Иногда создается такое впечатление, что основное, чем занимался русский народ в конце 19 - начале 20 века - это страдание.
Это убеждение так сильно сидит в подкорке, особенно у поколения получившего советское образование, что когда в публикации используются материалы дореволюционных этнографов, показывая иную картинку, в комментариях сыпятся проклятия.

Народ страдал!

... как-то так, хотя это голод в Поволжье в советское время
Так же, бытует мнение, что страдал русский народ живя в нищете, в разваленной избушке с земляными полами, и ходя в рубище босиком, уныло ковыряя примитивным плугом тощую землю и жуя корку дубового ржаного хлеба, пополам с лебедой, запивая водою из ближайшего ручья.
Если в публикации рассказывается о каменных домах, цветах на подоконниках и многочисленных простых, но сытных блюдах, которые готовились и подавались повсеместно, опять возмущение и возгласы, что всё это выдумки.
Между тем, русский народ составлял до революции костяк Российской империи, проживал по всей ее территории, и в разных частях страны жил совершенно по-разному.

Есть любопытное издание энциклопедического характера, выпущенное в 1895 году, в котором все, чем занимался русский народ к тому времени изучено и перечислено.
Так же, впрочем, изучены и перечислены занятия других народов империи, которых в 1895 году насчитывалось 140.
О большей их части большинство современных россиян и не слышали. Вызвано это тем, что в советский период разбивка была сделана иная. Она была привязана к национальным территориям, поэтому некоторые народы приписали к другим, родственным, но более крупным, и они, скорее всего были ассимилированы и растворились. А некоторые народы стали называться иначе.
Прежде чем перейти к русскому народу, приведём описаний состояния других народов на том этапе.
Например, фигурирует такой народ как агрджанцы. Эти агрджанцы был смесью татар и... внезапно - индийцев! Они жили в Астрахани и занимались там торговлей. По вероисповеданию были мусульманами. Это потомки индийских купцов, которые когда-то переселились в эти края и женились на татарках. По сути, это был уже особый род татар.
Есть гравюра русского художника Емельяна Корнеева (1782-1839 гг.), которая мелькнула на одном из аукционов и изображает "Индийское идолослужение", и как бы подразумевается, что дело происходит в Астрахани. Художник Корнеев объездил весь мир. Эта гравюра из вышедшего в 1812 году альбома "Народы России":

Или такой интересный маленький народ как бессермяне. Они жили в Глазовском уезде Вятской губернии и сильно обрусели уже в то время. Происхождение их обозначалось как неизвестное, а занятиями были охота и земледелие. Бессермяне исповедовали Православие.
Есть такой народ и сейчас. Сохранился! По-прежнему маленький, но, как выяснилось, крепкий. По последней переписи 2021 года их всего около 2000 человек. В настоящее время их приписывают к татарам, а название народа трактуют, как производное от русского слова "басурманин".
Евреи были неоднородны.
Европейские, кавказские, туркестанские. Общим у них был иудаизм, а вот обычаи разные. У кавказских и туркестанских евреев эти обычаи и образ жизни сильно напоминал обычаи и образ жизни соседних народов.
Горские евреи говорили "по татарски", были храбры, предприимчивы, и занимались выращиванием хлеба, табака, винограда, кожевенным производством, и иногда - торговлей. Жили они, соответственно таким занятиям, в аулах.
Горские, туркестанские и сибирские евреи вообще, главным образом, занимались хлебопашеством.

Туркестанские (в данном случае - бухарские) евреи
Европейские ( в справочнике они никак особо не обозначаются), резко отличались от остальных народов своими обычаями и правами, которые им были предоставлены (помним про черту оседлости). Их язык характеризовался как, в основном, смесь немецкого с древнееврейским. Они жили в местечках и городах, и их основными занятиями были торговля и ремесла. Но и среди них тоже часть занималась хлебопашеством на землях Екатеринославской и Херсонской губерний.
Основной массе евреев можно было жить только в городах и местечках 15 губерний Литовских, Белорусских, Украинских и на территории Царства Польского, а еще там, где они жили с давних пор - это был Кавказ и Туркестан. Так же местами их традиционного проживания вне черты оседлости были Курляндия и Область Войска Донского.
Ну а как же сибирские евреи - спросите вы. В Сибирь евреев ссылали. И они там потом могли остаться и привезти свою семью. Все евреи, которые тогда жили в Сибири были в основном из ссыльных.
На карте губернии, на границе с Тифлисской губернией, Казахский уезд, вот - это они. Скотоводы и мусульмане. А те казахи, которых мы сейчас знаем как казахов, тогда называли киргиз-кайсаками!
Интересно, зачем потом так все перемешали?
6.

***
Русский народ в справочнике обозначен, как великорусский. А само "русское племя" разделялось на три ветви - великоруссы, белоруссы и малороссы.
Коснусь состояния этих трех ветвей на тот момент.

