• Авторизация


Воронцовский маяк или «Тропой маячника» 24-04-2016 15:07 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[700x465]


Из всех технических сооружений маяки, безусловно, самые романтичные. Это - путеводный огонь для далеких судов, приветственный сигнал от неведомых строителей и незнакомых смотрителей маяков, воздвигнутых в самых удаленных и труднодоступных местах... Воронцовский маяк не исключение. Он является бессменным символом Одессы, занимающий почетное место на всех сувенирах, марках, открытках и календарях, наряду с памятником Дюку, Оперным театром и Потемкинской лестницей, тем более, что это первая достопримечательность, которая встречает и провожает все приходящие в Одессу корабли.



Одиноко стоящая башня Воронцовского маяка, иногда еле заметная в тумане, конечно же манит одесситов и приезжих, как всегда притягивает всё запретное и неизведанное. Маяк окутан тайной, неприкосновенностью стратегического объекта, порождающими вымыслы, домыслы, однако приоткрывающими иногда свою завесу, чтобы рассказать удивительную правдивую историю.

[700x465]

Первый маяк на Карантинном молу был построен в 1845 году по личной инициативе адмирала Михаила Лазарева (его именем названа улица в Одессе), открывшего в морских экспедициях Антарктиду, в описываемое время пребывающего в должности командующего Черноморским флотом.
Этот маяк представлял собой 9-ти метровую деревянную конструкцию, где зажигались после захода солнца два ацетиленовых фонаря, а днём вывешивался жёлтый флаг. Маяк просуществовал до Крымской войны 1854 года и был разрушен во время обстрела города прямым попаданием зажигательной ракеты...
По мере наращивания мола в 1863 году был построен новый маяк. Это было уже 17-ти метровое конусообразное здание из чугуна и камней. Открытие маяка приурочили к открытию памятника Воронцову на Соборной площади (9 ноября 1963 года) и назвали маяк Воронцовским в честь генерал-губернатора князя Воронцова, который закончил строительство самого первого маяка в Одессе на мысе Большого Фонтана еще в 1827 году.
В 1888 году маяк был перестроен и прослужил Одессе аж до 1941 года.

[700x466]
Воронцовский маяк в 1988 г.

15 сентября 1941 года он был взорван советскими войсками, чтобы лишить фашистов ориентира при обстреле города и порта. Ходят легенда, что медный купол этого взорванного маяка до сих пор находится на дне акватории.
После войны разрушенный мол был восстановлен, а в 1954 году из Крондштадта были привезены чугунные тюбинги, и вновь построенный маяк начал нести свою вахту, обеспечивая безопасность судоходства.

[700x466]
Воронцовский маяк в 1954 г.

Чтоб дойти до маяка, нужно пройти по так называемому Рейдовому (раньше Карантинному) молу.

[700x465]

Начинается мол от самой крайней точки контейнерного терминала Одесского порта, прямо у здания «бочки», в котором располагается пост регулирования движения судов (ПРДС).

[700x465]

Здание выделяется на общем фоне и имеет хороший обзор по всей акватории порта.

[700x465]

Несколько лет назад на оголовке Карантинного мола на 5,5 гектарах располагался маячный городок. Это были старые хаотичные постройки: дежурная, сарайчик, какое-то навигационное оборудование и виноградник.
Построив контейнерный терминал, порт, конечно, забрал эту территорию, оставив лишь ведомственный дом смотрителей.

[600x450]

В начале Карантинного мола виден камень, из которого сложен мол, — это старинная кладка середины девятнадцатого века. Камень вулканического происхождения, привезенный в качестве балласта на судах.

[700x510]

Рядом полным ходом идут берегоукрепительные работы в рамках расширения контейнерного терминала. Судя по тому, что работы здесь проводились даже в выходной день, намерения довольно серьезные.

[700x465]

Есть много мнений на этот счет, как «за» так и «против» расширения терминала путем намыва территории в акватории, находящейся в центральной части города. Как по мне, то ничего страшного в этом нет, конечно, если будут соблюдены все требования и правила работы такого объекта.
Одесский порт – это градообразующее предприятие. Соответственно, с увеличением его мощностей город будет вызывать больший интерес у иностранных компаний и инвесторов, тем самым определенно будет происходить развитие пусть хоть пока и в сфере морских перевозок, хотя и это уже не так-то и мало. А что касается экологии, то есть много примеров крупнейших портов мира, находящихся в центральных частях городов. Надеюсь, Одесский порт в этом вопросе будет ориентироваться на их опыт во всех отношениях, включая и охрану окружающей среды.

[700x465]

После небольшого отступления вернемся к маяку… Длина пути по такому пирсу около 600 метров.

[700x465]

Очень часто в одесскую гавань заплывают дельфины, но, к сожалению, за все время, проведенное на маяке, нам удалось лишь раз увидеть вдалеке заветный плавник. Запечатлеть его, конечно же, не успели... Но дельфины есть, точно говорю!

[700x465]

Морские глубины...

[700x465]

С маяка открывается отличный вид на порт, морвокзал и город.

[700x465]

Слева от морского вокзала можно разглядеть склон Потемкинской лестницы. Кстати, когда-то море начиналось прямо от ее последней ступени, так что вся «суша», которая находится за границей лестницы, искусственная.

[700x465]

Бетонная тропа, ведущая к маяку – излюбленное место для бакланов и прочих морских птиц. Ведь люди здесь появляются довольно редко, а рыба плавает с обеих сторон пирса.

