Если архитектура-это застывшая музыка, то улица Ярославов Вал- Большая Симфония Города. Улица, которая на протяжении многих веков служила оборонительным укреплением Киева, сейчас являет собой «музей архитектуры под открытым небом», который охватывает период от второй половины ХІХ века до первой четверти ХХ века. Но это не только вереница красивых интересных домов, которые сами по себе радуют глаз; это и те легенды, истории и тайны, которые будоражат воображения тех, кто гуляет по этому «музею».
Интересна судьба еще одного особняка по улице Ярославов Вал, 10 – через дорогу. Изначально особняк этот был двухэтажным, имел форму буквы «Г», основанием выходящей на улицу. Еще два этажа пристроили уже в 20 веке. Известно, что в 1816 году участок этот приобрела у мещанки Матроны Дяченковой унтер-офицерша Эпистимия Гавриловна Кублицкая-Пиоттух – дальняя родственница Александра Блока (его мать повторно вышла замуж за Франца Феликсовича Кублицеого-Пиоттуха, после чего взяла его фамилию). В те времена особняк здесь был деревянным.
Когда выстроили каменный дом точно не известно. В 70-е годы 19 века дом приобрел купец Моисей (Мошко) Маерович Биск, владелец торговой фирмы, а в 1877 году дом был продан Анастасии Лукашевич-Вишневской. Тогда на участке уже был выстроен каменный двухэтажный особняк с флигелем. Потом дом еще несколько раз перепродавали, пока его не купила жена еще одного доктора – Николая Федоровича Стародомского. Он был терапевтом и тоже работал в Александровской больнице и даже был ее директором с 1909 года. Думаю, смело можно было бы переименовать улицу во «Врачебную» - Стародомский еще не последний доктор, который имел здесь дом! Правда, семья не проживала здесь, а сдавала жилище внаем. До 1912 года здесь были жилые комнаты, а после – родильный дом Романовского и Туроверова. Позже – родильный приют и акушерская школа доктора Браткова. Еще через какое-то время, в 1915 году, здесь открыли гостиницу «Версаль» (как по мне – не тянет!). Все это время Стародомские, а вернее, супруга Лидия Ивановна, оставались собственниками усадьбы. Продали усадьбу только в 1919 г семейству Каракоз (Анне Самуиловне Черкез-Каракоз и ее сестрам Тамаре и Елишеве). Семья Каракоз имела еще один дом на Ярославовом Валу - №36. «Каракозихам» не суждено было переехать во вновь приобретенный особняк – при Советской власти дом национализировали, здесь разместилась ГубЧК.
Через несколько месяцев внушающая ужас организация переехала на Екатерининскую, а в особняке в разное время располагались различные казенные конторы. Надстройку двух этажей произвели в 1948, перед эти в дом провели водопровод.
По соседству располагался дом под номером 12, он не сохранился, сейчас на его месте вполне современное здание Польского посольства. Так вот, в этом особняке проживал еще один врач – профессор хирургии Александр Степанович Яценко. Но и это еще не все врачи Ярославова Вала!
Теперь пришло время рассказать о самом экзотическом сооружении на этой улице – караимской кенасе, расположенной по адресу Ярославов Вал, 7. В своих рассказах я уже неоднократно упоминала Лешика-Владислава Городецкого, построившего в Киеве несколько совершенно уникальных домов. Самый знаменитый – «Дом с химерами», еще – Николаевский костел, Городской музей, доходные дома, промышленные объекты.
Не брезговал архитектор и «мелочевкой» - сооружения водопровода, беседки, выставочные павильоны, родовые усыпальницы… Кенаса, на мой взгляд, одно из самых красивых творений архитектора. Возможно, постройка не отличается такой экзальтированной оригинальностью, как «Дом с химерами», но ей присуща достоинство и гармония с тонким восточным привкусом.
На постройку кенасы ушло несколько лет и 200 тысяч рублей. Инициатором и заказчиком был «табачный король» Соломон Коген, караимский купец второй гильдии родом из Евпатории. Он вел бизнес вместе с младшим братом Моисеем и компаньоном Мордехаем Шиштманом (деверем Соломона). Марка их сигарет «Сальве» отличалась неплохим качеством и низкой ценой. Это были самые популярные сигареты в Киеве до революции.
Соломон имел несколько цехов табачной фабрики, разбросанных по городу. Первый, относительно небольшой стоял прямо на Крещатике, в доме №17. В соседнем доме №19, принадлежавшем Ф.Ф.Мерингу, семья Соломона арендовала жилье. В 1874 году Когены переехали в собственный дом на Пушкинской. Позже цех перенесли на месте выхода Лютеранской на Крещатик. Еще один цех был неподалеку от улицы Златоустовской, и еще один – на Бибиковском бульваре. Владел Коген четырьмя табачными магазинами на Крещатике.
Судя по тому, как Соломон вел дела, был он человеком весьма энергичным. Даже после того, как в 1887 году он перенес инсульт и частичный паралич, он не отошел от дел и продолжал руководить бизнесом. Кроме того, он активно занимался благотворительностью, помогая своим единоверцам. До момента постройки кенасы Киевские караимы не имели специально отведенного места для молений, не смотря на то, что караимы жили на территории Украины и Литвы с 13 века. Соломон приобрел под постройку молельни бывший участок чиновницы Выдыборской, соседний с особняком доктора Образцова, за землю он заплатил 35 тысяч рублей.
Как и при постройке многих своих творений, Городецкий использовал для декорирования здания бетон, входящий тогда в моду; получилось очень не плохо. Кенаса смахивает скорее на марокканский мавзолей, чем на иудаистскую молельню.
Вид у нее торжественный и мрачноватый, но в то же время роскошный – Городецкий и его друг итальянский скульптор Элио Саля не поскупились на богатый мавританский декор. Во многих работах, проводившихся по проекту Городецкого, включая кенасу, участвовал инженер Антон Эмильевич Страус, разработчик нового метода установки бетонных свай. Стройка велась 4 года: с 1898 по 1902. Выстроенная кенаса отличалась не только красотой, она, по последнему слову техники, была снабжена электрическим освещением. К несчастью, сам заказчик не дожил до конца строительства, он умер в 1900 году. Все состояние бездетного Соломона перешло к брату Моисею, а после его смерти в 1903 году – сыну Моисея Абраму Моисеевичу Когену.
После революции фабрики Когенов национализировали, бывшее производство караимских купцов стало Городской табачной фабрикой №4. В наше время производство перенесли на Кольцевую дорогу, оно было известно как «Реемстма-Киев», а ныне – «Империал-Табакко».
[285x227] Реклама табачных изделий братьев Когенов
А кенасу у караимов, конечно, тоже отобрали большевики. С 1926 года здесь было помещение политпросвета, потом – кукольный театр, переехавший позже в другое иудаистское культовое здание – в синагогу Бродского, а с 1952 года в бывшей кенасе открыли кинотеатр «Заря»; причем кенасу пришлось немного реконструировать. Так, для помещения касс слева от постройки оборудовали флигельное здание соседней усадьбы по адресу Ярославов Вал, 5. В результате одной из реконструкций кенаса лишилась своего купола, который придавал ей особый колорит. Говорят, его собираются восстановить.
Напротив кенасы стоят два прекрасных многоэтажных дома в стиле модерн, по адресам Ярославов Вал, 14-а и 14-б. Оба дома были когда-то доходными и принадлежали одному человеку- Леониду Петровичу Родзянко, старшему адъютанту командующего 9-й кавалеристской дивизии. В Интернете читала, что он был владельцем и третьего дома, под номером 16, однако в книге Юлии Ивашко «Модерн Европы и Киева», составленной по архивным и современным материалам УкрНИИРеставрации, об этом ничего не сказано.
Леонид приходился кузеном российскому министру Михаилу Родзянко, возглавлявшему Государственную думу двух созывов. Леонид Родзянко был явно человеком не бедным – на своем участке на Ярославовом Валу он выстроил сразу два высотных доходных дома и еще четыре постройки разной этажности. Строительством комплекса руководил архитектор Мартин Вильгельмович Клуг, создатель доходного дома Септера на Бульварно-Кудрявской (Воровского). Он же создал проект дома по Ярославовому Валу № 14-а, более пышно украшенного; проект дома № 14-б разработал Николай Яскевич. Над созданием дома №16 работал Андрей Краус, он же создал еще один дом на этой улице, под номером 35 (этот особняк принадлежал уже известному нам Сербулову, который ранее жил на Бульварно-Кудрявской, 3).
[600x413] Особняк Сербулова (арх. Краусс) на Ярославову Валу, 35
Дома были оснащены лифтами фирмы «Отис», здесь сдавались 5-6-комнатные квартиры.
