Три года назад херсонские местные власти решили слегка облагородить прилегающий к Центральному рынку бульвар Мирный, обычно заполоненный торговцами фруктами, сувенирами и стартовыми пакетами. Вот что из этого получилось...
Получилось шесть скульптур из светло-желтого крымского камня. Все они выполнены разными скульпторами, но стилистически довольно близки, что делает честь тем, кто отбирал их для этого проекта. Сюжеты обращаются в основном к греческой мифологии, в основном к ее части, связанной с Северным Причерноморьем. Возле каждого произведения стоит табличка, раскрывающая замысел автора.
«Поцелуй кентавра» (Вячеслав Гутыря, г.Краматорск)
Пояснительная табличка рассказывает о союзе воды и ветра - Наяды и Кентавра.
Союз тихой воды и ветреной породы представлен сказанием в камне о жителях Гилеи. Зеленый шум высоких сочных трав, высеченных на постаменте, - память былого разнотравья «лесной страны» Днепровских плавней – земли священной для кочевых скифов. Здесь Геракл, по записям Геродота, подарил дочери Борисфена сыновей. Один из них был назван Скифом».
«Царица Таврии» (Юрий Степанян, Херсон)
Некая царица, загорающая topless на палубе греческой галеры. Кто ж ей запретит?
Каменная фигура, сохраняя величие царицы, - женственна, игрива. И лодочка ее легко скользит по зеркалу реки. Архаика времен. Угадывая в пластике и неприступность сфинкса, и непревзойденную улыбку, - протаптываем в пространстве время в сопровождении дорог-легенд...
«Сон Сирены» (Владимир Протас, Киев)
Сирены, как известно, жили где-то на полпути между островом волшебницы Цирцеи и логовом Сциллы и Харибды. Разные источники описывают их либо крылатыми существами, либо девами с рыбьими хвостами. Автор данной скульптуры видит их иначе.
Под пеленою сна Сирены скрыта глубина неведомого: таинство пространства изнутри. Под сладкоголосой песнею сирен взгляд закружится по контуру фигуры, заведет внутрь накрепко скрученных объемов и, беспечно бросит, - без обещаний даже разгадать в движении пластики ее загадку. Об этом знал еще привязанный к мачте Одиссей.
«Скиф» (Сергей Сбитнев, г.Харьков)
Не просто скиф, а Скиф – сын Геракла и полуженщины-полузмеи Ехидны, родоначальник всего скифского народа.
Легендарный лучник – один из сыновей Геракла - замер, натягивая тетиву. Но постаментом с рельефами оленей, изображать которых так любили скифские мастера-ювелиры, уже разрезан воздух, - предвкушая скорость отпущенной стрелы. Предчувствие судьбы. Кто он? - Скиф: родоначальник царственных династий, где дома ценились меньше, чем одежда, где в золоте был передан для нас ритуал братания, - все это Скифия у «предела глубокого Океана». Поэтому пластикой скульптуры задан не поединок, - но единство. Ведь скифы - часть природы, где до сих пор водами Днепра живут народы степного Причерноморья.
«Возничий» (Владимир Кочмарь, г.Харьков)
Достойный победитель Олимпийских игр, или Зариадр, имя, оставшееся в истории, обожествляя Дар любви. Легенда, которая повторяется в иранских мифах, сюжетах росписи и женских именах красавиц Азии (Одатида), повествует о том, как сын Дария, увидев во сне царевну Одатиду, влюбился в нее. Одатида также влюбилась в приснившегося ей царевича.... Сон приоткрыл возлюбленным лик друг друга... но отец Одатиды Омарт, не одобряя знакомства в снах, решил выдать легкомысленную дочуру за кого-нибудь из своих вассалов.
Хитрый Зариандр переоделся скифом, проник на свадебный пир и с возгласом «А вот и я!» бросил возлюбленную в колесницу и был таков..
Но пока, - возничий летит на колеснице ночью, чтобы принять на брачном пире из рук невесты золотой фиал... и соединить навек одной царственной четой разбросанные края Скифии и Ирана.
«Борисфен» (Гарник Хачатрян, г.Днепродзержинск)
Автор видит в своем произведении речное русло, окруженное высохшими от степной жары берегами. Отпечаток, сохранивший изогнутое лоно вод среди высоких берегов, а дальше, - степь, жара, следы морщин пересыхающей земли. Контрастом притяжению земной породы в скульптурной форме открывается пустота, - как неизменная надежда на просвет небес...
Вот такими необычными скульптурами украшен город Херсон. Конечно, они смотрелись бы гораздо эффектнее не в соседстве с торговыми лотками и расплодившимися на каждом углу аптеками, а где-нибудь в парке под зелеными кронами деревьев. Однако, градоначальники верны ленинскому принципу «Искусство принадлежит народу». Что ж, иногда в этом есть смысл...
Гуляла по центру Херсона, когда там не было еще этих скульптур. Жаль, что времени было мало, увидела только небольшую часть города. Как хорошо, когда жителей и туристов радуют подобным образом.
Леночка, Вас давно не было, отдыхали?
Ответ на комментарий elinor_051 #
Добрый день, Леночка! Можно и так сказать - отдыхали на огородах Но, слава Богу, картошка выкопана, можно и отдохнуть!:smile3: