• Авторизация


Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова 23-03-2023 20:25 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения TimOlya Оригинальное сообщение

Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова


Чашка с блюдцем
Россия, вторая половина XIX в.Фарфоровый завод С.Т. Кузнецова, Дулёво
История
Династия крупнейших российских производителей фарфора началась с крестьянина-старообрядца Якова Васильевича Кузнецова – жителя деревни Новохаритоново, Гжельской области. Вместе со своими сыновьями он держал кузницу и постоялый двор, а, кроме того, торговал лесом и сдавал в аренду сельскохозяйственный инвентарь. Активная деятельность позволила Кузнецовым собрать капитал, достаточный, чтобы выкупиться у помещика и открыть в 1810 году Новохаритоновскую фарфоровую мануфактуру.

Бывшее правление «Товарищества М. С. Кузнецова» (Мясницкая улица, 8-2, архитектор Ф. О. Шехтель). Ныне магазин «Фарфор»

Бывшее правление «Товарищества М. С. Кузнецова» (Мясницкая улица, 8-2, архитектор Ф. О. Шехтель). Ныне магазин «Фарфор»
С XIII века так называемый «Гжельский куст» славился своим гончарным промыслом. Земля здесь была неплодородной, зато богатой белыми глинами с разным составом, сочетание которых позволяло изготавливать качественную керамическую посуду, в том числе майолику и фаянс. В 1800 году местный крестьянин Павел Куликов открыл первое фарфоровое производство. Он обучался на фабрике в селе Перово, основанной обрусевшим немецким дворянином, и хорошо знал секрет устройства высокотемпературных обжиговых печей, а также состав сырцовой массы. И то, и другое Куликов держал  в строжайшей тайне, но не смог противостоять изобретательности многочисленных конкурентов. Кузнецов в частности «разговорил» единственного помощника фарфориста, получив всю техническую информацию.

nullОбдорская остячка.Россия, Московская губерния, Дмитровский уезд, село Горбуново, конец XIX - начало XX вв.Товарищество М.С. Кузнецова, фарфоровый завод Ф.Я. Гарднера

nullКалмык.Россия, Московская губерния, Дмитровский уезд, село Вербилки, конец XIX - начало XX вв.Товарищество М.С. Кузнецова, фарфоровый завод Ф.Я. Гарднера

null

Фигура эйнарского лопаря с надписью «ЛОПАРЬ»
Россия, Московская губерния, Дмитровский уезд, село Вербилки, 1880-1890-е гг.Товарищество М.С. Кузнецова, фарфоровый завод Ф.Я. Гарднера
Производство гжельской тонкостенной керамики в начале XIX века набирало обороты, но её качество оставалось крайне низким. Первые образцы имели сероватый оттенок, а глазурь из-за неравномерного нанесения, то плохо покрывала черепок, то отлетала при малейшем ударе. Кузнецовы сразу взяли курс на высокое качество, чем привлекли потенциальных покупателей – зажиточных крестьян и владельцев питейных заведений, которые нуждались в долговечной, красивой посуде. Занять лидирующее положение помогло также правильное распределение природных и трудовых ресурсов. В результате всего за 2 года Новохаритоновская мануфактура достигла процветания.
null
Кувшин в виде пучка спаржи, с крышкой
Россия, Московская губерния, Дмитровский уезд, село Вербилки, конец XIX -начало XX в.
Завод Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова
null
Кружка-шутиха с крышкой
Россия, Московская губерния, Дмитровский уезд, село Вербилки, конец XIX - начало XX в.Завод Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова
Дулёвский завод
После смерти Якова Кузнецова в 1832 году, его старший сын – Терентий вместе с младшим братом Акимом начал расширять семейное предприятие. Первым делом он сменил место дисклокации завода, присмотрев для этих целей пустошь Дулёво неподалёку от деревни Ликино. Новый район имел несколько преимуществ:
 
отсутствие развитого фарфорового производства, что снижало вероятность конкуренции и вело к расширению рынка сбыта;
густые леса, дающие топливо;
дешёвую рабочую силу.
Дулевская фарфоровая фабрика «Товарищества М.С.Кузнецова», 1889 г.
Дулевская фарфоровая фабрика «Товарищества М.С.Кузнецова», 1889 г.
 
Местные жители соглашались на самую низкую оплату, однако, в отличие от знавших себе цену гжельских мастеров, они не были знакомы с тонкостями фарфорового производства. На обучение кадров, поиск собственных рецептов сырья и глазурей ушло бы много времени. Терентий Кузнецов решил вопрос по-другому: арендовал фабрику своего главного конкурента – предпринимателя Сафронова из соседней деревни Коротково, где производился очень качественный расписной фарфор. Так он стал обладателем бесценного опыта и знаний, взамен значительно расширив и переоснастив мануфактуру. Позже сафроновская фабрика был выкуплена и слита с головным предприятием в Дулёво.
 

Чашка Россия, 1890-е-1910-е гг. Товарищество М.С. Кузнецова, завод в Дулёво

 

Чашка с блюдцем
Россия, 1840 гг.Фарфоровый завод С.Т. Кузнецова, Дулёво
nullЧашка с блюдцем и крышкой Россия, конец XIX в.

