• Авторизация


Московский Кремль. Оружейная палата. Зал 1 18-08-2021 15:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Майя_Пешкова Оригинальное сообщение

Московский Кремль. Часть 5. Оружейная палата.Зал 1 .

Оружейная палата — московский музей-сокровищница, являющийся частью комплекса Большого Кремлёвского дворца. Размещается в здании, построенном в 1851 году архитектором Константином Тоном.

[показать]

Основу музейного собрания составили веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице драгоценные предметы, выполненные в кремлёвских мастерских, а также полученные в дар от посольств иностранных государств. Своим названием музей обязан одному из древнейших кремлёвских казнохранилищ

.




С 1960 года Оружейная палата входит в состав Государственных музеев Московского Кремля, её филиал — Музей прикладного искусства и быта России XVII в. (открыт в 1962 году) — в бывших Патриарших палатах
Оружейный приказ (так первоначально именовалась Оружейная палата) упоминается впервые в 1547 году только как хранилище оружия в Московском Кремле. (При этом хранилище, по-видимому, уже имелись производственные мастерские оружия и знамен). С 1560-х годов окончательно входит в употребление название «Оружейная палата»

Здание

Оружейная палата ранее называлась Большая казна. Cо времён царствования Ивана III казну хранили в здании между Архангельским и Благовещенскими соборами Московского Кремля. Здание Казённого двора было каменное под пирамидальной кровлей, с двумя окнами на дворцовую площадь. Здание просуществовало до пожара 1737 года.
На Казённом дворе располагались:

 Хранили Большую казну бояре казначеи и приставленные к ним дьяки. Хранение, приход и расход вещей с их оценкой подробно описывался в ведомостях.

В состав Большой казны входили:
Царская образная
Царский чин — регалии большого царского наряда с украшениями и принадлежностями
Царская столовая и домовая утварь — золотая и серебряная посуда, другая утварь.
Оружейная палата. Оружейная палата находилась на Казённом дворе, за зданием Большой казны. Руководил Оружейной палатой Боярин и оружничий.

Церковь Иоанна Предтечи, Боровицкая башня и Конюшенный приказ. Рисунок Фёдора Алексеева, 1800-е годы.

 В Конюшенном приказе хранились царские экипажи и конская сбруя. Заведовал приказом боярин и конюший.
Запасной двор. Большое трёхэтажное здание.

Ковчег в виде кивория святого Димитрия Солунского. Константинополь, 1059—1067.

Мастерские палаты

Государева мастерская палата
и Царицына мастерская палата имели свою казну.

Палица "Успение Богоматери". Москва. Мастерская царицы Марии Ильиничны (?). Камча, парча. жемчуг, рубины, серебро. Дар царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны патриарху Никону

[показать]

Предшественником мастерских Оружейной палаты была мастерская палата Ивана Грозного. Во 2-й пол. XVII века Оружейная палата становится центром общерусского изобразительного искусства, в стенах которой объединились художественные силы, существовавшие до этого на Руси лишь в виде разрозненных местных художественных школ и направлений. Различные художественные приемы «переплавлялись» здесь в единое общерусское национальное искусство.Из-за разнообразия растущих заказов внутри Оружейной палаты создается целый ряд различных подсобных художественных мастерских.

1.Фелонь, 19 век. Шитье оплечь "Богоматерь" - 1560-е годы. Мастерская княгини Ефросиньи Старицкой

2.Стихарь. 19 век. Шитье оплечья "Преподобный Кирилл Белозерский". 1565 год. Мастерская княгини Ефросиньи Старицкой. Sticharion

Во 2-й пол. XVII века Оружейная палата вместе с Золотой и Серебряной палатами объединяются в заведовании одного лица - оружничего.
1655-1680 гг.: боярин и оружейничий Богдан Матвеевич Хитрово, один из крупнейших руководителей Оружейной палаты.
с 1663-1664: во главе иконописной мастерской Оружейной палаты становится художник Симон Ушаков.

Покровцы из литургического комплекта. Москва, мастерская царицы Ирины Федоровны, 1593. Ткани - Италия, 16 век. Камка, атлас, золотные и шелковые нити, золото, драгоценные камни, жемчуг, шитье. Квадратные покровцы закрывали во время богослужения потир и дискос. На одном из них помещена шитая композиция "Агнец Божий", окруженная жемчужной надписью на кайме "Приимите, ядите...". На втором - образ "Богоматери Воплощение", на кайме жемчугом шита надпись "Пиите от нея вси...". Царский вклад в Успенсий собор.

Холст, масло. На картине изображён один из залов старой Оружейной палаты, выстроенной по проекту И. В. Егорова у Троицких ворот Кремля в 1806-1809 гг. В центре - писатель М. Н. Загоскин, слева от него в группе (слева направо) помощник директора Оружейной палаты, историк А. Ф. Вельтман; помощник директора Оружейной палаты И. И. Давыдов; неизвестный музейный служитель, историк И. Е. Забелин.

[показать]

По указу Петра I была образована Мастерская Оружейной Палаты. Заведовал Мастерской Сенат. Мастерской Оружейной Палаты было поручено хранить ценности и управлять московскими дворцами и волостями
. По указу Сената 1732 года полагалось передавать в Мастерскую все старинные курьёзные вещи из разных коллегий. Указ 1738 года требовал передавать в Мастерскую только диковинные и самые курьёзные вещи, а остальные продавать.

Во время пожара в Кремле 1737 года сгорела Оружейная палата. Погибла часть трофеев (в том числе шведские знамёна, взятые в Полтавской битве) и оружия. Царская казна в пожаре не пострадала.
После пожара Казённый двор был разобран. Хранившиеся в нём ценности, были перенесены в хоромы Теремного дворца.

Epitaphios (the Aër) made at the command of Dmitry Shemyaka in for Yuriev Monastery of Novgorod the Great (1444 or 1449

Для хранения вещей строились специальные галереи. Проводились церемониальные смотры. С 1766 года по 1768 год живописец Осипов делал рисунки царских регалий и интересных вещей.

[показать]
1

0 марта 1806 год император Александр I подписал указ «О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате ценностей». Указ завершил начатый еще Петром I процесс преобразования царских хранилищ и мастерских в музей, деятельность которого вписала значимую страницу в историю музейного дела всей России. Одновременно с подготовкой к строительству музейного здания для Оружейной палаты, по инициативе ее руководителя начальника Экспедиции Кремлевского строения – организации, что ведала в тот период всеми ремонтными и строительными работами, вопросами использования находившихся в Кремле зданий и сооружений, а также дворцовым имуществом Петра Степановича Валуева, начинается изучение коллекций. Для этой работы приглашают заведующего Московским архивом Министерства иностранных дел, Алексея Федоровича Малиновского, ставшего Почетным членом, т.е. внештатным сотрудником музея.

 

Старое здание Оружейной палаты. И. А. Вейс. 1852 год.

В 1807 году каталог А.Ф. Малиновского под названием «Историческое описание древнего Российского музея, под названием Мастерской и Оружейной палаты в Москве обретающейся» вышел в свет. В нем впервые была опубликована такая важнейшая часть собрания Оружейной палаты как государственные регалии. Публикация каталога, осуществлялась на личные средства государя.

В 1809 году по проекту архитектора И.В. Еготова было завершено строительство специального здания музея. Выстроенное в стиле высокого классицизма, оно удачно завершило ансамбль Сенатской площади, ограничив ее с южной стороны, и сформировало пространство у Троицких ворот.

Лафет 5-гривенковой (91-мм) парадной пищали. Изготовлен во 2ой половине XVII в в Московской Оружейной палате.

По карнизу главного фасада здания располагалась скульптура, прототипами которой стали широко известные персонажи русской истории: герои Куликовской битвы монахи Троице-Сергиевой лавры Пересвет и Ослябя, покоритель Сибири Ермак Тимофеевич, освободители Москвы от польско-литовских захватчиков Козьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Шишак царя Михаила Романова. Москва. Мастер. Н. Давыдов. 1613-1639. Железо, кожа. Ковка, насечка золотом, клепка.

