• Авторизация


Евгений Столица - позабытый имперский, а затем и советский художник 16-11-2025 03:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Имя Евгения Ивановича Столицы звучит в истории русского искусства сдержанно, но выразительно — подобно тихому пейзажу, где за внешней простотой скрывается безмерная глубина наблюдательности и чувственности.
Его судьба — словно соткана из дыхания природы и больших исторических вех.

0 0СЃ (458x599, 228Kb)

Евгений Иванович Столица (1870 - 1929)

Столица родился 8 января 1870 года в селе Будеи, что в Одесской области, в семье лесничего. Евгений с детства был глух. Но, всё его детство развило в нём склонность к природному созерцанию деревьев, ветра и неба. В этой ранней интимности с окружающим ландшафтом — источник того светлого чувства, что станет доминантой его творчества.

0 0Рё (700x464, 458Kb)

"В июле", Самарский художественный музей

Природа для юного художника была не просто фоном жизни, а ее сущностью. Он впитывал ритмы земли и неба.

Образование Столица начал в одесском училище Святого Павла. Там, под руководством Геннадия Ладыженского — пейзажиста с тонкой лирической интонацией — открыл для себя не только ремесло, но и поэтику изображения.

0 0Рґ (700x572, 655Kb)

"Академическая дача", 1895. Третьяковская галерея, Москва

Полотно «Деревенская идиллия», написанное в 1893 году, принесло Евгению Ивановичу статус художника второй степени. С 1888 года Столица поступает в Императорскую Академию художеств — сначала вольнослушателем, позже — подмастерьем М. К. Клодта.

0 0 Рґ (561x700, 621Kb)

"Славянский праздник", 1911 год, Днепропетровский художественный музей

Но настоящей духовной школой для Евгения становится общение с Архипом Куинджи. Три насыщенных года он проработал под его руководством. Куинджи не просто учит видеть свет — он учит видеть свет как чувство, как состояние души.

0 0Рј (700x399, 414Kb)

"Мельница. (Зима)", 1923 год,. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых

Именно тогда рождается полотно «На реке Рось близ могилы Шевченко», ставшее не просто важным произведением, а символом. Работу приобрел известный коллекционер Павел Третьяков. Увы, репродукцию этой картины в сети почему-то не нашла.

0 0 СЃ (700x470, 461Kb)

"Встреча в сумерках", 1909 год, Частное собрание, США

Конец XIX века дарит Евгению Ивановичу множество путешествий. Волга, Днепр, Каспий, Черное море — всё это становится для него не столько географией, сколько системой координат, в которой он черпает вдохновение.

"На задворках", 1916 год

В 1899 году Евгений Иванович отправляется в полярную экспедицию на ледоколе «Ермак» под руководством адмирала Макарова. Суровая Арктика, где линии горизонта стираются, где свет — это борьба, а не благо, пробуждает в художнике иной тембр. Серия арктических полотен, в том числе «На Крайнем Севере», — это не только визуальный рассказ, но и эпос мужества перед лицом сталкивающихся стихий.

Адмирал Макаров писал: Он так пристрастился к полярной природе, что целые дни проводил в торосах, и мы часто побаивались, чтобы какой-нибудь любопытный белый медведь не побеспокоил его своим неожиданным появлением в то время, как он, увлекаясь, писал природу, среди которой они живут.

0 0Рµ (532x700, 405Kb)

"Ледокол "Ермак" во льдах", 1899 год, "Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого" Министерства обороны Российской Федерации
0 0СЃ (525x700, 306Kb)

Евгений Иванович Столица пишет этюды на борту ледокола "Ермак", 1899 год
0 0СЃСЃ (700x438, 424Kb)

"На Крайнем Севере", 8 июня 1899 год, частное собрание

Во время войны с Японией 1904 года художник оказывается в самой гуще событий: Порт-Артур, гибель адмирала Макарова, эскизы, сделанные под грохот артиллерии.

0 0Р° (700x529, 470Kb)

"Вице-адмирал С.О. Макаров и художник-баталист В.В. Верещагин в каюте броненосца "Петропавловск" в 1904 году", 1904 год, Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Признание к художнику приходит из-за границы: Парижская выставка 1900 года, Льеж, Мюнхен. Особенно знаменательна «Осень» — картина, удостоенная бронзовой медали. Некоторые из его работ с тех пор так и хранятся в европейских музеях. В Вене у частного коллекционера находится картина «Зимний обед», получившая золотую медаль на Международной выставке в Мюнхене в 1905 году..

0 0Рѕ (550x700, 580Kb)

"Осень", 1905 год, Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

В ней нет пышности или искусственной меланхолии только золотой воздух, влажная тишина, осенний свет, почти Баховская фуга красок. Здесь Евгений Иванович достигает зрелости не только как мастер формы, но и как философ цвета.

0 0Р» (700x465, 505Kb)

"Ледоход", 1908 год

В 1909 году Столица становится академиком Академии художеств Российской империи. 

0 0 Рѕ (506x700, 589Kb)

"Осень" (Листопад)", 1927 год, Череповецкое музейное объединение

После революции Евгений Иванович оказывается вдали от художественных центров — в Ананьеве, Сергиевом Посаде, Москве. Период внутреннего отступления. Он реставрирует иконы, работает в музее Троице-Сергиевой лавры. Но даже в это время кисть его не молчит...

0 0 РІ 1900 (700x546, 446Kb)

"В усадебном парке", 1923 год
0 0Рє (700x525, 433Kb)

"Снятие колоколов", 1924 год
0 0Рї (700x502, 530Kb)

"Летний полдень", 1924 год, Кисловодский мемориальный музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко

0 0Рї (700x557, 478Kb)

"На прогулке (после работы)", 1924 год, Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко
0 0 Р» (700x465, 510Kb)

"Летний день", 1925 год
0 0Рі (507x700, 613Kb)

"Статуя Гермеса в саду", 1925 год, Музей русского импрессионизма, Москва.

Корней Чуковский написал о художнике замечательные строки: Это, пожалуй, самый русский, самый национальный наш художник. Даже однообразие красок, даже чувство скуки, которое навевают его работы — все это наше родное, все это есть у него, потому что есть и у нас. Но есть у него и наша элегичность, и наш лиризм и наша искренность.

0 0Р· (700x537, 354Kb)

"Зимой в деревне", 1927 год, Кисловодский мемориальный музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко.

0 0 Осень 1929 (516x700, 609Kb)

"Листопад. В Останкино", Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Евгений Иванович умер 26 августа 1929 года в Москве. На момент смерти ему было пятьдесят девять лет. Его работы хранятся в Третьяковской галерее, в разных региональных музеях и в частных коллекциях.

0 0 палитра (150x124, 10Kb)

Источник...

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Radeia 16-11-2025-08:03 удалить
Благодарю за интересные работы!


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Евгений Столица - позабытый имперский, а затем и советский художник | Буала - Дневник Буала | Лента друзей Буала / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»