 

Товарищество М.С. Кузнецова, Дмитровский фарфоровый завод
Кузнецовские принципы производства
Терентий Кузнецов выработал уникальную по тем временам стратегию – его фабрика выпускала продукцию для разных слоёв населения, учитывая их вкусы, потребности и покупательские возможности. Простая и функциональная посуда с грубым рисунком предназначалась для крестьян, купцам предлагали более утончённый вариант с позолотой внутри, а настоящим ценителям из высших слоёв – копии Мейсена и Севра. Дулёвский завод можно считать пионером по обслуживанию сектора HoReCa, который в то время был представлен трактирами и постоялыми дворами.
null
Кашпо с поддоном
Россия, последняя четверть XIX в.
Терентий Яковлевич любил своё дело, интересовался новинками отрасли и, по возможности, внедрял их на новой мануфактуре. Так, в Дулёво он впервые применил разделение на цеха, выполнявшие только один вид работ, например: формовочный, литейный, обжиговый, живописный и так далее. Это позволило ускорить работу и повысить качество выпускаемых изделий. Впоследствии инновационный метод Кузнецовы распространили на все свои предприятия.

nullФигура мужика набивающего обручи на бочку,Россия, Дулево, вторая половина XIX в.

Кроме того, фабрикант изучал покупательский спрос, посещал ярмарки в поисках новых идей, приглашал понравившихся мастеров. Он заботился о быте рабочих: выстроил на территории завода общежития для приезжих, столовую и чайную. Но, несмотря на прогрессивные методы, мастера кузнецовской фабрики трудились в тяжёлых условиях и редко доживали до старости из-за высокой концентрации ядовитых веществ, применяемых в производстве.

nullТарелка,Россия, Дулево, середина XIX в.

Чашка с блюдцем.Россия, вторая половина XIX в.Фарфоровый завод С.Т. Кузнецова, Дулёво

Чашка с блюдцем
Россия, вторая половина XIX в.Завод братьев Кузнецовых
 
Рижский завод
Один из трёх сыновей Терения Кузнецова – Сидор, в 1841 году открыл под Ригой (в Лифляндской губернии) ещё одну фарфоровую фабрику. Его привлекала не только возможность через северные морские пути поставлять продукцию на экспорт, но и присутствие в регионе сильной старообрядческой общины, которая обещала поддержку молодому предприятию. Со своей стороны, Сидор Терентьевич предоставлял работу единоверцам из бедных семей.

Сухарница с двумя ручками и орнаментальным декором,Россия, Конец XIX - начало XX вв.

Рижский завод быстро принёс создателю дивиденды. Развитию фабрики послужил наплыв мастеров из Гжели, где в то время началось массовое разорение мелких фарфоровых и фаянсовых мануфактур. Кузнецов учёл опыт земляков, не сумевших или не пожелавших модернизировать производство, отчего продукция теряла качество и не находила сбыта. Рижский завод был оснащён по последнему слову техники. Его фарфор высокого оценили на Выставке сельских и фабричных изделий в 1843 году. Это открыло путь на международные рынки, принесло кузнецовской династии европейскую известность. В Риге впервые помимо отечественного сырья стали использовать привозное – из Франции, Германии и Скандинавии. Это положительно сказалось на качестве фарфора, который приблизился к лучшим европейским и азиатским образцам.

nullЧашка с крышкой, Россия, третья четверть XIX в.Завод братьев Кузнецовых

В 1864 году управление фабрикой принял на себя следующий представитель семейного клана Кузнецовых – Матвей, которому в то время едва исполнилось 14 лет. Однако при помощи опытных наставников, молодой человек эффективно руководил растущим производством. Матвей первым в династии получил высшее финансовое образование – отец целенаправленно готовил его к продолжению семейного дела, для преумножения славы кузнецовского фарфора.
null
Тарелка с золоченым орнаментом
Россия, конец XIX в.Товарищество М.С. Кузнецова, завод в Москве
 
Становление империи
Вдохновленный успешным развитием предприятий в Риге и Дулёво, Матвей Сидорович, едва достигнув совершеннолетия, энергично взялся за расширение бизнеса. Его задачей стало объединение под своим именем фарфорово-фаянсовой промышленности России, путём скупки и поглощения ведущих заводов отрасли, находившихся на грани разорения.
null
Тарелка
Россия, 1877 г.Завод Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова
 
Воплощать свою идею молодой промышленник начал с фаянсовой фабрики Ауэрбаха в Тверской губернии, поставлявшей посуду к императорскому двору. Выкупив обанкротившееся предприятие, Матвей Сидорович получил не только техническое оснащенное производство, где использовалась редкая в тот период переводная печать, но и право ставить на теперь уже свою продукцию клеймо с российским гербом. Это привлекло покупателей из высших слоёв общества, ценивших элитарность продукции выше её реального качества.
null
Тарелка
Россия, вторая половина XIX в.Завод Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова
Несколько не столь удачных приобретений и рост цен на дрова, без которых невозможно керамическое производство, привели Кузнецова на грань банкротства. Но даже эту сложную ситуацию Матвей Сидорович обернул в свою пользу, обратившись к опытному управляющему – Петру Ануфриеву, также происходившему из староверцев. Благодаря участию влиятельного профессионала, кузнецовская империя не только преодолела кризис, но и смогла настоять на введении заградительных пошлин для импортного фарфора. Что в свою очередь, привело к укреплению отечественной индустрии. Также на кузнецовских заводах впервые стал применяться торф, который стоил намного дешевле дров, превосходя их по эффективности. Обжиг получался более плавным, а изделия – прочными и тонкими.
null
Тарелка
Россия, последняя четверть XIX в.Завод Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова
В 1887 году было основано «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова». В него вошло 7 заводов:
 
