• Авторизация


Без заголовка 24-11-2018 21:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Бахыт_Светлана Оригинальное сообщение

Люсьена Овчинникова. Жизнь в ожидании любви

Девочка из простой семьи, наивная и непосредственная, а потому невероятно обаятельная и неподдельно искренняя, обладающая неповторимым застенчивым взглядом и неотразимой улыбкой. 

Появившись на киноэкране, она завоевала любовь миллионов людей, которые видели в ней не кинодиву с алыми губами и наклеенными ресницами, а такую же, как они – простую девчонку. Люсьену Овчинникову называть кумиром, наверное, неправильно. Она не создавала образов, на которые хочется равняться, она просто проживала жизни своих героинь, искренне и честно, невероятно просто. В этой простоте и был секрет ее таланта и суть ее характера.

[показать]
 

Не прошло и десяти лет с того дня, как не стало Люсьены Овчинниковой. О ней как-то сразу все забыли. В прессе появлялись лишь скудные упоминания, и те касались скандальной истории дележа скромного наследства актрисы. Зато кинопленка до сих пор хранит образы ее героинь. В новом времени они кажутся невероятно наивными, а, казалось бы, еще вчера каждый мог узнать в них девчонку из соседнего двора. Она талантливо играла любую роль в кино и в театре. Но органично вписаться в спектакль под названием "Жизнь" ей удавалось с невероятным трудом.

 
[показать]
 

Для любой актрисы важно самое начало. Не увидеть в Овчинниковой ее характер было просто невозможно, и режиссеры его увидели – ей повезло, она попала в картину Чулюкина "Девчата". Это была не первая ее роль, но именно она ее прославила. В истории советского экрана хороших и даже легендарных фильмов – сотни, а вот любимых до такой степени, что уже три поколения зрителей от мала до велика готовы смотреть и пересматривать их, не так уж много. "Девчата" - именно такой фильм.

 
[показать]
 

Женские судьбы актрис, сыгравших в чулюкинской комедии "Девчата", удивительным образом сложились с точностью до наоборот. Инна Макарова, героиня которой засиделась в девицах, в жизни в 22 года вышла замуж за однокурсника Сергея Бондарчука. Нина Меньшикова, по сценарию оставившая неверного мужа, уже тогда была женой и мамой. Надежда Румянцева окунулась в дипломатическую среду вместе с супругом. А красавица Анфиса Светлана Дружинина не только вышла замуж за одного из лучших кинооператоров, но и сама стала знаменитым режиссером, сняв всем известных "Гардемаринов". Самой благополучной в фильме была, пожалуй, героиня Люсьены Овчинниковой. А вот судьба этой актрисы оказалась по-настоящему драматичной.

 
[показать]
 

Люсьена Овчинникова родилась 10 сентября 1931 года на Украине, в городе Олевске. Отец был офицером-пограничником. В ее детстве, словно калейдоскоп, мелькали большие и маленькие военные гарнизоны. В Карелии, Грузии, Туркмении, на Украине. Ей очень часто приходилось начинать все с нуля. Мама умерла, едва девочке исполнилось 6 лет, отец женился вновь, и Люсьена училась жить с новой мамой.

 
[показать]
 

Пустое пространство, оставшееся в душе недолюбленного ребенка, она так и не заполнила до конца своих дней. Какие отношения царили в их семье - эту тайну Люсьена Овчинникова унесла с собой. От второго брака отца у нее есть младшая сестра, которая и ныне живет в Москве. Но Люсьена всю жизнь предпочитала называть себя сиротой. Почему она скрывала факт существования сестры, теперь уже не объяснит никто.
В детстве с каждым переездом семьи военного еще совсем маленькой Люсе приходилось привыкать к новой школе, обзаводиться новыми друзьями. Лишь только сближалась с кем-то, опять наступала пора расставания. Наверное, поэтому настоящей ее привязанностью становились те люди, которые улыбались девочке с белых полотен, натянутых в кинозалах домов офицеров. Так что, когда ее спрашивали: "Кем ты хочешь стать?", она неизменно отвечала: "Актрисой, как Любовь Орлова".

