13 марта: Первый день Масленицы, Овсень малый
Начинается Масляная неделя за 7 дней до Весеннего равноденствия. Самый первый день ее называется Овсень малый. Т.е. день недели может быть и понедельник, и вторник, и вообще любой. Смотрим, на какую дату выпадает равноденствие в каждом году, и от нее отсчитываем 7 дней. Ибо Навья неделя, по сути своей, последняя перед рассветом в коле года, а иначе смысл Масленицы пропадает, остается один антураж с атрибутикой.
[показать]
Почему же Овсень, и тем более – малый?
Начнем с того, с новолетье в прежние времена отмечалось славянами 1го марта. Новолетье – не новый год, а новое лето, иначе – новый цикл земледельческий, так что не путаем.
Да, еще не восход солнышка, еще не светлая сторона года, но предрассветные сумерки уже начались. Заклички весны, самые первые, предвосхищают рассвет. Дальше будут вторые заклички, Жаворонки. А потом – и неделя Масляная, проводы ночи-зимы. К чему мы ведем. Переходное время, своего рода мост между ночью и утром, на который вступает весь мир. А Овсень, по преданиям, это брат Коляды, и он прокладывает Коляде в его время дорогу. И весной – он же, Овсень, открывает мост в светлое время года. Он первым идет в неизведанное, рассеивает тьму и страхи, которые связаны с темнотой, с неопределенностью, сметает с путей тех навьих, что враждебно настроены, и приглашает людей идти вслед за ним, уже по освещенной, проторенной дороге. Безопасной. Прямой.
Большой Овсень будет чуть позже, когда наметится переход от весны-пробуждения к летней страде. Но и тогда он проложит дорогу солнцу, перекинет мост из настоящего в будущее. А пока, по мосту Малого Овсеня солнце-ребенок, Коляда, идет от ночи через рассвет, чтоб явиться уже в облике Ярилы, солнца весеннего, ярого, пробуждающего, когда переход свой закончит.
В этот день приносятся требы Маре и Велесу, зимним хозяевам. А для навьих духов наступает пора в последний раз погулять на приволье. Через неделю закроются Навьи врата, и все духи, кроме особых, о ком разговор отдельный, будут заперты на полгода. Нечего в светлое время шататься, бузить да всячески озорничать. Не до того людям. Время забот, время трудов и свершений задуманного. А останутся те, кто к делу приставлен: хранители водоемов, лесов, полей, берегини-духи и духи-спасы, домовые и дворовые с банниками. И помощники колдовские, само собой. И наемные, если кто-то из знающих подрядит, защищать, помогать или наоборот, препоны чинить и всякие козни устраивать, те с полным правом останутся тут. Остальным – по домам. И замок на запор, и ворота на засов. «Официально» они получат возможность вернуться сюда только в Марьину ночь, с 31 октября на 1 ноября. А чтоб службу сыскать, это надо еще постараться. Конкуренция ого-го. И ведь никому не охота обратно, там же скука скучайшая, а с людьми всегда весело. Не в смысле всем вообще хорошо, люди редко как раз бывают довольны, но кого это волнует? Так что в Навью неделю духи, кому дорога обратная светит, наперебой стремятся свой товар лицом показать, найти, зацепиться, хоть временную – а все ж прописочку в Яви себе получить на летнюю пору.
[показать]
В народных традициях сохранилось название первого дня, «Встреча». В этот день наряжают куклу-Масленицу, «встречают» ее и с почетом водружают в центре того места, где будут происходить масленичные гуляния. Но это внешняя сторона, общественная. А внутрисемейных дел тоже невпроворот. Замужние женщины в первый день Масленицы, с самого утра, идут в гости к родителям, в их дом. Вечером «встречи» в гости к сватам приходят и свекры «беглянки», но общими беседами да угощением дело и ограничивается, как пришли – так и ушли, а невестка до среды останется в доме родителей. Для чего, интересно? Для того, чтоб без лишних ушей и свидетелей поделиться, как живется ей замужем, не обижают ли свекры, все ли ладно в отношениях с мужем – или, может, родителям надо вмешаться?
Развод, как мы понимаем, вполне был возможен в языческие времена, а иногда и строгого слова тестя и тещи было достаточно, чтоб восстановить статус-кво. Собственно, всем на пользу шло понимание, что невестка не бессловесное и покорное создание, не рабыня, на которой можно пахать и отрываться, если что-то не так с настроением или делами. И что раз в году, в пору Масленицы, у нее появлялось вполне закономерное право воспользоваться временем и разорвать отношения, которые в тягость. Так что возвращение к дом к родителям, «встреча», могло быть и светским визитом вежливости – и очень конкретным окончанием брака.
А время-то рубежное. Овсень мост прокладывает в грядущее. Что не вступит на мост, не пройдет по нему - то останется в прошлом, гнилое, старое, ветхое, безрадостное, отжившее. Главное, взвесить все, обсудить, послушать, что скажет старшее поколение, и принять решение. Но свое, а не «как скажут».
В этот день хорошо идет пересмотр отношений, в которых после всех зимних выяснений и чисток остались проблемы. Но в целом – ситуацию можно использовать и для других сфер, где мы имеем некие обязательства. И все дошло до той черты, когда уже надо сесть и решить, как быть дальше. И пользоваться случаем, если в вопросе «быть или не быть» выбираем последнее.
А теперь о блинах. Что интересно, так это пословица «первый блин комом». Только это перевранный вариант. Ибо не «комом», а «кому» - от "ком", т.е. медведь, одна из звериных личин Велеса, вот ему, Велесу, и блин самый первый, горячий, душистый, румяный, только что со сковороды. А через Велеса – предкам, навьим духам рода послание и угощение. А это дело ответственное, не для молодежи дурной да шалой, так что в первый день за выпечку брались только взрослые женщины, с пониманием да разумением, как с родом работать, как дары приносить. И у кого руки из нужного места, чтоб точно как надо угощение получилось, а не сгорело, к сковороде пристало, порвалось и прочая. Тот самый блин, первый-горячий-румяный, преподносили Велесу, а уж через него, из его рук он доставался и тем самым навьим.
[показать]
©Птичка, 2017
Тема, обсуждение, рекомендации для работы в этот день - по ссылке на форуме: http://bastiliya.com/post69600.html#p69600