А также менее известные, но внесшие важный вклад в укрепление международного престижа России крупные дипломаты своего времени: А.Л. Ордин-Нащокин, А.С. Матвеев, В.В. Голицын. Барельефы на фасаде посвящались сюжетам из отечественной истории: выбору князем Владимиром вероисповедания, борьбе с монголо-татарами, выходу России к южным и северным морям. Так, средствами архитектуры, подчеркивался государственный статус музея, которому придавалось значение хранилища исторической памяти нации.

В 1812 году сокровища оружейной палаты были вывезены в Нижний Новгород. В 1814 году они вернулись в Москву, их начали размещать в новом здании. В 1831 году Николай I ликвидировал присутствие Мастерской Оружейной Палаты, управление было передано Московской Дворцовой Конторе.
В 1849 году началось строительство нового здания Оружейной палаты по проекту архитектора Тона на месте бывшего Конюшенного приказа

[показать]

Здание Оружейной палаты было двухэтажным. Помещения первого этажа, куда можно было попасть из «нарядных сеней», украшенных тридцатью колоннами белого мрамора, занимали архив, сформированный из дел старинных дворцовых приказов, фондохранилища и модель дворца В.И. Баженова, который предполагалось построить в Кремле в 1770-х годах для Екатерины II. В специальной пристройке к первому этажу, в 1834 году разместили 12 старинных экипажей. Основная экспозиция музея была развернута на втором этаже, куда посетители поднимались по парадной лестнице.

 

[показать]

Ее осмотр следовало начинать с дальнего Коронного зала, где были представлены государственные регалии. Среди них особо выделялись так называемые «мономаховы регалии», которые согласно официальной легенде были присланы из Византии Владимиру Мономаху и символизировали преемственность власти русских государей от византийских императоров. В рассматриваемый период в этот комплекс входили: Шапка Мономаха (конец XIII – начало XIV вв.) – наследственный венец русских государей, использовавшийся на протяжении XVI–XVII вв. для венчания русских царей; держава; скипетр и цепь большого наряда царя Михаила Федоровича.

Следующий зал представлял посольские дары. Здесь перед посетителями раскрывалась внешнеполитическая история России, история российской дипломатии, но в той особой манере, которая была присуща всей экспозиции музея, т.е. через взаимоотношения правителей России с правителями иностранных государств. Предметы были собраны в группы по персонам, которым они были присланы, а внутри этих групп – по их принадлежности отдельным дарителям.

«Оружейная» часть музея (также два зала) еще более усиливала общую идейную линию, олицетворяя военное могущество государства. Ее главными экспонатами были государственные регалии воинского характера – государственные щит, меч и знамя. Кроме того, особые тематические группы в экспозиции составляли трофеи отдельных сражений (например, Полтавской битвы 1709 г.).

[показать]

Наряду с русскими и иностранными знаменами и образцами древнего вооружения России, стран Востока и Западной Европы, были представлены комплекты полного вооружения различных народов (индийское, черкесское, грузинское, персидское, турецкое, европейское). Для демонстрации доспехов использовались манекены людей и лошадей. Лица и руки манекенов, сделанных по распоряжению Николая I, изготавливали из воска, они раскрашивались «под натуру», а их «одежда» делалась из парусины и закреплялась гвоздями. Экспозиционный ряд дополняли портреты российских правителей.

Экспозиция Оружейной палаты апеллировала к патриотическим чувствам россиян, утверждая каждым памятником мысль «о неизменной славе и могуществе… Отечества»..

В середине XIX века, в комплексе Большого Кремлевского дворца, для Оружейной палаты было построено новое здание, а еготовская постройка была переделана в казармы для кремлевской части. А в 1959 г. бывшая Оружейная палата, наряду с несколькими другими зданиями ХVIII–ХIХ веков, была снесена для строительства Кремлевского Дворца съездов.

Музей

В собрании Оружейной палаты представлены уникальные произведениях русских златокузнецов и серебряников XII — начала XX века, коллекции западноевропейского художественного серебра XIII — XIX веков, памятники оружейного мастерства XII—XIX веков, военные награды России, роскошные драгоценные ткани, древнерусская светская и церковная одежда, парадный костюм XVIII—XX веков, государственные регалии, парадное конское убранство и редчайшая коллекция старинных экипажей XVI—XVIII столетий. В музее хранятся шапка Мономаха, Шлем — шапка ерихонская, а также множество других раритетов.

