Нге Йоше О) послал буддийского монаха Ринчена Тсангпо на обучение в индийский монастырь, находящийся на территории нынешнего Кашмира. По преданию, этот монах вернулся в Гуге после 17 лет обучения и стал фактическим основателем нового течения буддизма в Тибете, а также известнейшим переводчиком  буддийских текстов, именно благодаря Ринчену Тсангпо в Тибет был приглашен знаменитый буддийский мастер дхармы Атиша, который провел в районе западного Тибета несколько лет, прежде чем отправится распространять учение дальше в центральном Тибете. 

[показать]

Именно из западного Тибета, как считается  многими учеными, буддизм окончательно и бесповоротно пришел в страну и утвердился в качестве основного учения. В 17 веке в Гуге прибыли  христианские миссионеры (Антонио де Андрада), которые свидетельствовали о существовании здесь процветающей цивилизации. Они основали на территории королевства несколько христианских миссий. Чрез некоторое время, войска соседнего Ладакха вторглись на территорию Гуге и эта агрессия фактически положила конец существованию  государства. Сегодня лишь впечатляющие остатки древних скальных городов и монастырей напоминают о былом процветании великого королевства западного Тибета.

[показать]

Сейчас территория бывшего королевства Гуге принадлежит к округу Нгари. Пещерные города Тхолинг и Тсапаранг являются самыми заметными культурными памятниками западной части Тибетского плато. Находящиеся в окружении впечатляющих «лунных» пустынных пейзажей, эти места снискали славу одних из самых таинственных и мистических мест  Тибета.

[показать]

Еще одно заметное место западного Тибета, это остатки древнего полумифического государства Шанг Шунг . По преданию, эта страна появилась задолго до того, как в Тибете появился буддизм. Она также считается местом  зарождения древней религии Бон, исконной религии Тибета, предшествующей буддизму.

[показать]

Долина Гаруды, возможно самое таинственное и мистическое место Тибета, сейчас  здесь можно увидеть лишь остатки древних пещерных поселений. Самое известное поселение называется Кун Лун Днгул Мкар, или в переводе «Серебряный дворец Гаруды». Здесь же находится известный монастырь Бон Гуругьям, а также буддийский монастырь в селении Куньлун.

[показать]

До вторжения Китая в 1959 году в Тибете насчитывалось более 7000 монастырей, храмов и дворцов. Сейчас сохранилось около 500 из них. Здесь находится самый огромный дворец мира – Потала, и самый высокогорный монастырь мира – Ронгбук. Расположенный на Красной горе в центре Лхасы, Потала не только крупнейшее монументальное сооружение во всем Тибете, но и самый высокий древний дворец мира.

[показать]

 

Название Потала, происходит от тибетского наименования «чистой земли» бодхисатвы Авалокитешвары (Ченрези). В первой половине 17 века, 5 Далай Лама, Нгаванг Лобсанг Гьямтсо (1617-1682), один из самых почитаемых Далай Лам Тибета, решил перенести свою резиденцию из монастыря  Дрепунг, для чего было начато строительство нового дворца на холме Марпо Ри (красный холм), возвышающемся над Лхасой. Место было выбрано не случайно, именно здесь находился дворец первого «короля дхармы» Согцена Гампо.

[показать]

Грандиозное строительство было начато в 1645 году и изначально была построена белая часто дворца Потранг Карпо (1649), строительство же красной части (Потранг Марпо) было начато в 1682 и продолжилось под руководством Регента, который скрывал смерть  5 Далай Ламы, умершего в этом же году, вплоть до завершения строительства дворца двенадцать лет спустя.  Потала, стала местом постоянной резиденции всех Далай Лам вплоть до 14, который был вынужден покинуть Тибет вследствие китайского вторжения.  Во время китайской «культурной революции» дворец был подвергнут разграблению, которое, впрочем, было вовремя остановлено Чжоу Энлаем, министром культуры Китая. Благодаря этому, здание и множество буддийских святынь дворца уцелели, и мы имеем возможность увидеть воочию все это великолепие. В настоящее время Потала  представляет из себя музей, открытый для посещения туристами. В 90 годы дворец был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

[показать]

Монастырь Ронгбук находится на юго-западе Тибета, у подножия самой высокой горы в мире - Джомолунгмы. Из монастыря открывается завораживающий вид на Эверест: отсюда он кажется высокой пирамидой, окруженной горами, касающимися своими вершинами небес.

[показать]

 

В солнечные дни у вершины Эвереста можно увидеть многокилометровый снежный шлейф. Это природное чудо называют «снежным флагом». Сейчас вместе с растущей популярностью горы Эверест среди туристов и альпинистов, монастырь Ронгбук постепенно становится местом притяжения все большего числа посетителей. Монастырь Ронгбук был построен местным ламой в 1899 году. Место, где был основан монастырь, на протяжении более 400 лет использовалось отшельниками и монахами для медитаций. На дорогах до сих пор сохранилось множество камней, на которых написаны молитвы и изображены священные знаки.

