«Кафе в тыловом городе. Покрытый грязью пол. Туман от табачного дыма. Липкие грязные столики. Несколько военных, несколько дам и очень много штатских. На эстраде пианино, виолончель и скрипка играют что-то разухабистое. Пробираюсь между столиками и усаживаюсь».
«За соседний столик с шумом усаживается компания: двое штатских господ и одна дама. Дама хорошо одета, шуршит шёлком. Штатские производят самое благоприятное впечатление: рослые, румяные, упитанные. В разгаре призывного возраста. Одеты прелестно. На столике перед ними появляется тарелка с пирожными и три стакана кофе…».
До автора долетают обрывки фраз одного из штатских – того, что в лакированных ботинках. Он озабоченно говорит о падении Ростова.
Между тем под воздействием этой ситуативной картины воображение автора активно работает: «Что было бы, если я внезапно чудом, как в сказке, получил бы вдруг власть над всеми этими штатскими господами?»
Полный обзор рассказа М. А. Булгакова «В кафе»
© А. Ф. Рогалев. Мир литературы. Анализ художественных текстов. – Гомель: Велагор, 2020. – 340 с.
В творческом наследии Михаила Афанасьевича Булгакова (1891–1940) существенное значение имеют его рассказы 1920-х годов.
Среди этих произведений наше внимание привлекли прежде всего те, в которых отображён личный жизненный опыт М. А. Булгакова как врача по профессии, работавшего в действующих армиях, и весьма ощутимо его восприятие событий Гражданской войны в России 1918–1922 годов.
Обзор шести ранних рассказов Михаила Булгакова 1920-х годов
© А. Ф. Рогалев. Мир художественных образов. – Гомель: ГГУ имени Франциска Скорины, 2012. – 520 с.
Главному персонажу рассказа М. А. Булгакова «Стальное горло», образ которого, как можно понимать, имел автобиографическую основу, двадцать четыре года. Он прибыл на работу в село Никольское Смоленской губернии, в Никольский пункт-больницу, находившийся в сорока верстах от уездного города.
Сорок восемь дней назад молодой доктор с отличием закончил медицинский университет и теперь осваивался на практической работе, не имея пока никакого опыта в этом.
© А. Ф. Рогалев. Мир литературы. Анализ художественных текстов. – 2-е изд. – Гомель: Велагор, 2024. – 340 с.
Ключевым образом рассказа Михаила Афанасьевича Булгакова «Вьюга» из цикла с автобиографической основой «Записки юного врача» (первая публикация – 25 января 1926 года) является образ вьюги.
Это несомненно хотя бы потому, что слово вьюга вынесено автором в заглавие произведения, а заглавие задаёт тему и/или идею произведения, в данном случае – то и другое вместе.
© А. Ф. Рогалев. Мир литературы. Анализ художественных текстов. – 2-е изд. – Гомель: Велагор, 2024. – 340 с.
Рассказ Михаила Булгакова «Тьма египетская» начинается с такой фразы: «Где же весь мир в день моего рождения? Где электрические фонари Москвы? Люди? Небо? За окошками нет ничего! Тьма…» Воет ветер, валит снег. «Тьма египетская, – заметил фельдшер Демьян Лукич, приподняв штору».
© А. Ф. Рогалев. Мир литературы. Анализ художественных текстов. – 2-е изд. – Гомель: Велагор, 2024.– 340 с.