Белорусы характеризуются как земледельцы, но земледелие у них примитивное, а почвы плохие. Зато на их территории много лесов и болот, поэтому процветают некие "лесные промыслы". Ремесла и торговля белорусам были "мало известны", то есть не популярны, зато из их рядов выходили хорошие землекопы. Деревни у них были небольшие и довольно бедные. По вероисповеданию здесь были и православные, и раскольники, и униаты, и католики.
Однако расселение белорусов по другим территориям Российской империи уже имело место быть. Указывается, например, что некоторые из них проживали в Пензенской губернии и в Московской.

Малороссы тогда явно вызывали только положительные чувства. Места их исторического проживания это плодородный и богатый чернозёмами район. Соответственно, здесь процветало садоводство, огородничество, пчеловодство, выращивали табак, а раньше занимались "чумачеством", то есть возами доставляли рыбу и соль из южных приволжских губерний. Отмечаются свойственные малороссам наблюдательность, набожность, поэтичность и юмор, а так же отсутствие склонности к промыслам и торговле. На их землях этим занимались великороссы и евреи. Вообще, авторы в старину отмечали, что русские и евреи сильно похожи в плане предприимчивости.
Однако поселения малороссов встречались на куда более широких территориях. В частности, они жили в Самарской, Саратовской, Астраханской губерниях и в разных местах Сибири.
Дело в том, что в те времена еще не было такого массового перемещения населения с одного конца страны в другой, которое произошло в 20 веке, поэтому перечисляются все места, где встречались колонии того или иного народа, пусть даже они были и маленькие.

Вот мы и дошли до великороссов. Здесь речь идет не только о крестьянах, но и вообще обо всех представителях русского (великорусского) народа. Это был народ цементирующий империю в единой целое, он жил везде и занимался совершенно разными делами, в зависимости от места проживания.
В Северных губерниях жили богато. Ловили рыбу, добывали тюленя, занимались охотой, лесными промыслами, разводили скот. А вот земледелие имело вторичное значение. Условия не те.
Вокруг Петербурга (в широком смысле) были развиты отхожие промыслы. Еще разводили лен, занимались рыболовством.
По Волге (от Костромы до Астрахани) - отхожие промыслы, земледелие, в Астрахани - исключительно рыболовство. Так же развито кустарное производство в отдельных губерниях. Тверская губерния славилась сапожниками. А ярославцы, например, везде держали трактиры и постоялые дворы.
По Оке и ее притокам расположены губернии, где русский народ вызывал особое восхищение авторов (обратите внимание - деление на крупные районы совершенно нам непривычное):

Великоруссы - народ кипучей деятельности и плохой земли. Отсюда - бурный рост заводской и фабричной промышленности, кустарного производства и отхожих промыслов. Никто не пытался ничего выращивать на бедных почвах в плохом климате. А вот если почвы и климат позволяли - то и в этом регионе тоже занимались земледелием.

Губернии по Каме и ее притокам - Пермская, Вятская и Уфимская - тоже есть и земледелие, и скотоводство, есть пчеловодство, но главное здесь - горное дело, горные заводы и работа на них. Добывали алмазы, малахит, топазы, медь, железо. Процветали и соответствующие производства.
Урал (куда отнесли и Оренбургскую губернию) - сады, рыбная ловля, скотоводство, земледелие, а еще - добыча соли и золота.
Область Войска Донского, куда входил и Донецк - это благодатный юг. Занятия как у малороссиян, но еще горное дело (угольные шахты)
Великороссы занимались торговлей и ремеслами. А русские помещики постепенно выдавливали поляков, скупая их земли.
Среди белорусского населения, в Прибалтике, Польше и Финляндии, великороссы были представлены или чиновниками и военными, или раскольниками, которые, в свою очередь, занимались торговлей и ремеслами. Но на территории белорусов были еще помещики и старообрядцы - земледельцы. Здесь вообще великороссов было немного.
На Кавказе, и вообще в ту сторону, кроме казаков переселилось очень много русских сектантов. Условия там были отличные и они процветали, занимаясь земледелием и скотоводством. Кроме сектантов там было много других русских переселенцев из Центральных губерний, и все жили довольно богато.

В Средней Азии русских было очень мало. Практически вообще не было.
Ну и осталась Сибирь. Она огромная, разные части заселены были с разной степенью интенсивности, и великорусское население занималось там вообще всем - и охотой, и рыболовством, и добычей зверя (видимо пушнины), ну и земледелием, конечно. Причем, здесь отмечается, что великороссы представлены были в смешении с малороссами.
Русский народ характеризуется как бойкий, умный, живой и предприимчивый. Характер гибкий, хорошо ко всему приспосабливается, нигде не пропадет, очень религиозен, имеет место быть круговая порука (поскольку в те времена русские крестьяне жили сильными общинами, и это накладывало свои особенности на внутреннее взаимодействие).
Вот такая картина, на мой взгляд - весьма интересная. Понятно, что в конце 19 века русский народ был обширным, динамичным, и очень разнообразным по условиям жизни. Часто отмечается, что жил этот народ весьма зажиточно. А потому что работал везде, где можно только можно.
Не так уж давно это было... А напрочь забылось.