В музее представлено около четырех тысяч памятников декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока IV — начала XX века. Их высочайший художественный уровень и особая историко-культурная ценность принесли Оружейной палате Московского Кремля мировую известность.

Оружейная палата состоит из девяти залов:

Первый зал: Русские золотые и серебряные изделия XII — начала XVII веков

В первом зале представлена древнейшая часть собрания Оружейной палаты. На протяжении многих столетий эти драгоценные реликвии составляли основное ядро великокняжеской и царской казны, бережно хранились в Патриаршей ризнице и кремлевских храмах.

[показать] [показать]

Витрина 1. Произведения Византии, Сербии, Грузии.Витрина 2. Произведения русского золотого и серебряного дела XII-XV веков.

Открывают экспозицию уникальные произведения декоративно-прикладного искусства Византии IV–XV веков, которые свидетельствуют о глубоком влиянии столицы православного мира на художественное развитие искусства Древней Руси. О высоком уровне декоративно-прикладного искусства домонгольской Руси свидетельствуют памятники XII–XIII веков. Они представляют искусство Киева, Чернигова, Рязани, Суздаля, Новгорода и других городов, более древних, чем Москва.

ВИТРИНА 1. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВИЗАНТИИ, СЕРБИИ, ГРУЗИИ

[показать] [показать]

Ставротека.Византия XII в. Икона наперсная «Спас Вседержитель»

К числу наиболее ранних экспонатов музея принадлежит группа изделий IV–V вв., выполненных мастерами Боспорского царства в технике перегородчатой инкрустации и относящихся к гуннской эпохе, или эпохе Великого переселения народов.

[показать] [показать]

Икона наперсная.Византия, XII в. Икона.Византия, XI-XIV вв.

ВИТРИНА 2. ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКОГО ЗОЛОТОГО И СЕРЕБРЯНОГО ДЕЛА XII–XV ВЕКОВ

[показать] [показать]

[показать] [показать]

[показать]

Бармы.
Рязань (?), XII – начало XIII в.

[показать]

Ожереье.
Россия, Рязань (?).
Конец XII-начало XIII вв.

 

[показать]

Ковчег-мощевик с изображением архангела Михаила и святых Бориса и Глеба.

 

[показать]

Чаша.
Чернигов, XII в.
Серебро

[показать]

Крест наперсный.
XIII - начало XV вв.

ВИТРИНА 3. ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО МОСКВЫ XV ВЕКА

В конце XIV – начале XV века Москва из небольшого удельного города превращается в столицу самого могущественного княжества Северо-Восточной Руси. Для московского искусства этого времени характерно обращение к традициям эпохи национальной независимости страны – к домонгольской Руси, к ее художественному наследию. Причем московские златокузнецы нередко обращаются к тем домонгольским предметам, которые обнаруживали наибольшую близость к произведениям романского искусства.

[показать]

Корона с оклада иконы
Москва, конец XIV - начало XV в.
Золото, жемчуг, камни драгоценные.
Скань, чеканка, зернь.

[показать] [показать]

Икона.Москва, XVI в.; венцы, дробницы – XIV – начало XV в.; басменная пластина – Золотая Орда.Венец с оклада иконыРоссия, Москва.конец XIV- начало XV вв.

[показать]

Икона-складень «Спас на престоле».Россия, Москва.
Мастер: Лукиан.Серебро, жемчуг.Чернь, литье, чеканка, резьба, золочение.
[показать] [показать]

Основная часть витрин зала демонстрирует шедевры золотого и серебряного дела Москвы от его истоков в начале XV века, до периода расцвета в XVI столетии. О творческом взаимовлиянии столичного и провинциального искусства повествуют самобытные произведения Новгорода Великого. Отдельно экспонируются крышки на раки Кирилла Белозерского и царевича Дмитрия.

[показать]

Евангелие.Москва, начало XV в.Золото, драгоценные камни, жемчуг, пергамен.Чеканка, скань.