 
[показать]
 

Каждый фильм с участием Орловой она пересматривала множество раз. А когда пришла пора первой влюбленности, свои чувства Люся отдала экранному кумиру, талантливому и красивому Евгению Самойлову. Она даже написала ему письмо: "Дорогой Самойлов, давай переписываться. Я молода, хороша собой, я блондинка с голубыми глазами (это было неправдой). Мне 18 (и это преувеличение)". Нарисовала на конверте бабочек и написала: "Жду ответа, как соловей лета". Конечно же, переписка не состоялась.
Ее путь к поступлению в ГИТИС не был простым. Семья была категорически против такого выбора – пришлось в 17 лет сбежать из дома, а жили они в Ашхабаде, оставив отцу записку: "Милый папа, не сердись на меня. Если бы мама была жива, она бы меня поняла. Я должна уехать, чтобы стать актрисой. Целую. Люда". Отцу лишь оставалось выслать ей паспорт. Убегая от него, она не взяла с собой ни документов, ни денег. Сначала Овчинникова приехала к своей тете в Минск в надежде поступить там в театральный институт. Но преподавание велось на белорусском языке, которого Люся не знала. Потерпев неудачу, Овчинникова устроилась ученицей продавца в парфюмерном отделе минского универмага.

 
[показать]
 

Через год Овчинникова решила попытать счастья в Москве. На вступительном экзамене в ГИТИС Люсьена читала "Что стоишь один ты на дороге?" И вдруг забыла текст. Кто-то из комиссии спросил ее: "Вы из какой семьи?". "Мы – военные", - ответила девушка и была принята в институт. В стенах ГИТИСа Люсьена Овчинникова влюбилась во Владимира Храмова, старшекурсника с режиссерского факультета. Они стали встречаться. Но главным для нее в то время была карьера.
Ей повезло: сразу по окончании ГИТИСа она попала в Театр Маяковского, который в тот момент возглавлял Охлопков. Талантливой дебютантке щедро давали роли в новых постановках, охотно вводили в старые спектакли. Ей довелось сыграть центральную роль в "Иркутской истории" Арбузова. Премьера состоялась в Берлине. Спектакль был встречен овациями. Актерское счастье в тот период явно было на стороне Люсьены. Да и женское не отворачивалось от нее: продолжались отношения с Владимиром Храмовым, начавшиеся в студенческие годы. Это был неофициальный брак, расписаться они так и не решились. Но потом у Люсьены появился новый возлюбленный.

 
[показать]
 

В Театре Маяковского служил артист Александр Холодков, он был на 14 лет старше Люсьены Овчинниковой. Очевидцы говорят, что это был потрясающий роман. Когда они оба выходили на сцену, электричество между ними ощущал весь зрительный зал. Он был красивый мужчина, востребованный в театре, а вот с кино у него не складывалось, поэтому всенародной славы он так и не обрел. Вообще сниматься в кино, служа в Театре Маяковского, было сложно. Николай Павлович Охлопков относился к этому достаточно ревностно, и актерам приходилось ухищряться, делая это в свободное от спектаклей время.

 
[показать]
 

В 1959 году Люсьене Овчинниковой впервые поступило предложение сняться в кино. Предложение, от которого трудно было отказаться. Лев Кулиджанов начинал работать над "Отчим домом". Она согласилась и за эту роль получила международную премию за искренность. В то время приглашение советских актеров, да еще и для получения премии, на международный фестиваль было событием невероятным. А в каком-то смысле даже рискованным – надо было умудриться не выйти из образа скромной советской женщины, но при этом соответствовать международному уровню.

 
[показать]
 

"Отчий дом", потом "Девчата". К середине шестидесятых Люсьена Овчинникова стала невероятно популярной. Но чем удачнее у нее складывалась карьера, тем сильнее запутывалась ее личная жизнь. С Холодковым официальной семьи они тоже не создали – их любовь была свободна от всяческих штампов: и от штампа в паспорте, и от общепринятых тогда представлений об отношениях в нормальной советской семье. Отношения осложнялись тем, что Холодкова полюбила народная артистка РФ Вера Орлова, в то время прима Театра Маяковского. Она прославилась сразу же после выхода в 1945 году кинокомедии "Близнецы". Ее дуэт с Людмилой Целиковской вскружил головы всему мужскому населению Страны Советов. Особую любовь зрителей завоевали ее милая Полина из дилогии об Иване Бровкине и самоотверженная Вера Петровна из фильма "Дети Дон Кихота". В Орлову влюблялись, ей писали письма, фотографии актрисы раскупались мгновенно. Она была старше Люсьены на 13 лет.

