• Авторизация


Высокое профессиональное мастерство художника и гравера-офортиста Виктора Алексеевича Боброва 22-10-2025 06:33 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Виктор Алексеевич Бобров родился 18 апреля 1842 года в селе Готобужи, недалеко от Петергофа. Его отец, богатый купец, выходец из крестьян, стремился дать своим сыновьям хорошее воспитание и образование.

Художник Виктор Алексеевич Бобров (1842-1918) 

В 1850 году мальчик был помещён в один из частных пансионов Петербурга, где проучился пять лет. Затем он учился в петербургской Ларинской гимназии. Уже тогда проявились незаурядные художественные способности Боброва. Любовь к искусству была так велика, что после окончания гимназии юноша, вопреки воле отца, поступает в 1860 году в Академию художеств.

Трудолюбие обеспечило ему благосклонность профессоров. Уже в 1861—1862 годы им были получены две серебряные медали за этюды с натуры. В. М. Максимов, учившийся вместе с Бобровым, писал о нем:

"Образцовый этюдист, принесший огромную пользу товарищам по Академии как своими живописными работами, так и своими советами".

Ранние работы Боброва свидетельствуют о полученном им в Академии художеств высоком профессиональном мастерстве живописца. В собрании Русского музея имеется несколько его рисунков.

Бобров В. А.(1842, село Гатобужи, Ораниенбаумский уезд, Санкт-Петербургская губерния — 1918, Петроград) Портрет А. А. Боброва, 1860 год, Русский музей

На одном запечатлен брат художника, А.А.Бобров. Художнику удалось в этом рисунке углем и карандашами передать характерные черты живого, выразительного лица. Бобров много работал в карандаше.

0 0Рї (525x700, 303Kb)

В.А.Бобров, портрет В.М.Максимова, 1864 год

Лучшим среди рисунков Боброва 60-х годов является портрет В.М.Максимова. Он выполнен углем, с использованием мела и белил. Боброву удалось раскрыть одухотворенность и привлекательность юношеского образа, он полон внутренней красоты, юной чистоты.

0 0Рї (502x700, 296Kb)

Виктор Алексеевич Бобров, автопортрет (1861)

В 1863 году Бобров был удостоен серебряной медали за "Автопортрет". Этюды и эскизы художника предписано было, по постановлению Академии, "оставить в классах и выдать Боброву в поощрение его успехов - 9 червонцев".

С 1864 года Бобров состоит в Артели художников, объединившихся вокруг Максимова, с которым он особенно близок. Сохранилось несколько портретов, выполненных одновременно, когда художники позировали друг другу.

0 0СЃ (566x700, 357Kb)

В.А.Бобров, "Старуха, вяжущая чулок", 1864 год

В Артели Бобров выполнил портрет "Старуха, вяжущая чулок". Образ старушки в очках, спустившихся на нос, очень выразителен. Плотно сжаты её тонкие губы, глубокими морщинами изрезано её лицо.

Круг интересов художника был разнообразен. Он увлекался литературой, посещал концерты, музеи. Дружба с историком Н.И.Костомаровым обогатили его знаниями.

Образ видного учёного художник запечатлел в картине "Вечерняя сцена".

0 0РІ (466x700, 488Kb)

"Вечерняя сцена", 1866 Русский музей

У открытой топящейся печи, в уютной гостиной, освещенной светом настольной зелёной лампы, в мягком удобном кресле сидит Костомаров за чтением книги. Перед печью, закутавшись в плед, расположилась молодая женщина, сестра художника. На её красивом, задумчивом лице и светлой кофточке лежат розовые отблески огня. Настроение тихого уюта, покоя, доброты и сердечности наполняют картину.

В 1867 году Бобров оканчивает Академию.

В 1868 году он предпринимает поездку на Украину. Художника сопровождает его альбом, он постоянно делает зарисовки с натуры. Здесь он создаёт ряд пейзажных работ. По большей части это рисунки.