ВИТРИНА 4. ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО МОСКВЫ XV ВЕКА

В развитии московского ювелирного искусства первой трети XV века большую роль сыграли мастерские, организованные в Кремле митрополитом Фотием. Представленный в витрине золотой сканый оклад византийской иконы «Богоматерь Владимирская» – один из замечательных памятников этого времени, в котором своеобразно переплелись местные и византийские художественные традиции.

[показать] [показать]

Малый Сион.
Гальванокопия 1913 г. с сиона, выполненного в Москве в 1486 г. для Успенского собора Московского Кремля.
Медь

Большой сион.
Москва,1486 г.; нижний ярус и ажурные пластины с пророками – Западная Европа (?), XII в.
Серебро

[показать]

Кадило.
Москва,конец XV - начало XVI вв.
Серебро.

[показать]

Евангелие напрестольное.
Москва, 1499.
Серебро, бумага.
Чеканка, литье, скань, эмаль, резьба.

ВИТРИНА 5. ПРОИЗВЕДЕНИЯ МОСКОВСКИХ ЗЛАТОКУЗНЕЦОВ XVI ВЕКА

Шестнадцатый век – блестящая пора в истории московского ювелирного искусства. Московские ювелиры, сохранив лучшие традиции предшествующих эпох, достигли в этом столетии высочайшего профессионализма в различных технических приемах обработки и украшения золотых и серебряных изделий.Одним из любимых способов декорировки драгоценных предметов стала чернь.

[показать]

Ковчежец.
Мастерские Московского Кремля. 1589.
Золото, камни драгоценные, жемчуг. Чернь, чеканка, резьба, золочение.

[показать]

Панагия
Москва, середина XVI в.
Серебро, перламутр.

[показать] [показать]

Кадило в форме одноглавой церкви

Вклад царицы Ирины Годуновой в Архангельский собор Московского Кремля

[показать] [показать]

Золотое свадебное блюдо Ивана Грозного

Принадлежало царице Марии Темрюковне, подарок Ивана Грозного на свадьбу

[показать]. [показать]

Икона «Митрополит Петр с житием».Москва.Первая треть XVI в.Икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская».

ВИТРИНА 6.ПРОИЗВЕДЕНИЯ МОСКОВСКИХ ЗЛАТОКУЗНЕЦОВ XVI ВЕКА

[показать] [показать]

Евангелие Ивана Грозного

Вклад царя Ивана Грозного в Благовещенский собор Московского Кремля

Икона «Богоматерь Владимирская».Россия,XVI в.Евангелие.Мастерские Московского Кремля, 1571.

[показать] [показать]

Крест напрестольный.Мастерские Московского Кремля, 1599.Икона мерная «Иоанн Лествичник».

В XVI веке, после венчания на царство Ивана Грозного, особую пышность приобретают дворцовые церемонии и церковные службы. Для их оформления в Кремле, в «особой серебряного дела мастерской» «делают про государя… утвари» из самого драгоценного материала – золота. Их отличает изысканная простота, спокойная логика форм и изящные надписи, изображения и узоры, выполненные в технике черни, которая стала одним из самых изысканных способов украшения драгоценных изделий. Памятники этой витрины по праву относятся к подлинным шедеврам русского ювелирного искусства.

[показать] [показать]

Русские ювелирные изделия XVI в. отличаются изысканной простотой и спокойной логикой форм. Орнамент, как правило, образован из стилизованных растительных элементов, исключительно изящных по рисунку. Орнаментальные композиции имеют четкую, строго ритмичную схему с ясно выделенным основным мотивом. Нежная по колориту эмаль, бархатистая чернь, крупные неграненые драгоценные камни, создающие мягкие красочные пятна, завершают декоративное убранство этих редких по красоте вещей. В XVI столетии эмаль, как правило, использовалась в сочетании со сканым орнаментом. Так декорированы, например, великолепные произведения грозненского времени: золотой оклад Евангелия 1571 г., оклады иконы «Богоматерь Одигитрия» и мерной иконы царевича Ивана Ивановича «Иоанн Лествичник», а также напрестольный крест 1562 

[показать]

Панагия.
Мастерские Московского Кремля, середина XVI в.