[показать]

 

Расположенный на высоте примерно 5 000 метров над уровнем моря, монастырь является самым «высоким» в мире. Ронгбук представляет собой пятиуровневое строение, однако, сейчас используются только два этажа. Когда-то это был самый крупный монастырь в регионе. У фронтона главного зала установлены статуи Шакьямуни и Жеру Ринпоче. Особого внимания заслуживают великолепные росписи зала. Монахи и монахини здесь живут в одном монастыре и празднуют буддийские фестивали вместе. Каждый год 15 апреля по тибетскому календарю, в монастыре устраивается фестиваль буддийского танца, который продолжается три дня. Праздник приурочен к дню рождения Шакьямуни и известен как Фестиваль Сака Дава (Saka Dawa Festival). В это время в монастырь стекаются множество тибетцев, привлеченных красочным мероприятием. Другой интересный фестиваль проходит 29 декабря по тибетскому лунному календарю. В этот день монахи надевают маски и своими молитвами и ритуалами успокаивают блуждающих духов.

[показать]

Монастырь Джоканг - дата основания: 639-647 г. Основан легендарным Сонгценом Гампо, первым тибетским правителем, при котором началось распространение буддизма в Тибете. Джоканг - первый буддийский храм в Тибете и одно из самых священных и почитаемых здесь мест. Главная святыня храма - статуя Джобо Шакьямуни, по легенде сделанная еще при жизни Будды. Статуя была привезена из Китая в качестве подарка со стороны одной из жен Сонгцена гампо принцессы Вен Ченг. Храм неоднократно перестраивался и сегодня лишь несколько колонн осталось со времен первоначальной посройки. По преданию основан на месте озера, которое было засыпано землей по приказанию одной из жен правителя. 

[показать]

Храм Рамоче - Построенный в одно время с Джокангом, Рамоче был предназначен изначально для статуи Джобо Шакьямуни, привезенной в Тибет из Китая принцессой Вен Ченг.

[показать]

Однако, в силу драматичных исторических обстоятельств (см. статью «История Тибета»), две статуи, привезенные  в Тибет китайской и непальской принцессами для короля Сонгцена Гампо, поменялись местами, и в итоге Джобо Шакьямуни оказался в храме Джоканг, а Микьоба (или Джобо Микье Дордже), статуя, для которой и был построен Джоканг, была помещена в храм Рамоче, где и находилась до китайской «культурной революции», в ходе которой храм был разграблен, а статуя разбита, к счастью, части статуи нашли и собрали воедино, после чего, она была возвращена на место. Рамоче, пожалуй, второй по значимости храм в Тибете, однако популярен он, конечно, далеко не так, как Джоканг.

 

 

[показать]

Норбулинка - Дворец был построен при 7 Далай Ламе, как летняя резиденция в 1755 году. В переводе с тибетского языка название Норбулинка означает «Сад сокровище». Территория занимает площадь около 40 гектаров, здесь же, в настоящее время находится небольшой зоопарк. На территории комплекса, позднее было построено еще несколько резиденция для последующих Далай Лам, в том числе и для последнего, 14 Далай Ламы Тенцинга Гьмтсо, живущего в настоящее время в изгнании в Индии. Дворец, также, пострадал во время «культурной революции» и был восстановлен в 2003 году, сейчас это тихое, уютное место, утопающее в зелени, очень популярное  у местного населения.

[показать]

Монастырь Ганден - дата основания: 1409 г. - Основан Цонкапой великим буддийским  мастером и реформатором, жившим в Тибете в XV веке. Здесь и сегодня сохранилась комната где Цонкапа писал свой знаменитый труд «Ламрим Ченмо», ставшим одним из важнейших текстов для тибетских буддистов. Во время коры (обхода) вокруг монастыря открываются потрясающие виды на окружающие горы и долину.  Когда-то Ганден был крупнейшим монастырем Тибета - где обучалось и жило около 5000 монахов. Во время Китайской Культурной Революции в Тибете большая часть его была разрушена,а монахи репрессированы.

[показать]

Монастырь Дрепунг - дата основания: 1416 г. - Наряду с Сера, это второй важнейший университет секты Гелуг Па с численностью 2000 монахов. Сеогдня их  около 800. Монастырь основан одним из учеников  Цонкапы - Джамъянг Чой. Имеено здесь находилась основная резиденция Далай Лам Тибета, вплоть до  Пятого, при котором был построен Дворец Потала.

[показать]

Монастырь Дрикунг Тил - дата основания: 1167 г. - Главный монастырь традиции Дрикунг Кагью в Тибете. Несмотря на то, что он также был поврежден во время Китайской Культурной Революции, он сохранился гораздо лучше многих других монастырей Центрального Тибета. Здесь есть множество пещер для практики медитаций. отпечаток ноги, оставленный Джигтеном Сумгеном, одним из величайших йогинов Тибета. Неподалеку находится женский монастырь Дрикунг, знаменитый своими лечебными источниками и пещерой Еше Цогъял.

