Так что же такое лицо человека? Портрет, на котором отметины века,
Зарубки судьбы и следы проживанья, что требует стойкости, сил и страданья…
Где глаз синева, чуб курчавый и статность? Куда-то растаяло все без остатка...
В ночь на понедельник, 30 ноября, известный кинорежиссёр Эльдар Рязанов скончался в московской больнице, в возрасте 88 лет. Причиной смерти знаменитого российского режиссёра - острая сердечная недостаточность.
Совсем недавно - 18 ноября мы отмечали его 88-й День рождения. Эльдару Александровичу Рязанову. Вечная память!
Не будет преувеличением сказать, что в России нет зрителя, который не знает имени этого режиссера. И сложно поверить, что один человек создал такое количество абсолютных хитов, которые смотрят не одно поколение кинозрителей.
Вообще-то Рязанов собирался стать писателем. С юности все деньги тратил на книги, заглатывая их вместо колбасы, и быстро понял, что писатель - лучшая профессия. Рязанов мечтал о странствиях и морях, ведь идеалом у него был Мартин Иден. Даже отправил заявление в одесскую мореходку.
Но, как всегда вмешалась судьба. Однажды, стоя на трамвайной остановке, загадал: в какую сторону пойдет вагон, туда и поедет будущий Иден. Трамвай пошел налево - ко ВГИКу. Так мы и получили не моряка-писателя, а режиссера.
А ведь свою дорогу к зрителю он нашел безошибочно сразу - с «Карнавальной ночи». Это был во всех смыслах сказочный дебют. Он придумал, конечно, больше, чем всенародно любимые комедии, создав неповторимый рязановский киноподчерк.
Многие считают Рязанова - комедиографом, и от него ждут только смешного. Но, ведь он снял «Предсказание» - о жизни в предчувствии смерти. И «Андерсена» - о тотальном одиночестве. И «Дорогую Елену Сергеевну», заставив зрителей мучиться от человеческой жестокости.
Кажется, мы о Рязанове знаем всё. Но если хорошо подумать, то знаем так мало, что, считайте, не знаем ничего. Потому что это не жизнь, а сплошные иронии удачи и зигзаги судьбы.
Вся страна скорбит о смерти любимого режиссера - Эльдара Александровича. Жаль конечно, что мы остаёмся без его новых картин. Да он никогда не сидел без дела, даже когда не было денег для снятия фильмов…
Рязанов не грелся у камина - не жаловался на непогоду и ноющие кости, хотя спина и колени побаливали у него давно. Режиссер руководил киноклубом «Эльдар», писал новые сценарии и книги: работа, как он любил пошутить, «дураков» любит.
Прекрасные слова в адрес Эльдара Александровича Рязанова написала редакция «МК» к 85-ти летнему юбилею режиссера:
«Рязанов - человек-легенда, человек-реликвия - таких сейчас не делают: гениальный, неповторимый автор, удивительно легкий и добрый человек, стойкий оловянный солдатик на съемочной площадке и в жизни. Его фильмы - наша судьба. Каждый - факт биографии. Причем вне зависимости от того, когда каждый родился.
«Ирония судьбы» - безоговорочная вера в чудо, которое обязательно произойдет, - такая бывает только в юности. «Жестокий романс» - трагическая история любви, которая случается хотя бы раз в жизни у каждого порядочного человека.
«Служебный роман» - метания среднего возраста и понимание, что «у природы нет плохой погоды» во всех смыслах. «Вокзал для двоих» - надежда тех, кому за 40, что сможешь «бросить все на карту и жизнь переломить»...
Эльдар Александрович, вы были лучше всех! Мы вас любим - как самое главное, самое честное, что в нас есть, вы - часть нашей жизни, каждого, кто родился тут, рядом, на этом громадном куске земли, который когда-то назывался СССР.
«Кинопанорама» программа ТВ о киноматографе, главный ведущий режиссёр - Эльдар Рязанов
Вы никогда ни под кого не подстраивались, вы на все имели свое мнение, и вы всегда много работали. Фильмы, книги, передачи, ваш киноклуб «Эльдар», который вот уже много лет подряд - друг и партнер фестиваля «Московская премьера», во всем вы шли и будете всегда идти «до самой сути».