ВИТРИНА 7.ИЗДЕЛИЯ НОВГОРОДСКИХ СЕРЕБРЯНИКОВ XVI–XVII ВЕКОВ

В XVI–XVII веках Новгород оставался крупным ювелирным центром, сохранявшим свой индивидуальный почерк. В XVI веке особенно широкое развитие там получила серебряная скань. Для нее характерен сердцевидный орнамент, расположенный на фоне, сплошь покрытом мелкими колечками из более тонкой нити. Так декорированы представленные в витрине напрестольный крест, оклады Евангелия и икон.

[показать]

Складень трехстворчатый с изображением Деисуса в окладе.
Оклад Россия, XVI в.
Дерево, левкас, серебро.

[показать]

Потир.
Чаша.
Россия, Новгород, начало ХVI в.
Поддон.
[показать] [показать]

Евангелие.Россия, Новгород, ХVI в.Панагия.Россия, третья четверть XVII в.Серебро, турмалин.

[показать] [показать]

Крест напрестольный.Россия, Новгород.

Витрина 8.КРЫШКИ РАК ЦАРЕВИЧА ДМИТРИЯ И КИРИЛЛА БЕЛОЗЕРСКОГО

[показать]

С 1986 года в Оружейной палате экспонируются два редких памятника первой половины XVII века с превосходной высокорельефной чеканкой: крышка раки царевича Дмитрия из Архангельского собора Московского Кремля и крышка раки Кирилла Белозерского, выполненные мастерами Серебряной палаты Московского Кремля Павлом Власьевым, Тимофеем Ивановым, Василием Коровниковым, Василием Малосольцем. Руководил работой один из лучших ювелиров того времени «жалованный мастер первой статьи» Гавриил Овдокимов, который трудился в Серебряной палате Московского Кремля 40 лет (1630–1670). Чеканные изображения Кирилла Белозерского и царевича Дмитрия в рост необыкновенно выразительны и передают их индивидуальность, как в одежде, так и в чертах лица.

[показать]

[показать] [показать]

Подобных памятников декоративно-прикладного искусства сохранилось в России только три: два в Оружейной палате и один в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург) – крышка раки Александра Свирского – вклад царя Михаила Федоровича в Александро-Свирский монастырь, расположенный близ города Олонец, откуда в 1923 году она поступила в Русский музей. Специалисты предполагают, что рака Александра Свирского могла быть выполнена той же группой мастеров-серебряников с Гаврилой Овдокимовым во главе.

[показать]

http://www.armoryhall.ru/

Вельтман А. Ф. Московская Оружейная Палата. — Типография Бахметева. 1860. Столбцы бывшаго Архива Оружейной палаты / Описал А. Успенский. М., 1912.

Оружейная палата / Авторский коллектив. — М., Моск. рабочий,1964. 344 с., ил. Ульянов О. Г. Институт оружейничих и развитие московской оружейной школы в XVI веке // Война и оружие: Новые исследования и материалы. Научно-практическая конференция 12-14 мая 2010 г. СПб., 2010. Ч. II. С. 351—365

Цветков С. Н. Вывоз из Москвы государственных сокровищ в 1812 году. — М., 1912. — 14 с. Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади // Памятники архитектуры Москвы. — М.: Искусство, 1983. — С. 345. — 504 с.

Серия сообщений "Искусство России":
Часть 1 - Красота русского серебра
Часть 2 - Всемирное наследие ЮНЕСКО:Архитектурный ансамбль Кижского погоста.Часть 1.
...
Часть 9 - Русское зодчество.Теремок во Флёнове
Часть 10 - Международный салон кукол 2016 г.
Часть 11 - Московский Кремль. Часть 5. Оружейная палата.Зал 1 .
Часть 12 - Витражное искусство России
Часть 13 - «Тайна бриллиантовой коллекции Ирины Бугримовой»
...
Часть 45 - Русская зима... Художник Молчанов Олег Иванович.
Часть 46 - Морозная зима... Художник Молчанов Олег Иванович.
Часть 47 - Музеи Московского Кремля. РУССКИЕ ЗОЛОТЫЕ И СЕРЕБРЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Московский Кремль. Оружейная палата. Зал 1 | Лыскова_Валентина - Дневник Лыскова_Валентина | Лента друзей Лыскова_Валентина / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»