[показать]

Монастырь Драк Йерпа - Дата основания: XII в. - Монастырь Драк Йерпа принадлежал тибетскому тантрическому колледжа Гъюто. Он был практически до основания разрушен в 1959 году, и не восстановлен до сих пор. Монастырь был основан на месте ретритных пещер, которые остались и поныне.Сейчас здесь живет порядка 20 монахов и ведутся вялые восстановительные работы. Для тибетцев это одно из самых святых мест паломничества. Здесь медитировал в течение 7-ми лет Гуру Ринпоче, Атиша, правитель Тибета Сонгцен Гампо, монах Лхалунг, который убил царя Ландарму.

[показать]

Монастырь Цурпу  - дата основания: 1419 г. - Основан Первым Кармапой в 1189 году.  Цурпу  -главный монастырем тибетской традиции Карма  Кагью. Кармапы считаются главой этой линии. Последний тибетский Кармапа - 17ый, признанный как Далай ламой. так и китайским правительством, бежал из Тибета в Индию в 2000м году.

[показать]

Монастырь Сера - дата основания: 1419 г. - Один из двух главных монастырей-университетов тибетской традиции Гелуг, состоявший из нескольких колледжей. Когда-то здесь было 5000 монахов, после Китайской Культурной Революции в Тибете, их осталось всего несколько сотен. Однако сам монастырь пострадал не сильно. Сегодня здесь можно наблюдать философские дебаты и любоваться большими изображениями Буддийских Святых на окружающих монастырь скалах.

[показать]

Монастырь Самье - дата основания: 775–779 гг. н.э. - Первый буддийский монастырь Тибета.  Именно в этом месте состоялся диспут, после которого именно индийская форма буддизма  была утверждена основной в Тибете, в честь этого диспута особым образом было построено главное здание Утсе. Самье построен в форме мандалы, которая представляет из себя буддийскую модель мироздания.  Место, на котором построен монастырь Самье, было освящено самим  Гуру Ринпоче (Падмасабхавой).

[показать]

Монастырь Пелкор Чоде - дата основания: 1418 г. - Изначально это был комплекс из 15 монастырей трех разных традиций. 9 из монастырей принадлежали к Гелуг, 3 – Сакья и 3 – к немногочисленной традиции Будона,  главный монастырь этой редкой школы - Шалу располагался рядом с Шигаце. Здесь находится самая большая и самая необычная  ступа Центрального Тибета – Кумбум. В ней пять уровней,  и огромное количество  комнат, где находятся превосходно сделанные статуи. «Кумбум» означает «тысяча» и действителдьно количество статуй и рисунков на стенах огромно. Большая часть статуй была повреждена во время Культурной революции, но сейчас восстановлена.

[показать]

Монастырь Ташилунпо - дата основания: 1447 г. - Основан Далай Ламой I на месте древней крепости. Монастырь представляет собой целый город. Здесь находится  множество реликвий, в числе которых мощи предыдущего Панчен Ламы,  здесь же самая большая в Тибете статуя  Будды Майтреии (Будды Будущего).

[показать] 

Монастырь Пабонка - Пабонка, один из старейших монастырей Тибета, был построен еще во времена правления царя Трисонг Децена, практически одновременно с Самье, на огромной скале – валуне. По преданию, в этом месте медитировали сам Трисонг Децен и великий индийский мастер Гуру Ринпоче (Падмасабхава). Возможно, именно здесь тибетский монах Самбхота создал тибетский алфавит. Первое строение было разрушено в 841 году царем гонителем буддизма Ландармой, однако, в 11 веке во время реставрации буддизма в Тибете, монастырь был отстроен заново.

[показать]

Ямбулаканг -  В нескольких километрах от города Тсетанг (Цетанг) на вершине холма, находится, маленький дворец  Ямбулаканг, который по легенде впервые был построен при Ньятри Ценпо, древнем мифическом тибетском царе, спустившемся с неба. По словам некоторых исследователей,  первое сооружение было построено на этом месте более двух тысяч лет назад. Так или иначе, Ямбулаканг считается первым строением – дворцом, на территории Тибета. Во время правления Сонгцена Гампо, Ямбулаканг был его летней резиденцией, а затем был переведен в разряд храмов. При пятом Далай Ламе, храм превратился в небольшой монастырь школы Гелуг. В настоящее время здание имеет статус монастыря и здесь проживает несколько монахов.

[показать]

Монастырь Сакья - Сакья в переводе означает «желтая земля»,  и это слово, также, является названием одной из известных сект тибетского буддизма. Монастырь был построен в 1073 году, как главный монастырь школы. Секта Сакья, единственная школа тибетского буддизма, где духовная власть передавалась по наследству в рамках клана Кхон. Самым знаменитым представителем  секты был монах Кунга Гьянцен (1182-1251), известный также под именем Сакья Пандита, именно ему, в 1247 году монгольский правитель Годан Хан, очарованный проповедями учителя, даровал  титул наместника хана в  Тибете. Так в Тибет впервые, почти на сто лет, пришла духовная власть в лице иерархов ордена Сакья. Монстырь находится недалеко от Шигатсе на старой дороге между Шигатсе и Лхасой и является довольно популярными местом паломничества иностранных туристов.

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Тибетские монастыри | Elena_Enlil - Дневник Elena_Enlil | Лента друзей Elena_Enlil / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»