 
[показать]
 

В 1966 году Александр Холодков умер, буквально у Люсьены на руках. У его могилы, поддерживая друг друга, плакали две женщины – Вера Орлова и Люсьена Овчинникова. Пережить без последствий эту трагедию Люсьена не сумела – слишком сильной была их с Александром любовь, слишком несправедливой казалась скоропостижная смерть еще довольно молодого мужчины. Она с головой окунулась в работу, постоянно была занята в кино, продолжая играть в театре, пыталась искать утешение и в частых застольях.

 
[показать]
 

Вскоре после смерти Александра Холодкова в Театр Маяковского из Ленкома пришел новый актер, Валентин Козлов. К тому времени он был уже разведен, его взрослый сын вырос. Роман с Люсьеной Овчинниковой развивался стремительными темпами. Вскоре они поженились. Казалось бы, личная жизнь Люсьены наконец обрела стабильность. Но и в этом браке, который продлился не одно десятилетие, не случилось главного – Люсьена Овчинникова так и не стала матерью. Причины были известны только ей самой. Понятно лишь одно, что страдала она от нерастраченного материнского тепла всю жизнь. И каким-то странным кармическим образом материнская тема в кино преследовала ее постоянно. Так, в 1965 году Люсьена снялась в фильме "Звонят. Откройте дверь". А в 1969 году режиссер Виталий Мельников, известный по фильмам "Начальник Чукотки", "Семь невест ефрейтора Збруева", впервые решил отойти от комедийного жанра и обратился к семейной психологической тематике. В фильме "Мама вышла замуж" Люсьена Овчинникова сыграла мать-одиночку, женщину с непростой судьбой, полюбившую непутевого мужчину. Роль ее любимого человека играл не кто-нибудь, а Олег Ефремов, сына – Николай Бурляев. Неудивительно, что однажды Ефремов назвал картину "Мама вышла замуж" своим любимым фильмом. Все здесь было пронизано необычайным женским теплом Люсьены Овчинниковой.

 
[показать]
 

Для ее мужа Валентина Козлова у режиссеров Театра Маяковского всегда находились роли – он много и довольно успешно играл на сцене. И так было до тех пор, пока театр не покинул Николай Охлопков. Пришедший ему на смену Андрей Гончаров провел серьезные преобразования. Люсьена Овчинникова при нем была гораздо меньше задействована в спектаклях, а Валентин Козлов с новым руководителем и вовсе не смог сработаться. В 1972 году Гончаров решил убрать Козлова из театра. Овчинникова заявила: "Если его не оставят, я тоже уйду". Его не оставили. Вместе с мужем она покинула театр, в котором прослужила 17 лет. Это, конечно же, не могло не усугубить пристрастия находить утешение в алкоголе, что, к сожалению, для них обоих стало уже привычным.

 
[показать]
 

Тем не менее режиссеры продолжали по-хорошему эксплуатировать невероятное женское обаяние Овчинниковой. В 1972 году она сыграла любимую женщину бригадира Петрыкина, Валю, за что ей присвоили звание заслуженной артистки РФ. Но своей популярностью Овчинникова пользоваться не умела – для себя ни у кого ничего не просила. Единственное, о чем пыталась договориться с каждым кинорежиссером, предлагавшим ей роль, - чтобы нашли какое-нибудь применение ее мужу, хоть в самом маленьком эпизоде. Но и это ей не слишком удавалось. Валентин Козлов в самом начале своей актерской карьеры, в 1959 году, снялся в фильме "Неподдающиеся" в небольшой роли спортсмена Володи, а потом всего лишь мелькнул в совершенно незначительных эпизодах. Поэтому в нем говорила зависть к жене - и не просто мужская, а, что страшнее, профессиональная. Ведь Овчинникова на самом деле была всенародной любимицей.

 
[показать]
 

В 1973 году Овчинникова с мужем переехали в однокомнатную квартиру в Измайлово. Соседи до сих пор вспоминают, как кинозвезда могла выйти из подъезда и присесть на скамеечку с местными старушками, поговорить по душам. Или выносила мусорное ведро в простеньком халате. Валентин Козлов был человеком очень скрытным, ни с кем даже не здоровался. О его профессиональной деятельности в этом дворе известно лишь, что он был очень популярен в качестве Деда Мороза на елках. Рассказывают, что он поднимал на жену руку. Она терпела.