[700x465]

По мере продвижения к маяку птицы нехотя стаями слетают с насиженных мест.

[700x465]

Привычный вид «тропы маячника» очень изменился. Если раньше это была действительно тропинка, заливаемая морскими волнами даже в безветренную погоду, позже превратившаяся в чуть более безопасный мол (из-за малой высоты проход по нему становился опасен даже при небольшом волнении), то сейчас почти полпути придётся на сравнительно безопасную площадку (на морском побережье говорить о полной безопасности не приходится).
Нам повезло, на море был штиль и «тропа маячника» была сухой. Можно лишь представить в какой аттракцион превращается эта прогулка во время даже небольших волн...

[700x465]

Кстати, на маяк может попасть любой желающий, вся необходимая для этого информация есть на сайте Одесского порта. Уже несколько лет подряд в летний период проводятся экскурсии на Воронцовский маяк, чтобы успеть показать то, что уходит безвозвратно... Начало старой тропы маячника: мокро, скользко... А если шторм?
Для обеспечения безопасности смотрителя все годы использовали разные варианты ограждения, в том числе даже трофейные пушки Крымско-Кавказской войны 1854 года.. Вмонтированная в бетон «железяка» – ничто иное, как та самая старинная турецкая пушка, служащая теперь в мирных целях «кнехтом» – приспособлением для крепления морских тросов.
Однако все попытки обеспечения безопасного прохода были безуспешны — море всё съедало, волны практически всё рушили...

[700x465]

Приближаемся к маяку. Его высота – 26 метров. Система аккумуляторов, на случай обесточивания, позволяет ему работать в автономном режиме около четырех суток.

[464x700]

Легендарного смотрителя маяка зовут Иван Тимофеевич Цихович. К сожалению, о нем нет подробной информации, известно лишь то, что ему уже около восьмидесяти лет, и уже более 55 лет его жизнь неразрывно связана с этим маяком. Входная дверь была закрыта. К сожалению, внутрь маяка не пускают, так как это очень важный стратегический объект.

[700x465]

А вот снаружи маяка можно бродить сколько угодно, рассматривая проплывающие мимо баркасы и корабли.

[700x465]

Во время прогулки натыкаемся на сохнущие после покраски цепи.

[700x465]

Сейчас в маяке постоянно никто не находится. Все управление осуществляется дистанционно, из специального здания на берегу. Но что произойдёт, если нарушится электропитание маяка? Да, дизель-генераторы рассчитаны на четверо суток беспрерывной работы. А что потом?

[700x465]

Выход один — рында (колокол). Сейчас она смотрится, как украшение, как дань традиции и по совместительству колокол желаний для туристов, но в случае необходимости (в туман, в пургу) человеку придётся подавать сигнал рындой с момента захода солнца до восхода.

[700x465]

Всё же постепенно на смену маякам приходят новые современные технологии (спутниковые системы навигации). В Канаде, например, объявлено о продаже в частные руки почти 1000 маяков по бросовым ценам. Но есть одно условие: покупателям следует поддерживать все системы в полной готовности к возобновлению работы. Значит, профессия смотрителя маяка ещё может оказаться востребованной. И можно ли утверждать, что маяки таки уходят в прошлое?...

[700x465]

Мимо проплывающий буксир «Новатор», который еще раз появится в нашем поле зрения.

[700x465]

Так как маяк находится в самом узком месте входа в одесскую гавань, корабли здесь проходят очень близко.

[700x465]

На море штиль, поэтому парусные яхты идут на моторе.

[700x465]

Вот это отдых! Как пелось в песне из фильма «Трое в лодке, не считая собаки»:

Два-раз, два-раз,
Ну-ка навалились, поднажали,
Весла(ведра) в руки взяли,
Навалились, поднажали, дружно,
Два-раз, два-раз,
Это ли не самый лучший отдых?
Лодка, свежий воздух,
Только солнце, только небо и река.


[700x465]

В наше время конечно все намного проще и комфортнее, но морская романтика осталась неизменной.

[700x465]

А вот и «улов» вышеупомянутого буксира «Новатор» – грузовой балкер «Алина», построенный в 1977 году и сейчас ходящий под украинским флагом.

[700x465]

Вот какая важная работа у «Новатора» – заводить и пришвартовывать к одесским причалам такие громадные суда.

[700x465]

Но возвращаемся к нашей прогулке по маяку. У маяка есть нижний ярус, на который можно спуститься по этой лестнице.

[700x465]

А ещё его можно обойти по кругу по узкой тропинке, держась за страховочный поручень.

[700x465]

Незабываемые впечатления - гарантированы! Испытываешь неповторимое ощущение драйва, причастности к чему-то таинственному, легкость и радость от морского бриза...

[700x465]

Напоследок, еще раз позвоним в колокол, чтобы сбылись все самые заветные желания, главное из которых, чтобы Воронцовский маяк направлял в Одессу суда еще не одну сотню лет и оставался неизменным символом этого вечно молодого города.






Основной материал взят здесь
И здесь

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Спасибо, Леночка, за чудесную экскурсию.
Ответ на комментарий Татьяна_Чувьюрова # В удовольствие, Танечка! Рада, что понравилось!


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Воронцовский маяк или «Тропой маячника» | Лена_Иванова-Стопко - Дневник Для души | Лента друзей Лена_Иванова-Стопко / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»