Музыка и Живопись.
64.Astor Piazzolla.
Константин Андреевич Сомов.
Вечер 1902г.
Я прежде всего безумно влюблен в красоту и ей хочу служить; одиночество с немногими и то, что в душе человека вечно и неосязательно, ценю я выше всего. Я индивидуалист, весь мир вертится около моего "я" и мне, в сущности, нет дела до того, что выходит за пределы этого "я" и его узкости.
Сомов К. А.
Сомов до сих пор единственный, кто удостоен в немецкой литературе специальной монографии, о ком дают большие статьи ведущие западноевропейские художественные журналы, чьи иллюстрации, рисунки к обложкам, да и виньетки ищут и дорого ценят немецкие издатели.
Эттингер П. Д., критик и коллекционер
Отдых путника. 1939.
Константин Андреевич Сомов (1869-1939), – русский живописец и график, мастер портрета, представитель русского символизма и модерна. Сын искусствоведа и музейного деятеля, известного историка искусства А.И.Сомова, который долгое время был старшим хранителем Эрмитажа. Один из основателей журнала "Мир искусства", член одноименного объединения.
В 1888–1897 учился в петербургской Академии художеств, где занимался, в частности, в мастерской И.Е.Репина. В 1897–1899 посещал в Париже школу-студию Ф.Коларосси; в этот период познакомился с А.Н.Бенуа и рядом других «мирискусников». Испытал большое влияние графики западного модерна (О.Бёрдсли), а также живописи французского рококо.
Манера Константина Сомова соответствовала эстетике “мирискусников”, соединяя гармонию мечты с реальностью, отличалась поэтичностью образов в сочетании с утонченностью и одухотворенностью. Его творчеству присущи ретроспективизм, элегичность, изысканность.
Вечерние тени. 1915.
Фейерверк. 1922.
Как живописец Константин Андреевич Сомов получил известность портретами и, в первую очередь, жанровыми сценками, воскрешающими мир придворных балов и маскарадов «галантного» 18 столетия (Дама в голубом платье. Портрет Е.М.Мартыновой, 1897–1900; Вечер, 1900–1902; обе работы – в Третьяковской галерее, Москва; Зима. Каток, 1915, Русский музей, Петербург). Современный взгляд сочетается здесь с ретроспекциями былого романтически-причудливо (барышня-«ревенант» в картине Эхо прошедшего времени, 1903, Третьяковская галерея). Внутренне-ирреальны, подобно некоему натурному видению, даже и вполне повседневные, а не исторические пейзажи мастера (Радуга, 1908, там же). Напротив, сугубо реальны – своей интеллектуальной энергией – созданные им образы людей творчества (написанные в смешанной технике портреты А.А.Блока, М.В.Добужинского, М.А.Кузмина, Е.Е.Лансере, Ф.К.Сологуба, 1907–1910; все портреты – там же), по праву считающиеся предельно объективными.
Пастораль. 1896.
Русская пастораль. 1922.
“На лондонских торгах Christie’s 28 ноября 2006 года установлен новый рекорд стоимости для произведений русского искусства: полотно Константина Сомова “Русская пастораль” продано за 2,7 миллиона фунтов стерлингов (5,2 миллиона долларов)..
Полотно было написано художником в 1922 году, его выставляли в Берлине и Париже в начале 1930-х годов. "Русская пастораль" выставлялась с оценкой в 200-300 тысяч фунтов стерлингов (380-570 тысяч долларов).
Аукционы:
- Сомов К.А. "Радуга" 1927. Год продажи - 2007. Цена - $7,433 млн Christie's.
- Сомов К.А. "Русская пастораль" 1922. Год продажи - 2006. Цена - $5,2 млн
- Сомов К.А. "Пьеро и дама" 1923. Год продажи - 2005. Цена - $2,229 млн Christie's2006. Цена - $1,14 млн Christie's.
Летнее утро. 1920.
Свободно работая в разных техниках, Сомов как художник-оформитель внес выдающийся вклад в искусство книги, где свойственный его манере привкус черного гротеска проступил еще острее. Исполнил целый ряд обложек и фронтисписов к изданиям символистской поэзии (книгам К.Д.Бальмонта, Блока, В.И.Иванова и др.); из его иллюстративных циклов наиболее известны Граф Нулин А.С.Пушкина (1899), Невский проспект и Портрет Н.В.Гоголя (1901), Книга маркизы Ф.фон Блей (1908) (вышедшая в полном «эротическом варианте» в 1918). Создавал также изысканно-«рокайльные» эскизы фарфоровых статуэток (Дама, снимающая маску, 1906; и др.).