 
[показать]
 

Наверное, в этот период Люсьена Ивановна особенно переживала свою женскую драму – отсутствие детей. Мир кинематографа – яркая приманка для молодых девушек. Это настоящий водоворот, который затягивает и не дает возможности остановиться и взглянуть на свою собственную жизнь. За весь этот блеск многие актрисы расплачиваются самым главным – материнством. Семина, Марченко, Гундарева - этот список огромен. Причины у всех свои, но итог одинаково печален. Детей у Люсьены Овчинниковой было много, но не в реальной жизни, а в другой, параллельной, которую она так любила, - в кино. В 1976 году она снова сыграла мать в фильме "Колыбельная для мужчины", роль глубокую и трагическую. Коллеги не переставали удивляться, как этой актрисе удается так достоверно перевоплощаться. Она, наверное, просто тосковала по тому, чего в ее жизни не случилось.

 
[показать]
 

С Валентином Козловым Люсьена Овчинникова прожила 32 года. Многие говорят, что жила по привычке. Любовь как-то быстро угасла, осталось лишь чувство большой вины. В этих отношениях поражала ее самоотдача. Когда находиться рядом уже не было сил, Люсьена Ивановна перебралась в своей однокомнатной квартире на кухню, комнату она оставила для Козлова. Постоянно работающая газовая конфорка постепенно истощала ее здоровье. Алкоголь тоже подрывал силы. Двери их дома всегда были открыты для тех, кто приходил сюда не с пустыми руками. Чаще всего это были люди случайные – коллег по работе Люсьены Ивановны здесь никто никогда не видел. Овчинникова лечилась, но безуспешно.

 
[показать]
 

Во время своих выступлений Овчинникова нередко говорила: "Надо бороться за свое счастье. Вставать, улыбаться и идти". Поклонники слушали ее и не догадывались, что их любимой актрисе самой так жить не удается. Правда, улыбку ее помнят все. Но вот в борьбе за счастье она далеко не всегда одерживала победу. Наверное, просто не хватало характера. Перерывы в работе в кино она пыталась заполнить – снималась в "Фитиле", некоторое время служила в Театре литдрамы ВТО. Когда стало тяжелее, ненадолго отправилась в Ашхабадский русский театр. А в девяностые годы и кино в ее жизни не стало. Новые времена требовали новых героев, да и картин снималось скудное количество, чаще всего сомнительного качества.

 
[показать]
 

Один из самых обычных дней в 1998 году супруги Овчинникова и Козлов собирались прожить, как и множество предыдущих. Встали, позавтракали. Люсьена прилегла и задремала, Валентин Федорович отправился в ванную. Он находился там непривычно долго. Проснувшись, Овчинникова нашла мужа в ванной комнате мертвым. Она изо всех сил старалась пережить этот удар. Ей даже дали возможность вновь окунуться в настоящую работу – предложили трагическую роль матери в антрепризном спектакле. Тогда казалось, что в жизни еще будет что-либо хорошее. Но и эта работа не состоялась.

 
[показать]
 

В начале 1999 года Люсьена Ивановна приехала в гости к подруге Тамаре Тур. Говорить о будущем не хотела, лишь твердила, что без Валентина и жить-то не хочется. Переночевав у Тамары, наутро она себя плохо почувствовала. Когда приехала скорая, она уже скончалась. Это было на Рождество, ей было 67 лет. Однажды она сказала: "Из-за любви женщина становится сильной и красивой. Когда ее нет, погибает". Эти слова оказались для нее пророческими: она пережила своего мужа на четыре месяца.

 
[показать]
 

P.S. 12 января 1999 года на Николо-Архангельском кладбище собралась небольшая группа людей. Глядя на малочисленную процессию, никто не догадался бы, что прощаются со звездой нашего кинематографа. У страны, сходившей с ума по "Девчатам", денег на похороны Люсьены Овчинниковой не нашлось. Союз кинематографистов выделил 60 долларов.
http://www.liveinternet.ru/users/5047426/post250385678/

 
[показать]
 
[показать]
 
[показать]
 
[показать]
 
[показать]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Наташа_Волклова - Дневник Наташа_Волкова | Лента друзей Наташа_Волклова / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»