Кавалерист Родзянко страстно любил лошадей, был конезаводчиком и наездником, участвовал в международных скачках. Женат он был на дочери знаменитого химика Александре Федоровне Бейльштейн (справочниками ее отца, Федора Федоровича, химики пользуются до сих пор). Семья проживала в доме по адресу Ярославов Вал, 14-б (1908 год постройки), элегантно и сдержано декорированном.
Родзянко занимали два первых этажа, в их квартиру вел отдельный вход слева. Второй арочный проход справа вел во внутренний двор, им пользовались остальные жильцы.
После революции в бывшем жилище Родзянко «обитала» хоровая капелла «Думка», а сейчас в ней находится ангажементный театр «Сузирья». В 2001 году была проведена реставрация (фасад – Виталий Отченашко, интерьеры – Наталья Косенко), в результате полностью восстановлен вид дома и внутренний декор театра.
В начале 2000-х годов здание находилось на реставрации, театр переживал не лучшие времена. Большой зал на 80 мест ремонтировали, в помещениях отсутствовало отопление. Администрация театра вынуждена была как-то сводить концы с концами, сдавая помещение под различные мероприятия. Время от времени здесь организовывались семинары-презентации для ВИП-клиентов, после чего клиентам показывали спектакль в Малом зале на 24 места.
Мне довелось побывать внутри, в интересном театре «Сузирья». Интерьер театра производит сильное впечатление. На входе установлена позолоченная античная статуя, на второй этаж ведет полувинтовая лестница. Потолки украшены росписью, в некоторых помещениях на потолках молочно-белое стекло с подсветкой. В том зале, где мы проводили презентацию, красовался чудесный камин с барельефом с изображением всадника. Говорят, это сам Леонид Родзянко на любимой кобыле Ракете. Второй камин с изображением дамы (жены Леонида), мы не видели, помещение было на ремонте.
Как же я люблю модерн! Подъезд украшают две нежные наяды с волосами до пят; грациозные барышни забавно контрастируют с мясистыми кариатидами на доме №16. В доходном доме под номером 14-а в квартире №5 когда-то располагалась экспозиция частного музея Оскара Генриховича Янсена, проживавшего неподалеку, на Подвальной, 4. Этот коллекционер и библиофил собрал около 600 картин, 2200 томов книг, 1000 предметов киево-межигорского фаянса и 300 единиц старинной мебели; всего на сумму около 5 миллионов рублей.
В 1910 году о его коллекции много писали в прессе. В начале Первой мировой войны картины и скульптуры эвакуировали в Сумы, где проживала мать художника. Экспонаты Гансена после революции составили основу Сумского художественного музея, где Гансен был консультантом (бедняга!). У меня есть альбом репродукций картин Сумского музея, собрание довольно впечатляющее как для провинциального музея.
Фарфор, фаянс и книги переехали в 1922 году в открывшийся Русский музей на Терещенковской, сейчас предметы из собрания Гансена разбросаны по разным музеям Киева.
[420x541] Портрет графини Литти. М.Л.Е.Виже-Лебрн. Сумский художественный музей
Прогуливаясь Ярославовым Валом, невольно останавливаешься на пересечении с улицей Олеся Гончара (бывшей Малой Владимирской), где обращает на себя внимание довольно оригинальный дом (N33) с крылатыми сиренами. И память возвращает вас в прошлое.
1911 год… Начало сентября. Спуск, ведущий к Евбазу, полностью устлан соломой, чтобы, не дай Бог, не потревожить и так напряженную тишину. В клинике Качковского умирает Столыпин… Оскаленный лев на ограде здания, казалось, пытается предотвратить новое покушение на жизнь премьера. Но и первого было достаточно. Премьер умер и был похоронен на территории Киево-Печерской лавры. А вот о могиле основателя больницы, где скончался великий реформатор, мало кто знает. В дебрях Бабьего Яра, на месте бывшего еврейского кладбища, сохранился один-единственный склеп. Это и есть усыпальница доктора медицины, профессора Киевского университета Петра Эразмовича Качковского.
Идем дальше?
Медики издавна облюбовали Ярославову улицу. Под номером 13 виднеется облупленное четырехэтажное здание. В документах сказано, что изначально оно было трехэтажным; возможно, цокольный этаж не считали, или четвертый этаж достроили позже (очень похоже).