После Октябрьской революции, как и многие другие деятели искусства, Сомов испытывал бытовые трудности, не имея заказов на работу.
В декабре 1923 в качестве уполномоченного от Петрограда вместе с Русской выставкой художник выехал в США. На родину Сомов больше не вернулся, навсегда оставшись во Франции / , где жил в столице, а летом на ферме Гранвилье в Нормандии. По-прежнему плодотворно работал как живописец и график-станковист, равно как и иллюстратор: циклы Манон Леско А.Прево (1926, Музей декоративных искусств, Буэнос-Айрес) и Дафнис и Хлоя Лонга (1930, частное собрание, Париж)).
Фарфоровые фигурки.
Волшебство. 1898-02
Пейзаж с радугой. 1915.
Лето. 1919.
Арлекин и дама. 1921.
Арлекин и дама. 1912.
В лесу. 1914.
"Имя К. А. Сомова известно всякому образованному человеку не только в России, но и во всем мире. Это — величина мировая. И известность его далека от известности мастера, окончательно высказавшегося, законченного (многие любят заменять это слово «конченным»), но как творца, не останавливающегося на совершенных достижениях, меняющегося, ищущего, расширяющего с каждым шагом свой кругозор и свободу, после, казалось бы, непревзойденной прелести красок, снова занятого новыми соединениями тонов, новым чародейством. ...
И как бы точно ни повторял К.А. Сомов движения и позы восемнадцатого века, пафос его — чисто современный и едва ли он стремится к какой-либо стилизации. Если бы Сомов захотел сам буквально повторить галантное общество Ватто или рисунок Эйзена, он и в это повторение внес бы столько своего печального , что никого бы не ввел в обман. Восемнадцатый век, даже в самом конце, был спокойнее, простодушнее, не веровал без колебаний и без сомнений, был рациональнее и холоднее и в идеях, и в увлечениях, и в любви. Быть может, только у Казоттав о «Влюбленном дьяволе» можно предугадать сомовские пронзительную грусть.
И эти внутренние изменения, доступные лишь значительным художникам, конечно, более поразительны и ценны, чем смена целого ряда художественных приемов и даже школ. Сомов, художник, иллюстратор, книжный график, миньятюрист и скульптор (фарфоровые группы), довел каждый род творчества до последнего заострения индивидуальности и мирового мастерства. Тем удивительнее и прекраснее это беспокойство и неудовлетворенность истинного артиста и большой души, при которых человек зрелых лет, высокого знания снова отправляется во всеоружии технического и жизненного опыта на новые духовные и художественные завоевания .
Может ли быть вопрос об олимпийском успокоении, не смешны ли слова об эпохе «Мира искусства» по отношению к такому, по самому существу своему сложному и беспокойному прелестному мучителю, мучительному прелестнику, открывшему целый свой мир, еще далеко не дошедшему до последней своей цели художнику, как К.А. Сомов? Нет! Давно уже он вышел за пределы и школ, и эпох, и даже России и вступил на мировую арену гения. " Михаил Кузмин. "К.А.Сомов" 1916г.
Спящая женщина в синем платье. 1903.
Копия портрета Симонетті Виспуччи работы Пьеро ди Козимо (1642-1521). 1930.
Дама в голубом.
"Мирискуснические" портреты Сомова.
Одной из вершин творчества стал портрет художницы Е. М. Мартыновой ("Дама в голубом", 1897-1900), изображенной на фоне пейзажа с флейтистами. Утонченность и надломленность, одухотворенность и поэтичность образа полностью соответствовали эстетическому кредо "мирискусников", воплощая гармонию мечты и реальности. Сомов создает новый тип портрета – ретроспективный. Своих современников он пишет в платьях ушедших эпох, на фоне старых парков.