0 0 Портрет матери художника Анны Альбертовны (621x700, 453Kb)

"Портрет матери художника Анны Альбертовны"

0 0Рё (700x623, 437Kb)

Интерьер комнаты
0 0Рј (700x686, 597Kb)

"Мальчик с кошкой", 1871 год, Русский музей

В конце 60-х - начале 70-х талант Боброва достигает своего расцвета. Искусство поглощает все время художника. Работает он много и упорно, ежегодно на академических выставках появлялись его произведения.
0 0СЃ (700x457, 484Kb)

Антонио Страдивари
0 0 СЃ (700x557, 527Kb)

Страдивари, около 1870 года

В 1873 году за картину "Антонио Страдивари" Бобров был удостоен звания академика.

Художник работал во многих жанрах. Он создавал портреты, пейзажи, жанровые композиции. Однако достижения Боброва 70-х лежат в основном в области портрета.

0 0Рї (533x700, 249Kb)

Портрет Г.Г. Гагарина, вице-президента Императорской Академии художеств, 1867 год
0 0Рґ (641x700, 323Kb)

Портрет Жюли Рейтерн, Симферопольский художественный музей
0 0Рі (539x700, 396Kb)

"Граф, адмирал Логин Петрович Гейден", 1877 год, Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербурга
0 0Рґ (700x564, 432Kb)

"Итальянский дворик" Херсонский областной художественный музей имени А.А. Шовкуненко

В 1875 году Бобров овладевает техникой офорта и с тех пор увлеченно работает в этой области. В результате он стал одним из выдающихся русских офортистов. В те годы в России к офорту пробудился большой интерес. В Петербурге возникло Общество офортистов, издавались альбомы офорта. Бобров очень скоро достиг в этой технике виртуозной тонкости и непринужденности, овладел свободной манерой исполнения.

0 0Рѕ (560x700, 462Kb)

Портрет писателя Ивана Тургенева, Бурятский республиканский художественный музей имени Ц.С. Сампилова, Улан-Удэ 

Портрет Ф. М. Достоевского, 1883 год, на офорте В. А. Боброва изображена также вторая жена Достоевского Анна Григорьевна.

Заказных работ становилось все больше, популярность художника росла. Художественная критика писала в 1875 году:

"Самыми смелыми и симпатичными оказались офортные опыты Боброва, ряд портретов, из которых маленькие, как Флавицкого, Делароша, - особенно хороши. Судя поначалу, Боброву можно предсказать блестящую будущность в качестве гравера-офортиста. Он владеет вполне формами, понимает и умеет воспроизводить живописный тон предмета" (журнал "Нива", 1875).

Высокое профессиональное мастерство отличает офорты Боброва. Он часто работает в старой классической манере, тонко моделируя лица, используя пунктирный штрих для выражения объёмности, прокладывает густые тени, добиваясь блестящих эффектов в передаче светлых и затененных частей.

Александр Михайлович Горчаков, 1881 год
0 0СЂ (530x700, 367Kb)

Антон Григорьевич Рубинштейн
0 0 Портрет графа А.С. Уварова (490x700, 366Kb)

Алексей Сергеевич Уваров (1825 — 1884/85) — русский археолог, граф. Один из основателей Русского археологического общества, Московского археологического общества и Исторического музея в Москве, один из организаторов археологических съездов в России. Под портретом А.С. Уварова изображен портрет его супруги Прасковьи Сергеевны, которая также работала в сфере археологии. Она председательствовала в Московском археологическом обществе и на археологических съездах, вела раскопки.

Когда он приступил к воспроизведению в офорте работ известных русских художников, то ему удавалось не только сохранить верность оригиналу, но и даже передать фактуру холста. Офорты Боброва, исполненные с картины И.Е.Репина "Бурлаки на Волге" и другие, точно воспроизводят подлинную картину. Офорты Боброва, размноженные в тысячах экземпляров, способствовали популяризации произведений русского искусства.

В 1878 году офорты Боброва были представлены на всемирной выставке в Париже и в 1882 году на Всемирной выставке в Москве.