В доме N13-а проживал добрейший из киевских лекарей, в будущем — академик, Феофил Гаврилович Яновский. До этого с 1900 года со своей женой Анной Викторовной Григорович-Барской он проживал в доме 17 на Андреевском спуске, а еще раньше - на Мало-Подвальной, 16.
Управлял доходным домом сын Яновских, здесь было четыре шестикомнатные квартиры, по две на втором и третьем этажах. Первый этаж занимали две лавки, цирюльня, паровая прачечная, столовая и молочный магазинчик. Во дворе дома находился небольшой особняк, построенный немного раньше (сейчас – неказистый домик под номером 13-б), в котором и проживал Феофил Гаврилович Яновский с семьей.
[395x371] Особняк Яновского (из книги "Особняки Киева")
Феофила Гавриловича знали и любили во всем городе. Это был не только прекрасный клиницист, исследователь и диагност; он был добрейшим и милосерднейшим человеком, глубоко набожным. Его называли «святым доктором» и «совестью медицины». О его человеколюбии, вызывающем всеобщее восхищение и преклонение, до сих пор ходят легенды. Говорят, он не только не брал гонораров с неимущих пациентов, но и украдкой подсовывал свои деньги под подушку тем, кто нуждался в лекарствах и полноценном питании. Сам Яновский страдал туберкулезом легких, болели этой болезнью в «доантибиотическую» эпоху и многие его пациенты, и даже члены его семьи. Туберкулез был основной темой исследований доктора, как и болезни почек. Яновский популяризировал санаторно-курортное лечение легочных больных, акцентируя внимание на важности климатотерапии для улучшения качества жизни таких пациентов. Это способствовало развитию дачно-курортных зон в пригородах Киева: Пуще-Водице, Святошино, Боярке.
Когда Феофил Гаврилович Яновский умер вот в этом своем особняке в 1928 году, его, как и 40 лет до этого на похоронах профессора Меринга, провожал практически весь город. Его имя присвоили Киевскому институту фтизиатрии и пульмонологии.
И это еще не все врачи Ярославова Вала!
В соседнем доме под номером 15 проживал еще один доктор – психоневролог Иван Алексеевич Сикорский. В Киеве ему не установлены памятные знаки, зато в алтаре Владимирского собора и сегодня можно увидеть написанный Васнецовым образ святого Иоанна Златоуста, живой моделью для которого послужил Иван Сикорский.
Иван Сикорский вел активную общественную деятельность, написал более 100 работ по психиатрии и психологии, руководил психиатрической клиникой.
Усадьба Сикорских состояла из особняка, выходящего на улицу, и флигельного трехэтажного здания. Особняк, построенный в конце 19 века, с 1904 года сдавался под музыкально-драматическую школу Николая Витальевича Лысенко, где преподавал сам композитор и его соратники. Со школой связаны имена большинства известных украинских композиторов, музыкантов и драматических актеров.
[492x342] Так выглядел особняк ("Особняки Киева", фото 1935 года)
А семья Сикорских обитала на первом этаже флигельного дома. Квартира занимала шесть комнат, одну из которых отдали прислуге. Еще одна комната была реквизирована после 1918 года. Второй и третий этажи (16 комнат) занимал «лечебно-педагогический институт для больных детей» на 59 мест.
Прославил фамилию один из пятерых детей Сикорского, сын Игорь Иванович. Он грезил небом и настолько увлекся идеей создания летательных аппаратов, что уже в 20-летнем возрасте сконструировал на задворках отцовской усадьбы первый вертолет. Здесь же он построил несколько типов аэропланов, на которых летал сам, а в 1911 году на модели С-6А установил мировой рекорд скорости с экипажем. 1912—1914 годы ознаменовались созданием новых самолетов. Среди них «Грант», «Русский витязь», «Илья Муромец».
Известно, что в 1919 году Игорь эмигрировал в Америку, где сделал блистательную карьеру и прославился на весь мир как изобретатель знаменитых «вертолетов Сикорского».
Сейчас дом, в котором жил авиаконструктор, пребывает в чудовищном состоянии – перекрытия провалились, окна выбиты, на первом этаже, где и жили Сикорские, проемы заложены кирпичом. Отчетливо видны следы пожара.
Самое нелепое в этой ситуации, что и флигель, и дом номенклатурных работников, построенный на месте особняка-школы Лысенко, находящиеся в состоянии грязных трущоб, стоят прямо напротив шикарного отеля «Редиссон-САС» по адресу Ярославов Вал 22-24. Прямо как-то перед иностранцами не удобно.
