Зороастрийский календарный год начинается 21 марта, в день весеннего равноденствия.
Древний Египет: Начало Нового года – летнее солнцестояние, разлив Нила.
(Лунный календарь использовался в религиозных и бытовых целях (например, для определения даты религиозных праздников или в личных письмах), а также для определения начала различных этапов сельскохозяйственных работ.)
Древнеславянский календарь:
По старинному поверью солнце в апреле встречается с месяцем, а с первого мороза они расходятся в дальние стороны: один на восток, другой на запад, и с той поры не встречаются друг с другом до самой весны (индоевропейский мотив свадьбы месяца и солнца). Это поверие говорит о том, что счёт дней древние славяне и европейцы начинали с марта, при этом лунные и солнечные месяцы к концу зимы давали значительное расхождение, что компенсировалось либо за счёт лишнего месяца, либо за счёт плавающего по числам нового года.
До конца XVII века новолетие на Руси начиналось не с января, а с марта (как в древнем Риме) или с сентября (как в Византии). До 1492 года, как полагают исследователи, оба новолетия существовали параллельно, но преобладал мартовский стиль. (Решение отсчитывать новый год с сентября было принято централизованно на Московском Соборе 1348 года и имело целью привести календарь в соответствие с византийским. До того Новый год праздновался в марте, предположительно — первого числа, причем, как это бывает со спускаемыми сверху инициативами, на протяжении долгого времени оба варианта благополучно существовали параллельно, причем мартовский оставался значительно более популярным.)
Остановимся все-таки на самом популярном варианте — первом марта, который с поправкой на новый стиль приходится сейчас на 14-е число месяца.
/Кстати, РПЦ (так и не перешедшая с юлианского на григорианский) празднует новолетие 1 (14 Григ.) сентября, Начало Весны – 01 (14 Григ.) марта, а Рождество Христово – 07(Григ.) января./
В этом тогдашние славяне мало отличаются от большинства других древних культур — для них начало года знаменовало не начало чего-то нового, а очередной повтор уже многократно повторявшегося цикла./Возрождение жизни/
Как это часто бывало, после принятия христианства традиционный праздник Новолетия со временем сросся с выпавшим на ту же дату днем памяти святого — в данном случае преподобной Евдокии Илиопольской. В народном календаре день этот стал называться "Авдотья Плющиха", а сама святая в народном сознании приобрела многие черты олицетворения Весны — считалось, к примеру, что ей были вручены ключи от весенних вод и возложена задача воскрешать землю после зимы.
/Стоит заметить, что перед наступлением Нового Лета славяне торжественно провожали уходящий год, и с радостью встречали Новое Лето.
Это и был древний праздник Комоедицы (Масленица), который длился неделю до весеннего равноденствия, праздновали ещё в 15 веке.
Праздник исчислялся от Солнца, и день, когда просыпалась Мать сыра-Земля, когда спускался к ней молодой и огненный Ярило – Солнце, и был настоящим праздником Весны.(14-20 марта)/
С 1492 года завоёвывает преобладание сентябрьский стиль, вытесняющий мартовский. Пётр I своим указом от 19 (29) декабря 1699 года указал началом года считать 1 января. Этим указом летоисчисление «от сотворения мира» царь указал заменить на летоисчисление от рождества Христова. 7208 год от сотворения мира стал 1700 годом от Рождества Христова. Этот же указ содержал указание людям поздравлять друг друга с новым годом, а не с новолетием, как было принято ранее.
Григорианский календарь:
Для устранения источника неточности юлианского календаря по григорианскому каждые 400 лет исключаются три високосных дня в годах конца столетий, первые две цифры которых не делятся на четыре. В силу этого были невисокосными 1700, 1800 и 1900 гг., а 2000 г. будет високосным. Чтобы уяснить сущность григорианской поправки, нужно вспомнить, что продолжительность астрономического года превышает 365 суток на 5 часов 48 минут 46 секунд. Следовательно, в течение четырех лет накапливается расхождение календаря с астрономическим временем в размере 23 часов 15 минут 4 секунд. В каждом четвертом, високосном году это расхождение погашается с избытком в 44 минуты 56 секунд благодаря введению дополнительных 24 часов (сутки 29 февраля). Указанный избыток, разложенный на 4 года, выражает неточность юлианского календаря - 11 минут 14 секунд в год, которая снижается григорианской поправкой до 26 секунд в год (в среднем) посредством уменьшения числа високосных суток со 100 до 97 каждые 400 лет. В результате расхождение в одни сутки григорианского календаря с астрономическим временем накапливается не за 128 лет, а за 3323. – Более искусственного календаря трудно себе представить, с учётом ещё того, что Новый Год празднуется 1 января.
P.S. Пытаться подогнать лунные циклы к солнечным так же глупо, как и пользоваться исключительно солнечным либо лунным календарём. Очевидно, что в жизни природы и человека, как её части, имеет значение и смысл пользоваться как солнечным, так и лунным календарём независимо один от другого.
/В этом случае приобретает смысл и исламский лунный календарь и славянский солнечный/