
Вот и настал этот день - 20 ноября, когда весь мир начнет отмечать 90 лет со дня рождения великой русской балерины Майи Михайловны Плисецкой. Полгода назад мы искренне горевали о кончине великой женщины - звезды русского балета.

Она готовилась отметить знаменательный юбилей, но внезапно остановилось сердце. Пост памяти «Ушла из жизни легенда балета Майя Плисецкая Вечная память!» читайте - здесь.

Всю свою жизнь она блистала. Ее знали и любили, ей подражали и завидовали. Ей стоя рукоплескал Париж и Нью Йорк, Сидней и Токио, Буэнос Айрес, Мадрид и Рим. Эта прекрасная женщина, яркая звезда, удивительно талантливый и разносторонний человек стала одним из символов XX века. Символом смелости, стойкости и стремления к свободе.

«Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Даже тоталитарные режимы отступали, случалось, перед одержимостью, убежденностью, настырностью. Мои победы только на том и держались», - написала однажды Майя Плисецкая.

В каждом образе Плисецкой чувствуется ее сила и страсть. Она до последнего сохранила жажду жизни и ощущение молодости. Вспомним Майю Михайловну и её некоторые партии!
Она проявила себя как блестящая танцовщица - исполнительница классических партий. Затем - одной из первых в Советском Союзе стала танцевать балеты модерн и, словно не удовлетворяясь достигнутым успехом, сама стала балетмейстером.

Но и этого мало - Майя Михайловна снималась в кино, работала моделью и даже манекенщицей. Более полувека она была музой и женой одного из самых талантливых композиторов современности - Родиона Щедрина.

Ее творчеством вдохновлялся знаменитый французский модельер Пьер Карден, считавший Майю эталоном женской красоты; ей посвящал стихи поэт Андрей Вознесенский, назвавший балерину «адской искрой».

Балетмейстер Морис Бежар именовал её «гением метаморфоз». Великий художник Марк Шагал зарисовывал балетные позы Плисецкой, чтобы позже использовать ее дикую грацию для создания шедевра. Завистливые и куда менее талантливые соперницы шипели вслед - «змея!», бюрократы-чинуши считали ее выскочкой, хулиганкой.

Да она такой всегда и была! Гордой, вольной, не укладывающейся в привычные рамки, прямой и бескомпромиссной, смелой, сильной, эпатирующей…

Она достигла многого, пройдя через великие испытания, и всегда, всю свою жизнь несла людям красоту. Можно с уверенностью сказать, что без Майи Плисецкой XX век был бы другим - более пресным, серым, скучным, плоским, менее выразительным, лишенным толики небесного света и ярких красок.
Пролог из книги Марии Багановой «Майя Плисецкая»

О Майе Плисецкой написано много книг, статей, снято фильмов… но кто может рассказать о неё и том непростом времени лучше, чем она сама в знаменитой книге «Я, Майя Плисецкая».

Вместо предисловия Плисецкая написала: «Без трех месяцев три года писала. Не три месяца - три года!.. Но за эти три года с моей страной произошли события абсолютно невероятные.

Когда я начала свои первые главы в феврале 1991 года, все еще шла, прихрамывая, перестройка. Прижимала цензура, существовал еще «единый, могучий Советский Союз»… Книга рождалась на самом сломе эпох. То, что вчера было смелым, даже непроизносимым, - устаревало вмиг, за прожитой день».

Описывая свою жизнь, неразрывно связанную с балетом, подробно и со знанием дела Плисецкая пишет о главной сцене России - Большом театре, о том, почему его всемирная слава стала клониться к закату.

Она пишет талантливо и весьма откровенно, проявив себя оригинально мыслящим автором, который высказывает суждения, зачастую весьма отличающиеся от общепринятых. Так что, будет желание, почитайте здесь.

Вспоминая Майю Михайловну в день великого юбилея, нельзя не коснуться совместного с Щедриным «Завещания» оставленного балериной - непременно их прах должен быть развеян над Россией. Что могло бы заставить человека так поступить? Почему? Причина могла быть только одна. Она не хотела быть похороненной в России.

Но можно ведь было упокоиться и в Германии или Литве (у неё было гражданство)... Но нет же, она не захотела после себя даже могилы оставить…

Великий артист не может принадлежать одной стране. Она же никогда не теряла связь с Россией, часто приезжала. Потом поняла к чему дело идет. Еще в 1966 она с другими деятелями науки, литературы и искусства подписала письмо Брежневу против реабилитации «отца народов».

Разве Плисецкая могла забыть, какое детство у нее было после убитого в 38-м году отца, да еще и с сидящей в ГУЛАГе матерью? Единственное, что ей оставалось - это вкалывать как проклятой, тратя все свое время на хореографию, забыв обо всем…

Как она могла спокойно наблюдать потом за тем, что происходит в России? Как могла принять все это? Как-то так получилось, что Россия - это страна, которая сначала все свои таланты изгоняет, а потом собирает по миру и свозит в Россию их останки.

Может быть она опасалась, что через какое-то время начнут откапывать её могилу и тащить останки в Москву… И защитить их будет некому. У Плисецкой со Щедриным не было детей. Разрешение просить будет не у кого…

Не будем говорить о грустном. Плисецкая стала великим свидетелем триумфов и бедствий, которыми выстелил ей путь Двадцатый век, одержимый прекрасными мечтами и чудовищными приступами ненависти...

Майя Михайловна родилась - на перекрестке Реальности и Искусства, со своей гармонией, мечтой и традицией.

Посмотрите ролик - Майя Плисецкая «Аве Майя». Здесь балерине 80 лет. Конечно же это не балет, а просто концертный номер, поставленный ей Морисом Бежаром. Но много ли вы видели 80-летних бабушек на таких каблуках…
Чтобы о ней не говорили, но нас не будет,
а она была, есть и всегда останется великой.

Поэт Белла Ахмадулина, близкий друг и родственница балерины (по мужу художнику Борису Мессереру), видела и пыталась уловить в ней загадку, и писала об этом в своих стихах.

Вот какие стихотворные строки, обращенные к Майе Плисецкой, оставила она нам в память:
Та, в сумраке превыспреннем витая,
кем нам приходится? Она нисходит к нам.
Чужих стихий заманчивая тайна
не подлежит прозрачным именам.
Как назовем породу тех энергий,
Чья доблестна и беззащитна стать?
Зрачок измучен непосильной негой,
измучен, влажен и желает спать.
Жизнь, страсть - и смерть. И грустно почему-то.
И прочных формул тщетно ищет ум.
Так облекает хрупкость перламутра
морской воды непостижимый шум.

В сборнике стихов «Гряда камней» есть и другое, посвященное Майе, и написано оно к юбилею Плисецкой. Как писала Белла Ахмадулина в примечании к нему: «Веер был подарен мне Сергеем Параджановым, а я передарила его Майе».
Глаз влажен был, ум сухо верил
в дар Бога Вам - иначе чей Ваш дар?
Вот старый черный веер для овеванья
чудных черт лица и облика.
Летали сны о Тальони... но словам
здесь делать нечего... Вы стали -
смысл муки-музыки. В честь Тайны
вот - веер-охранитель Вам.
Вы - изъявленье Тайны. Мало
я знаю слов. Тот, кто прельстил
нас Вашим образом, о Майя,
за подвиг Ваш нас всех простил.
Белла Ахмадулина. 1985 год
Музыка: Дмитрий Маликов «Лолита»
 | 
Lyarder |
|
|