Сила притяжения дома N15, видимо, была слишком велика. В 1972 году здесь поселился выдающийся ученый в области математики, кибернетики и вычислительной техники Виктор Михайлович Глушков. Под его руководством были созданы первые в стране управляющие ЭВМ серии «Днепр» и «Мир». Именем ученого названы улица в Киеве и 4-палубный теплоход, курсирующий по водным гладям Славутича.
[600x449] Ярославов Вал, 15. Этот дом для высоких военных чинов был выстроен на месте особняка,
принадлежавшего Сикорским. В особняке располагалась школа Лысенко
Еще одна трогательная история связана с Ярославовым Валом и обитавшими здесь художниками. Известно, что в период 20—30-х годов в доме N12 (сейчас там польское посольство) жил и работал Федор Григорьевич Кричевский — первый ректор Украинской академии искусств, профессор Киевского художественного института, звезда первой величины в украинском изобразительном искусстве. Кстати, семья Кричевских — это целая династия мастеров кисти, прославившая свой род далеко за пределами Украины. Брат Федора Василий был архитектором, живописцем и графиком. Сын Василия Николай стал известным акварелистом и в 20-х годах уехал работать во Францию. Второй сын Василий Васильевич, автор замечательных декораций к довженковскому фильму «Земля», а его жена Елена Евгеньевна — самобытным колористом. В 1943 году супруги уезжают за границу. Живут в Чехословакии, Германии и, наконец, оседают в Калифорнии (США).
Их дочь Екатерина (1926) пошла по стопам родителей и стала художницей. Несколько раз она приезжала в Киев. И среди изобилия киевский достопримечательностей она выбрала для зарисовки две — Андреевскую церковь и уголок Ярославова Вала. Причем именно то место, которое просматривалось из окна квартиры Кричевских в далекие годы детства Кати. Этот лирический этюд пополнил ее богатую коллекцию с видами Парижа, Неаполя, Венеции и других заморских городов.
В доме 25 когда-то располагалась гимназия Наумова, в которой с 1915 года учился Максим Рыльский. Сейчас здесь детская школа искусств.
Рядом, во дворе дома № 27 обычная школа. Она является пристройкой к небольшой усадьбе, на которой висит охранительная табличка, сообщающая, что это – дом с хлебной лавкой и построен он в 1886 году. Дом, надо сказать, симпатичный; похоже, он деревянный и оштукатуренный поверх досок. Только кондиционеры на нем не совсем уместны.
Совершенно замечательный, на мой взгляд, дом стоит на Ярославовом Валу под номером сорок. Сейчас в нем находится Театральный институт им. Карпенко-Карого, а когда-то здесь было городское училище.
Инициатором и меценатом постройки был Никола Артемьевич Терещенко, предложивший создать училище еще в 1899 году. Участок земли был приобретен у наследников богатого купца Гребня Меера Яковлевича, купца первой гильдии, лесопромышленника, опекуна еврейской больницы. К слову, Гребню принадлежали участки под нынешними домами под номерами 38, 36 и 33 здесь же, на Большой Подвальной, по последнему адресу размещалась контора Южнорусского лесопильного товарищества, возглавляемая Борисом Мееровичем Гребнем.
Так же на Большой Подвальной у Гребней был механический завод, где изготовлялись ящики для снарядов и платформы для орудий. После покупки участка под училище начались проволочки с оформлением земли. Бюрократическая волокита затянулась на несколько лет; в 1903 году Никола Терещенко умер, а стройку так и не начали (видимо, это «несчастливый» в плане долгостроев участок земли – соседнее новое здание театрального института, строительство которого начато лет 25 назад, так и стоит «замороженным» и недостроенным). Однако, в начале 20 века меценаты были более настойчивы, и к постройке училища все-таки приступили в 1905 году по инициативе сына Николы Александра Николаевича Терещенко. Проект создал 22-летний архитектор Павел Федорович Алешин (умничка!), однако отцы города его конкурсный проект не решились принимать без доработок и обратились к маститому зодчему Павлу Ивановичу Голландскому. Он лишь немного подправил работу студента. Стройкой руководил отец Павла Федоровича киевский подрядчик Федор Алешин. Училище открылось в 1907 году и вмещало в себе сразу два учреждения: мужское и женское.
Архитектура его интересная, необычная. Декор с элементами готики. Люблю Алешина!