Работы художника предствалены в музеях-
ГТГ, Москва
Частное собрание
Гос. Русский музей, Санкт-Петербург
Музей Ашмолеан, Оксфорд
Одесский худ. музей
Музей А. С. Пушкина, Москва
Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петребург
Нац. галерея Армении, Ереван
Нижегородский гос. худ. музей
Саратовский худ. музей
Астраханская обл. картинная галерея
Музей Гос. фарфорового завода им. М. В. Ломоносова
Горловский худ. музей
Гос. музей Республики Татарстан, Казань
Гос. театр. музей им. А. А. Бахрушина
Днепропетровский худ. музей
Кемеровский обл. музей из. ис-ва, Новокузнецк
Кировский худ. музей им.Васнецовых
Костромской гос. объединенный худ. музей
Музей Института русской литературы
Пермская худ. галерея
Приморский кр-вой музей, Владивосток
Псковский музей-заповедник
Рязанский обл. худ. музей
Ярославский худ. музей
Портрет А.А.Блока. 1907
Портреты представителей русской интеллигенции, напротив, сугубо реальны — своей интеллектуальной энергией — созданные им образы людей творчества (написанные в смешанной технике портреты поэтов А.А.Блока, М.А.Кузмина, В. И. Иванова, ), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910) и др., по праву считающиеся предельно объективными. Рисунки карандашом с подцветкой акварелью, а также выполненные гуашью, цветными карандашами или белилами, - все они отличаются виртуозной техникой, лаконизмом композиции и тонкостью колористического решения.
Портрет С.В.Рахманинова. 1925
Портрет писателя и поэта В.И.Иванова. 1906
Портрет Е.П.Носовой. 1911
Портрет Александры Левченко. 1934
Портрет Е.Е. Лансере. 1907.
Сесиль де Воланж. 1934.
Портрет Д.Г.Карышевой. 1914
Портрет Б.Е.Поповой (Париж). 1926
Портрет художника А.Н.Бенуа. 1895
Портрет Ф.К.Сологуба. 1910
Портрет поэта М.А.Кузмина. 1909
Портрет М.Г.Лукьянова. 1918
Портрет М.В.Добужинского. 1910
Портрет М.В.Брайкевича. 1934
Портрет Луизы Морган. 1926
Портрет Е.П.Олив. 1914
Автопортрет. 1909
Автопортрет в зеркале. 1934.
Автопортрет в зеркале. 1928.
А́стор Пьяццо́лла (исп. Ástor Piazzolla; 11 марта 1921 — 4 июля 1992) — аргентинский музыкант и композитор второй половины двадцатого столетия, чьи сочинения в корне перевернули традиционное танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки. Родоначальник стиля, получившего название нуэво танго (nuevo tango). Пьяццолла также известен как мастер игры на бандонеоне; свои произведения он часто исполнял с различными музыкальными коллективами. На родине в Аргентине он известен как «El Gran Ástor» («Великий Астор»).
В Буэнос-Айресе начала 40-х культурная жизнь била сверкающим ключом, а танго достигло пика своей популярности. Однажды вечером на сцене футбольного клуба "Бока Хуниорс", где проходил танцевальный фестиваль, появился оркестр под руководством легендарного Анибала Троило. Одним из музыкантов был Астор Пьяццолла - не по годам развитой юноша, недавно поступивший в оркестр в качестве бандонеониста (бандонеон - родной брат аккордеона, своего рода эмблема танго). Когда оркестр заиграл его аранжировку классического "Inspiracion", произошла странная вещь - танцующие неожиданно перестали танцевать. Некоторые покинули зал, а те, кто остался, подошли поближе к сцене, чтобы послушать необычную музыку.
Этот вечер стал предвестием грядущих событий: молодой бандонеонист создал нечто большее, чем просто танцевальная музыка, и публика раскололась на два лагеря. Не отдавая себе в этом отчета, Пьяццолла положил начало тому, что сам же назвал впоследствии "великим преобразованием танго", которому посвятил пятьдесят лет своей жизни. Благодаря ему танго обогатилось классической полифонией, джазовыми гармониями, а также художественными приемами, открытыми Стравинским, и в конце концов вырвалось из танцзалов на волю, превратившись в серьезную музыку - в так называемое nuevo tango.
Свежо в аккордах все, что обветшало:
Двор и беседка в листьях винограда.
(За каждой настороженной оградой -
Засада из гитары и кинжала.)
Бесовство это, это исступленье
С губительными днями только крепло.
Сотворены из времени и пепла,
Мы уступаем беглой кантилене:
Она - лишь время. Ткется с нею вместе
Миражный мир, что будничного явней:
Неисполнимый сон о схватке давней
И нашей смерти в тупике предместья.
Стихи Борхеса помогают увидеть в танго чрезвычайно важный для самосознания аргентинцев символ. Только понимая это, можно оценить всю глубину раздражения и негодования, вызванных первыми посягательствами Пьяццоллы на эту национальную святыню. Конечно, и до него были новаторы, добивавшиеся успеха, - например, Хулио Де Каро и Энрике Дельфино, - но ни один из этих музыкантов, равно как ни один из авангардистов, не мог сравниться с Пьяццоллой по силе дарования, помноженного на уникальную художественную прозорливость и отвагу, с которой он воплощал в жизнь свои замыслы.
