Вы когда-нибудь замечали, что наше дыхание замирает от самых ярких в нашей жизни впечатлений - от созерцания бескрайнего неба или бесконечно свободной игры бушующих волн, от звуков красивой музыки, пробуждающей в нас сильные чувства, от взгляда или прикосновения любимого человека?
А знаете ли вы, что происходит с нами во время такой спонтанной задержки дыхания?
Вот как описывают процесс внутренних изменений древние тексты йоги:
В практике йоги мы часто практикуем задержки дыхания (кумбхаки) после пранаям (дыхательных упражнений), но когда остановка дыхания случается сама по себе, без какого-либо видимого усилия с нашей стороны, она называется кевалой.
“Ничто не является недостижимым в трех планах существования для того, кто овладел кевала кумбхакой и может выполнять задержку столь долго, сколько пожелает.
“Хатха-йога прадипика”
Целью всех практик пранаямы является создание особо спокойного состояния в теле — такого, что вдох и выдох прекращаются вместе с прекращением движения праны. Контроль за дыханием, праной и телом означает контроль за стремлением ума к колебаниям. Все техники хатха-йоги в конечном счете ведут к этому состоянию кевала кумбхаки, когда прана и ум прекращают всякое движение.
В трактате «Виджнянабхайрава Тантра» говорится:
«Когда среднее состояние (сушумна) развивается посредством растворения раздваивающих мысленных конструкций (вритти), прана шакти выдоха не покидает центр (сушумну), а прана шакти вдоха не входит (в тело). Таким образом с помощью Бхайрави (кундалини шакти) в форме прекращения праны/апаны (вдоха/выдоха) наступает состояние под названием Бхайрава (Шива, осознанная бессознательность). Путем слияния двух дыханий (вдоха и выдоха) в конечном счете возникает состояние, в котором полностью прекратились оба (кевала кумбхака)».
Когда достигнуто совершенство в пранаяме (кевала кумбхака), «ничто не является недостижимым в трех планах существования».
Этими тремя планами являются сознательное, подсознательное и бессознательное — джаграт, свапна и сушупти. Кевала кумбхака дает в результате пробуждение бессознательного ума и тела и ведет к состоянию, выходящему за их пределы. Если имеет место пробуждение во всех трех планах, то что не может быть достигнуто или что может остаться неведомым в этом мире?
“(75) Нет сомнения, что достигается также состояние раджа-йоги (через кевала кумбхаку). В результате задержки дыхания пробуждается кундалини, прочищается сушумна и достигается совершенство в хатха-йоге”. “Хатха-йога Прадипика”
Прекращение дыхания совпадает с прекращением ментальной активности. Для большинства людей это происходит только в момент смерти. Благодаря практикам йоги тело и ум тренируются выдерживать это переживание, так что жизнь не должна при этом покидать тело и сознание может сохраняться.
В трактате “Йога сутры Патанджали” йога ттрактуется как результат всеобщей однонаправленности (одноточечности) ума, максимальной концентрации его на одной мысли (или ином объекте восприятия), а эта общая однонаправленность может поддерживаться только в том случае, если тело полностью подготовлено к этому.
Хатха-йога представляет собой процесс объединения ха, луны или канала ида (отвечающего за работу нашей парасимпатической системы, нашего восприятия мира), и тха, солнца или канала пингала(отвечающего за работу симпатической нервной системы, нашего активного проявления в мире), с сушумной (центральным каналом, отвечающим за ясность, гармонию между единовременным проявлениям и восприятием.
Один из переводов слова йога является союз, объединение двух наших главных проявлений - сознания с энергией. Однако, прежде чем будет иметь место это объединение, должно осуществиться очищение всех элементов тела, а для того, чтобы это могло произойти, они сначала должны быть разделены. И в предварительных практиках на начальном этапе мы должны хорошо разбираться и уметь чувствовать, как и когда проявляются наше сознание и наша энергия, как развивать одно и другое и когда они противоречат друг другу, а когда находятся в согласии.
И лишь после этого становится возможным медитация – союз, объединение сознания и энергии в единой точке. Тогда ум останавливается и перестает иметь какую-либо связь с объектами, временем и пространством. Затем останавливается дыхание, поначалу может быть всего на 10, 15 или 20 секунд. Это и есть кевала кумбхака. Это реальное событие в жизни практика, поскольку, когда дыхание останавливается, немедленно появляется свет. Свет появляется в межбровном центре, и вся передняя часть освещается, как во время восхода солнца.
Если посредством йоги вы умеете контролировать свой ум, то прана автоматически останавливается, но это очень трудно, особенно в самом начале!
Очень трудно управлять умом, отделять его или изолировать от чувственных переживаний Поэтому при помощи йоги мы пробуем другой подход — сначала учимся управлять праной, помещая себя в различные упражнения и условия, чтобы имела место приостановка ума, постепенно расширяя время пребывания в этом волшебном пространстве, этой бесконечной сути смысла всего
[показать]