Дулёвский;
Рижский;
Новгородский;
бывший Ауэрбаха из Твери;
Будянский;
Конаковский;
в посёлке Песочное, Ярославской губернии (позднее Первомайский).
Чашка с блюдцем
Россия, последняя четверть XIX в.Грузинская фарфоро-фаянсовая фабрика И. Е. Кузнецова
Путь к вершине
Единственным сегментом, неохваченным кузнецовской империей, оставалось аристократическое общество. Фабриканту из низов требовались немалые усилия, чтобы привлечь покупателей такого уровня. Двери в «высший свет», Матвей Сидорович открыл, выкупив в 1891 году фабрику Франца Гарднера в Вербилках. Здесь производилась утончённая художественная продукция по европейским стандартам. И вновь империя обогатилась секретами чужого мастерства в дополнение к узнаваемому клейму, которое перешло в её собственность.
null
Тарелка
Россия, последняя четверть XIX в.Товарищество М.С. Кузнецова, завод в Будах
В 1889 году кузнецовское «Товарищество» стало лидером мировой фарфоровой индустрии, выпуская 75% отечественной продукции. В 1902 году ему присвоили статус официального поставщика императорской семьи.
null
Тарелка
Россия, последняя четверть XIX в.Грузинская фарфоро-фаянсовая фабрика И. Е. Кузнецова
 
В настоящее время
После 1917 года «Товарищество» Кузнецова перестало существовать, а все его заводы, кроме рижского, были национализированы. Фарфор первых лет советской власти относится к агитационному и ценится не меньше, чем антиквариат XIX века. Все заводы, кроме Дулёвского и Вербилок на сегодняшний день прекратили своё существование.
null
Тарелка
Россия, вторая половина XIX в.Товарищество М.С. Кузнецова, завод в Твери
В 1990 году на территории предприятия в Ликино-Дулёво открылось ЗАО «Товарищество Кузнецовский фарфор», объявившее себя продолжателем традиций семейной империи. Его основала группа энтузиастов, стремившихся возродить первоначальную рецептуру и технологии производства XIX – начала XX века. Это стало возможным, благодаря участию потомственных фарфористов, предки которых в своё время работали на кузнецовских заводах. «Товарищество» выпускает штучную авторскую продукцию: сервизы, малую скульптурную пластику и сувениры из высококлассного фарфора. В основном оно работает на заказ, в отличие от производства, ориентированного на масс-маркет.
null
Тарелка
Россия, вторая половина XIX в.Завод Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова
Клейма
Стремясь удержать клиентуру поглощённых заводов, кузнецовская династия сохраняла первоначальные клейма, добавляя к ним свою фамилию. Это объединяет разнообразную маркировку, в которой начинающему коллекционеру несложно запутаться. Антикварный фарфор без подписи Кузнецовых никоим образом не относится к легендарному «Товариществу».

Клеймо Кузнецовского фарфора

Большинство клейм раннего периода окружены виньетками или заключены в круг. В Дулёво их наносили преимущественно кобальтом под глазурь. Самыми витиеватыми и сложными были клейма Рижского завода. В период «Товарищества» стиль маркировки унифицировали: надписи отдавливались в тесте с одновременной прорисовкой синими или зелёными наглазурными красками.
Чашка с блюдцем
Россия, третья четверть XIX в.Завод братьев Кузнецовых
null
Тарелка
Россия, вторая половина XIX в.Завод братьев Кузнецовых
Кузнецовский фарфор - чайная пара
Кузнецовский фарфор - соусник
Кузнецовский фарфор
Интернет Магазин Кузнецовский Фарфоровый Завод
Интернет Магазин Кузнецовский Фарфоровый Завод
Фотография №1
 
 
 
 
 
 
 
Источник: https://yacollectioner.ru/kuznetsovskij-farfor

https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/woa-searc

https://ru.wikipedia.org/wiki/Товарищество_производства_фарфоровых_и_фаянсовых_изделий_М._С._Кузнецова

***********


 

Серия сообщений "***Фарфор":
Часть 1 - Anna Sattler-Seigerschmidt ... French porcelain
Часть 2 - Аллегория...в фарфоре
...
Часть 36 - История создания Русского фарфора.Частные заводы.Фарфор фабрики Попова.
Часть 37 - История создания Русского фарфора. Юсуповский фарфор
Часть 38 - Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова | Nikolaeva19 - Дневник Nikolaeva19 | Лента друзей Nikolaeva19 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»