Это цитата сообщения
Alexandra-Victoria Оригинальное сообщениеКрещенский сочельник и Богоявление Господне - Крещение.
[показать]
[показать]
Икона Богоявление Господне - Крещение 19 века в Елоховском Богоявленском храме.
18 января, в канун Крещения Господня, мы отмечаем Крещенский сочельник. Традиции и обряды этого праздника уходят корнями в глубокую древность.
Крещенский сочельник 2016 года выпадает на понедельник.
Сочельник - значение слова
Название "сочельник" (или сочевник) происходит от названия ритуального блюда этого вечера – сочива или кутьи, т.е. размоченных пшеничных зерен с сухофруктами и медом. Другая версия - так у славян назывался круглый пирог из пресного теста.
Крещенский сочельник завершает рождественские святки
[показать]
Константин Маковский. Святочные гадания.
Праздник Крещения завершал святки, которые по народному поверью были периодом "без креста", ведь недавно родившийся Иисус Христос еще не был крещен.
Также заканчивались "страшные вечера", во время которых потусторонние силы отличались особой свободой и разгулом в мире людей.
Считалось, что в Крещенский сочельник потусторонняя сила особенно опасна, т.к. это последняя ночь перед предстоящим водосвятием. Поэтому многие крещенские традиции и обряды проводились с целью очиститься от нечистой силы и запереть границы между живыми и мертвыми.
Приготовление к празднику: что нужно делать в сочельник
К празднику Крещения люди тщательно готовились и старались убираться в сочельник. В домах наводили порядок, полы мыли и подметали, считалось, что в соре могли прятаться черти.
Также все места, в которых могла притаиться нечистая сила - углы, двери, окна, печь, погреб, хозпостройки и ворота - окуривали ладанным дымом, рисовали мелом кресты и кропили святой водой.
В течение всего дня в Крещенский сочельник, вплоть до первой звезды, православные соблюдали строгий пост, а также стояли в церкви на молитве.
[показать]
Вечером 18 января проводилась церковная служба в сочельник, по окончании которой положено нв Крещение Господне святить воду. Таким образом совершался торжественный ритуал великого водосвятия в память о крещении Христа на реке Иордан. Кстати, слово "крещу" в переводе с греческого языка означает "погружаю в воду".
[показать]
Кустодиев Борис Михайлович - Зима. Крещенское Водосвятие. 1921
В Крещение Господне святая вода имеет наибольшее символическое значение. Водой производят омовение во имя Отца, Сына и Святого Духа, очищают человека от грехов, избавляют от недугов. А после возвращения со службы верующие также совершали очистительные обряды дома: освященную воду давали пить всем членам семьи, нею окропляли жилье и домашних животных.
Блюда в Крещенский сочельник: праздничный ужин
[показать]
Когда на небе загоралась первая звезда, православные верующие с молитвой садились за праздничный стол. Ужин в Крещенский сочельник имел название "голодная кутья", т.к. состоял из постных блюд.
Что едят в сочельник? Трапеза Крещенского вечера обязательно включала кутью и узвар, с которых начинался ужин, а также сдобную выпечку, блины, вареники, рыбу, каши, овощи.
После ужина в Крещенский сочельник было принято складывать все ложки в одну миску и накрывать ее хлебом, чтобы год был урожайным на хлеб.
[показать]
Традиции, обряды и чудеса Крещенской ночи
По народному поверью, в ночь на Крещение, в тот момент, когда Христос входит в воду, происходит чудо отверзания небес. Знаковым является волнение воды в какой-нибудь емкости. И если в эту минуту выйти на улицу, можно увидеть "разверстые небеса".
Крещенский сочельник был последним сроком святочных гаданий. Молодежь в эту ночь проводила последние святочные посиделки с гаданиями, играми и песнями.
Также люди верили, что в ночь на Крещение у домашних животных появляется способность говорить человеческим языком, поэтому в Крещенский сочельник крестьяне прислушивались к скотине, чтобы узнать свое будущее.
Богоявление или Крещение Господне 6 (19) января
[показать]
Икона Крещение Господне. 15 век, школа Андрея Рублева
[показать]
Под небом Палестины
Среди песков и скал
В извилистой долине
Тёк Иордан.
