Иисус Христос (эмалевая миниатюра Пала д'Оро)
Перегородчатая эмаль — трудозатратная и сложная эмальерная техника, не поддающаяся механизации. Для её создания на тонкой металлической пластине-основе из меди, золота, реже серебра, мельхиора или высококачественной стали, процарапывают, гравируют или прорезают насквозь контур-эскиз будущего изображения. Далее по этому контуру напаивают металлические полоски-перегородки. Толщина подобных полосок зависит от задумки автора, но редко превышает 1 миллиметр. Полоски создают как замкнутые, так и открытые ячейки различных форм и размеров. Каждую ячейку заполняют эмалью до верхнего края перегородок и производят обжиг.
После этого эмаль шлифуется и окончательно отполировывается таким образом, чтобы эмаль и верх перегородок находились в одной плоскости. Полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек и является отличительным признаком перегородчатых эмалей. Полученное разноцветное изображение из эмали напоминает инкрустацию драгоценными камнями.
Конец XIX - начало ХХ века искусствоведы и коллекционеры называют "золотым веком" русской эмали. Именно в этот период началось вновь возрождение этого казалось бы забытого уже в России вида искусства. Петербург и Москва становятся законодателями моды на изделия из эмалей: крупные ювелирные фирмы открывают собственные эмальерные школы и выпускают изделия самых разнообразных стилей - от древнерусских образцов в фольклорном стиле до барокко и арт-нуво.
Изделия из русских эмалей представляют собой в основном предметы декоративно-подарочного назначения: это и всевозможная стилизованная под древнерусскую посуда и столовые приборы, это и табакерки и портсигары, это и броши, заколки, ручки для тростей, это и предметы домашнего обихода.
Подобные ювелирные вещицы часто делались по специальному заказу и преподносились состоятельными гражданами друг другу как эксклюзивные подарки на Новый Год, Рождество, Пасху и к прочим знаменательным датам. Так большим любителем серебра с эмалями был император Николай II, в коллекции которого было множество рамок для фотографий и портсигаров исполненных в этой ювелирной технике. Сейчас их можно иногда увидеть на выставках в Эрмитаже. Представленные ниже образцы русских серебряных изделий демонстрируют лишь малую толику из того, что есть в этом виде декоративно-прикладного искусства.
Что же такое эмаль? Это стекловидная масса, которая окрашивается окисями металлов в различные цвета и по специальной технологии наностится на металлическую поверхность предмета. Затем эмаль шлифуется, полируется и превращается в твердую блестящую пленку с устойчивыми красками.
В зависимости от техники наложения и закрепления эмалей на металле они носят различные названия: эмали выемчатые, по скани, перегородчатые, расписные, по рельефу, поливные, прозрачные и непрозрачные. Наиболее сложные и трудоемкие в техническом исполнении перегородчатые эмали.
Есть еще особый способ эмаледелания, пришедший к нам с Запада - это гильоширование. О тонкостях каждого способа можно прочесть в специальной литературе, поэтому не буду на этом останавливаться здесь.
Русские ковши от К. Фаберже и А. Овчинникова Серебро, золочение, перегородчатые и затененные эмали
Посуда в технике русской эмали
Чайный сервиз Серебро, перегородчатая эмаль 1900
'''Чайник и сахарница Серебро, эмаль 1908''
Николай Алексеев Кофейник и подстаканник Серебро, золочение, эмаль 1908
Корзина-фруктовница Серебро, эмали 1908
Тарелка Серебро, эмаль 1908
Корзина для сахара Серебро, эмали 1908
Карл Фаберже Солонка Серебро, эмали 1917
Фабрика золотых и серебряных изделий Густава Клингерта Сольница 1896
Федор Рюкерт Чайница Серебро, эмали 1899
Карл Фаберже Чарка Серебро, эмали 1910
Антип Кузьмичев Ваза для щербета Серебро, эмали 1910
Мастерская Хлебникова Чайник Серебро, золочение, эмали 1883
Ложки в технике русских эмалей
Серебряные ложки с эмалями 1890
Две чайные ложки и щипцы для сахара 1900
Антип Кузьмичев Сервировочные чайные ложки с эмалями 1890
Ложка для икры 1890
Интересная особенность русских эмалей в том, что большая часть из них... белого, голубого или темно-синего цвета. Цвет Богородицы? Трудно сказать связано ли это именно с этой особенностью русской культуры.
"Голубая серия" русских эмалей
Фабрика золотых и серебряных изделий Густава Клингерта Чайница 1896
Фабрика золотых и серебряных изделий Густава Клингерта Чайник 1896
Фабрика золотых и серебряных изделий Густава Клингерта Коробочка для таблеток 1894
Фабрика золотых и серебряных изделий Густава Клингерта Ложка сервировочная 1896
Фабрика золотых и серебряных изделий Густава Клингерта Портсигар 1894
Фабрика золотых и серебряных изделий Густава Клингерта Чайница 1896
В советский период после 1917 года эмаль стала непопулярной и до начала Второй мировой войны существовала лишь одна школа эмальеров в городе Ростове Великом. Эмалями с украшали такие предметы как ордена, медали, да всякие безделушки. Сейчас вроде бы началось возрождение эмальерного дела, но пока все находится в зачаточном состоянии...
Шкатулка с картиной В.Васнецова "Три богатыря" Серебро,эмали 1900
Антип Кузьмичев Зеркало и щетка для волос Серебро, эмали 1890
Коробочка для таблеток с ромашками Серебро, эмали 1896
Антип Кузьмичев Коробочка для таблеток Серебро, эмали 1890
Мастерская Хлебникова Портсигар Серебро, эмали 1896
Корбочка для спичек Серебро, эмали 1908