Чистое, честное, родное - вот что такое ваши фильмы, которые можно смотреть всегда - с любого кадра, замерев у экрана в сотый или сто первый раз. Спасибо вам, дорогой вы наш человек! Мы вас любим!»
Почитать биографию и много чего интересного о Рязанове не составит труда. В интернете достаточно статей, документальных картин о режиссере и его фильмах. А вот так Эльдар Александрович написал сам о себе:
Когда-то, не помню уж точно когда, на свет я родился зачем-то.
Ответить не смог, хоть промчались года, на уйму вопросов заветных.
Зачем-то на землю ложится туман, всё зыбко, размыто, нечетко.
Неверные тени, какой-то обман и дождик бормочет о чем-то.
О чем он хлопочет, что хочет сказать иль в страшных грехах повиниться?
Боюсь, не придется об этом узнать, придется с незнаньем смириться.
От звука, который никто не издал, доходит какое-то эхо.
О чем-то скрипит и старуха-изба, ровесница страшного века.
И ночь для чего-то сменяется днем, куда-то несутся минуты,
Зачем-то разрушен родительский дом, и сердце болит почему-то.
О чем-то кричат меж собою грачи, земля проплывает под ними.
А я все пытаюсь припомнить в ночи какое-то женское имя.
Зачем-то бежит по теченью вода, зачем-то листва опадает.
И жизнь утекает куда-то. Куда? Куда и зачем утекает?
Кончается все. Видно, я не пойму загадок, что мучают с детства.
И эти куда-то, о чем-то, к чему Я вам оставляю в наследство.
Много отличных и памятных фильмов снял режиссер. «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова многие десятилетия была визитной карточкой Нового года. После долгих уговоров режиссер рискнул и сделал продолжение своей знаменитой картины, назвав картину - «Карнавальная ночь-2», или 50 лет спустя».
«Надо быть отчаянным авантюристом, чтобы согласиться менее чем за три месяца создать новую ленту», - заметил режиссер Рязанов. Он сам написал сценарий к новому фильму, его герои имеют много общего с персонажами картины-прообраза.
Замечательная концовка фильма, где Эльдар Рязанов со своей женой Эммой Валериановной поют дуэтом потрясающую песню на стихи Рязанова - «Хочется нежности».
Хочется лёгкого, светлого, нежного, раннего, хрупкого и пустопорожнего,
и безрассудного, и безмятежного, напрочь забытого и невозможного.
Хочется рухнуть в траву непомятую, в небо уставить глаза завидущие
и окунуться в цветочные запахи, и без конца обожать всё живущее.
Хочется видеть изгиб и течение синей реки средь курчавых кустарников,
впитывать кожею солнца свечение, в воду, как в детстве, сигать без купальников.
Хочется милой наивной мелодии, воздух глотать, словно ягоды спелые,
чтоб сумасбродно душа колобродила и чтобы сердце неслось, ошалелое.
Хочется встретиться с тем, что утрачено, хоть на мгновенье упасть в это дальнее…
Только за всё, что промчалось, заплачено, и остаётся расплата прощальная.
Как сладки молодые дни, как годы ранние беспечны.
И хоть потом горьки они, дай бог, чтоб длились бесконечно.
В двенадцать, в снег, в пургу, в мороз к нам Новый год пришел намедни.
И был простителен мой тост. Дай бог, чтоб не был он последний.
Зимой измотан, где ж весна с ее красою заповедной?
Болел и ждал. Пришла она. Дай бог, чтоб не была последней.
Усталость, ссоры и мигрень, сменялись трудности и бредни.
Нелепый и постылый день. Дай бог, чтоб не был он последний.
Бывает тошно, устаешь, а тут еще и дождь зловредный -
осенний безнадежный дождь. Дай бог, чтоб не был он последний.
Преодолев души разлом на станции одной дорожной,
нашел тебя, и стал наш дом, дал бог, обителью надежной.
Седые волосы твои свободны, непокорны гребню.
А я - я гибну от любви. Дай бог, чтобы была последней.
От жизни я еще не стих, тревожной жизни и печальной.
И сочинил вот этот стих. Дай бог, чтоб не был он прощальный.
Я умом могу понять все доводы... Не держи меня, дай я уйду.
Песенка рождается без повода и не может жить на поводу.
То, что я любил когда-то смолоду, нынче за версту я обойду.
Песенка рождается без повода, и поводья рвутся на ходу.