В XX веке это была одна из самых дерзких попыток по-новому осмыслить популярную музыкальную традицию, недаром ее сравнивают с гершвиновским преобразованием джаза. Бережно обращаясь с музыкальным материалом, доставшимся ему в наследство, Пьяццолла сумел вычленить суть танго, сублимировать его агрессивность, сохранив мучительный эротизм, и создал новый жанр высокой музыки, заслуживший повсеместное признание. Пронзительные мелодии чередуются у Пьяццоллы с резкими диссонансами, но во всем неизменно сквозит печальное осознание трагизма повседневности. Эта непреходящая грусть, безусловно, связана с вечной неприкаянностью самого композитора. Подобно Малеру Пьяццолла мог бы назвать себя "трижды изгоем": аргентинец, выросший в Америке; приверженец танго в мире классической музыки и джаза; авангардист, вызывающий раздражение сторонников традиционного танго.
На людях он уверенно говорил о революции в мире танго, но в узком кругу высказывался гораздо осторожнее. Несмотря на радикальные нововведения, его яростная антитрадиционалистская риторика маскировала глубоко консервативные черты его музыки и тоску по признанию в родных краях, от которой он открещивался с таким пылом. Пьяццолла стремился уйти от стереотипов в восприятии танго, но не за счет его популярности; хотел быть принципиальным, но вместе с тем боялся потерять любовь публики. Ацци и Коллиер, авторы книги жизнеописания Астора Пьяццолы, много говорят о серьезных внутренних противоречиях композитора, но не углубляются в эту проблему.
Хотя у его музыки появилось множество поклонников в Европе, Соединенных Штатах, Бразилии и Мексике, в родной Аргентине Пьяццоллу по-настоящему признали лишь за десять лет до смерти. Композитор пользовался огромным уважением у многих, порой абсолютно несхожих музыкантов, от Мстислава Ростроповича до Джерри Маллигана. После смерти музыкальная репутация Пьяццоллы стала еще прочнее. Благодаря записям его произведений в исполнении Йо-Йо Ма, Гидона Кремера, Дэниела Баренбойма, Эммануэля Акса, Эла ди Меолы и прочих знаменитостей творчество композитора вошло в моду, а его имя превратилось в объект восторженного почитания ...
В феврале 1993 г. в Лос Анжелесе Астор Пьяццолла был номинирован на премию Грэмми 1992 за произведение Oblivion в категории «Лучшая инструментальная композиция». Международная критика охарактеризовала Oblivion как одно из лучших произведений Пьяццоллы.
http://tangoman.narod.ru/jeremyahler.htm
http://www.silverage.ru/poets/kuzmin_somov.html
http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/347-portrety-somova.html
http://100sovietpainters.ru/index.php?id=143
http://photo.peoples.ru/art/painter/konstantin_somov/somov_work_200712060333482jpg.html
http://www.peoples.ru/art/painter/konstantin_somov/
Серия сообщений "Музеи и Картинные Галереи":
Часть 1 - Живопись. Музеи.
Часть 2 - Эрмитаж. Все Картины.
...
Часть 7 - Музыка и Живопись. 58.Zeus Faber. Dubovsky N.N.
Часть 8 - Музыка и Живопись. 60.Omar Akram. Поленов В.Д.
Часть 9 - Музыка и Живопись. 64.Astor Piazzola. Константин Сомов.
Часть 10 - Музыка и Живопись. 68.Dominik Miller. Михаил Врубель.
Часть 11 - Пётр I в Голландии.
...
Часть 13 - Ювелирное искусство Древнего Египта.
Часть 14 - Артемида ( Диана ).
Часть 15 - Красота и косметика. История.
Серия сообщений "Всё о Гениальности!":
Часть 1 - Психология. Поэзия. Коллективное бессознательное. Николай Гумилёв.
Часть 2 - Тайны творчества гениев
...
Часть 32 - А Вы слушали Скрипку Страдивари?
Часть 33 - Мыслите гениально! Принципы Леонардо Да Винчи.
Часть 34 - Музыка и Живопись. 64.Astor Piazzola. Константин Сомов.
Часть 35 - Мария Каллас. Жизнь и Музыка.
Часть 36 - Музыка и Живопись. 68.Dominik Miller. Михаил Врубель.
...
Часть 43 - Бумажная скульптура Eckman. Primal Instinct.
Часть 44 - Музыка и Живопись. Семь цветов. Белый.
Часть 45 - Музыка и Живопись. Семь цветов. Синий.