В 80-х годах Бобров создал целую серию гравюр-портретов выдающихся деятелей русской литературы и искусства - Ф.М.Достоевского, А.Г.Рубинштейна, И.И.Шишкина, В.В.Верещагина и других. Э.В.Кузнецова считает, что по своим художественным достоинствам эти портреты неравнозначны. Одни отличаются высоким профессиональным мастерством, другие, выполненные по фотографиям, — некоторой сухостью.
0 0Рї (548x700, 376Kb)

Портрет певицы Е.А.Лавровской, 1881 год, Херсонский областной художественный музей 

0 0Р± (470x700, 280Kb)

"В белом хитоне", 1893 год, Русский музей из коллекции княгини М. К. Тенишевой (дар)

0 0 Рї (447x700, 424Kb)

"У камина"

В конце 80-90-х годов творчество Боброва начинает клониться к упадку. Теперь основное место в его творчестве для периодических изданий занимают рисунки и акварели девушек, акварели русских красавиц в национальных костюмах, а также рисунки с обнаженной натурщицы. Бобров начинает во всех видах варьировать одну и ту же натурщицу, давая ей различные названия: "Мечта", "Женщина у ручейка", "Купальщица ", "Одалиска" и другие.

0 0Рі (700x477, 512Kb)

"Обнаженная на тигровой шкуре", 1885 год
0 0РЅ (700x501, 413Kb)

 "Отдыхающая нереида"

Сам по себе этот неполный перечень работ свидетельствовал о творческом однообразии Боброва, об отсутствии мысли. Не случайно даже "Художественный журнал" (1886), всегда восторженно отзывавшийся о работе Боброва, теперь писал:

"Бобров — самый неутомимый из академиков, он работает на все руки, пером, карандашом, резцом, акварелью, соусом, маслом и чем хотите — и работает дюжинами с одной и той же натуры, с одним и тем же усердием".

0 0Рї (512x700, 345Kb)

Женский портрет, Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого
0 0 Рї (572x700, 302Kb)
Портрет девушки
0 0Рї (519x700, 382Kb)
0 0Рґ (546x700, 413Kb)
*   *   *
0 0С† (506x700, 452Kb)
"Цыганка"
0 0 Портрет девушки в восточном костюме, 1895 год (523x700, 524Kb)

Портрет девушки в восточном костюме, 1895 год

"Девушка в восточном костюме", 1905 год
0 0Р± (458x700, 419Kb)

"Боярышня", 1889 год

*    *    *
0 0 Р± (489x700, 498Kb)
"Боярыня"


0 0Рј (556x700, 544Kb)
"Меланхоличная невеста"
0 0Р±Р± (533x700, 496Kb)
"Боярышня"
0 0Рѕ (455x700, 408Kb)


0 0Р± (458x700, 352Kb)

"Боярышня" 1901 год (открытка)
0 0 Рѕ (347x540, 168Kb)

Открытка 1906 год

В.М.Максимов в эти годы писал А.А.Кисилеву: "Бобров всё тот же, что был два-три года назад, успехов мало и вряд ли попадёт на ту дорогу, на которой стоял в пору нашего с ним знакомства и с которого, благодаря любви к грошу, свихнулся".

Среди множества однообразных акварелей редко, но встречаются работы, имеющие художественный интерес. Это беглые альбомные зарисовки, путевые наброски, акварельные пейзажи (живописные уголки парка в Павловске), ряд портретов, заслуживающих внимания (портрет профессора И.Г.Редькина).

0 0Рї (700x529, 473Kb)

"Вид на залив Ловииса" 1904 год

Не сохранилось почти никаких биографических сведений о жизни художника в последние годы. В 1916 году, в возрасте 74 лет, Бобров написал автопортрет, а 1918 годом помечена его последняя работа. В том же году он скончался. 

0 0 палитра (150x124, 10Kb)

 

Источник...

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
Radeia 22-10-2025-07:44 удалить
Благодарю за интересные работы!
Буала 22-10-2025-18:12 удалить
Ответ на комментарий Radeia # Спасибо, Надежда, за интерес и внимание!


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Высокое профессиональное мастерство художника и гравера-офортиста Виктора Алексеевича Боброва | Буала - Дневник Буала | Лента друзей Буала / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»