«Отметился» на Ярославовом Валу и архитектор Владимир Николаев. Он построил здесь доходный дом купца Иосифа Сидорова под номером 21/20, и сам проживал в этом доме в последние годы жизни.
Окрестности Ярославова Вала запечатлели в своих работах академики живописи Тарас Шевченко, Михаил Сажин, Федор Солнцев. Улица привлекала художников своим необычным рельефом и уникальным историческим прошлым. Каждое утро с Несторовской (ныне — Франко) на Куреневку следовал по ней Михаил Врубель во время реставрационных работ в Кирилловской церкви. Его путь лежал через Сенную площадь, Львовскую улицу, дачу Богговут (где жили Праховы) и Репьяхов яр.
Ходил по Ярославовой улице и Виктор Васнецов, возвращаясь из Владимирского собора, где он расписывал главный неф храма. Несколько раз его видели в компании двух "дюжих" мужиков, ведущих на поводу огромного волка. Загадка прояснилась лишь тогда, когда на очередной выставке передвижников киевляне увидели новую картину из "сказочного репертуара" живописца "Иван-царевич и Василиса Прекрасная на Сером волке". Четвероногий "друг" из-под Броваров занимал в ней особое место.
В квартале от Ярославова Вала (на Несторовской) находилась знаменитая Рисовальная школа Н. И. Мурашко. И, естественно, главной натурой для ученических работ служили здесь древние остатки крепостных укреплений. Из стен школы вышли такие выдающиеся художники, как Н. Пимоненко, А. Мурашко, И. Ижакевич, Г. Светлицкий. Шефскую помощь коллегам оказывал автор прославленных «Запорожцев» Илья Репин, который неоднократно бывал на Несторовской.
Что касается Ивана Сидоровича Ижакевича, народного художника и всепризнанного мастера иллюстраций к произведениям Шевченко, Гоголя и Леси Украинки, то пришел он в Рисовальную школу 18-летним юношей из иконописной мастерской Киево-Печерской лавры, куда был отдан на обучение в 12-летнем возрасте. И своей профессии «богомаза» мастер не изменил. Ижакевич является автором удивительных росписей в лаврских храмах (церкви Всех Святых и Трапезной), а также в Покровской церкви на Мостицкой. Из Рисовальной школы художник ходил по маршруту Врубеля в Кирилловскую церковь, где тоже участвовал в реставрации древних фресок, но по пути не забывал зайти в знаменитый Княгинин (Покровский) монастырь, который пользовался в городе большой популярностью. Величественные формы этой обители он и запечатлел на одном из своих поэтических полотен.
Но картинные галереи посещают не все. А вот книги читает каждый. Именно «кудесники пера», как нельзя лучше, прославили романтичную суть улицы «под валом», которая в период своего возникновения так и называлась — Подвальная. Практически ни один из уважающих себя литераторов не обошел в своих произведениях этот заповедный уголок Киева.
Все знают о злоключениях Турбина возле Золотоворотского сквера. А ведь иного места для кульминации автобиографического романа Булгаков просто не мог предложить. Именно здесь гимназист Миша спешил на занятия, сначала с Кудрявской улицы, затем — с Дионисиевского переулка и, наконец, с Андреевского спуска. А когда пришла пора большой любви, то связав свои семейные узы с Татьяной Лаппой, Булгаков после венчания привез молодую супругу в белой карете прямо сюда, в «великолепные покои», на Рейтарскую, 25 (улицу параллельную Ярославову Валу).
И если мы уже заговорили о молодоженах, то складывается такое впечатление, что путь к «семейному Олимпу» пролегает через Золотые ворота. Стражеско, Булгаков… И Леся Украинка. Обвенчавшись в Вознесенской церкви в июле 1907 года с этнографом и фольклористом Климентом Квиткой, поэтесса провела свой медовый месяц на Ярославовом Валу, 32. Причем, событие это обошлось без нынешних свадебных экипажей и заздравных спичей. Супруги скромно добрались домой на трамвае, который ходил в то время между Демиевкой и центром города.
Для новобрачной улица Подвальная являлась «родными пенатами». Десятилетней девочкой Лариса Косач поселилась здесь с родителями (на Стрелецкой, 26). Этот дом с мезонином (он выходил тогда торцом на Ярославов Вал) стал для поэтессы творческой лабораторией. Здесь Леся Украинка создала одну из своих лучших поэм «Давня казка».