Вдоль берега- деревья,
Селенья, города.
Чуть далее- пустыня,
Безводная земля.
В пустыне жил Предтеча-
Креститель Иоанн.
Учил он жизни праведной
Окрестных поселян.
Он потому Предтеча был,
Что шел перед Христом.
Христу готовил путь он,
Был Дух Святой на нем.
«Покайтесь и креститесь
В знак покаянья, Вы,-
Так говорил Креститель,
Беседуя с людьми,-
Крещу я Вас водою,
Смывая с вас грехи.
За мной идёт Мессия-
Спаситель душ людских.
Крестить Он будет Духом
Святым, от Бога данным»
И многие крестились,
Покаясь, в Иордане.
Шли к Иоанну отовсюду люди.
Однажды, у реки, под вечер
Собралось много их креститься
И слушать проповедь Предтечи.
Чуть, чьи-то тихие шаги...
Прервалась проповедь пророка.
С холма спустился Иисус,
Креститься шел по воле Бога.
«Ты - Агнец Божий, без греха.
Я не могу тебя крестить,-
Так говорил пророк,- Ведь я
Креститься должен у Тебя».
|
|
«Исполнить правду Божию
С тобою мы должны,-
Так отвечал ему Иисус,-
Меня, ты окрести».
В поток речной Христос вошел,
И при Крещении Его
Открылось небо. Дух Святой,
Как голубь, на Него сошел.
И слышен Голос был с небес:
«Он - Сын Мой...» Миру Бог Отец
Святую Троицу явил,
Реки Он воды - освятил.
Богоявленьем назван День
Крещенья Господа Христа.
Чиста крещенская вода,
Нам освящает жизнь она.
В России в это время года
Стоят крещенские морозы.
На реках толстый лед лежит,
Под солнцем северным блестит.
А накануне Дня Святого
Во льду том прорубь прорубают
«Крестом». В нем воду освящают
И Иорданью называют.
В Крещенье в Иордани может,
Кто хочет, или окунуться,
Или Воды набрать Святой
И принести ее домой.
И в церквях сию воду освящают.
Крещенская Вода- целебна,
Свята и Богоявленна,
Жилища ею окропляют.
Святой водой священник крестит,
Нисходит Дух Святой с небес.
Крещеные- мы члены Церкви,
Нас всех роднит нательный крест.
Он от несчастий охраняет,
Христос в нем с нами пребывает,
С ним крестным мы идем путем,
По жизни крест мы свой несём.
|
Ариадна Лещинская, прихожанка Январь 2003г.
[показать]
«Богоявление Господне» («Крещение Господне»), Россия, II половина XIX. (аукцион)
Некогда Богоявление или Крещение Господне праздновалось вместе с Рождеством, поскольку названия обоих праздников по смыслу совпадают. В Рождество Сын Божий сходит на землю, рождается как человек. В Крещение являются Первое и Третье Лица Святой Троицы: сразу после того как Иоанн Креститель крестил в реке Иордан Иисуса, он услышал глас Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный" и увидел сходящего на Него Духа Святого в видимом образе голубя. В сочельник - канун праздника и в самый его день - совершается великое освящение воды, которая, согласно представлениям верующих, становится нетленной, то есть долго не портится, даже если ее держать в закрытой посуде. Именно 19 января, по словам одной из церковных стихир, "освящается всех вод естество", поэтому не только вода в церкви, но и все воды приобретают первозданное свойство нетления. Считается, что даже вода из-под крана в этот день становится "крещенской", Великой Агиасмой - Святыней, как называется она Церковью.
[показать]
Джотто ди Бондоне (1267 - 1337). Крещение Господне
Христиане начали праздновать Крещение Господне еще в апостольские времена. Сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского от II века о ночном бдении, совершаемом перед этим праздником. Начиная с III века, Григорий Чудотворец, мученик Ипполит и все великие Отцы Церкви проводили в день праздника особые беседы с паствой, в которых разъясняли его смысл.
[показать]
Verocchi
Место крещения на реке Иордан является священным местом для верующих христиан и одним из обязательных мест, посещаемых паломниками. Оно каждый год становится традиционным центром проведения торжественного богослужения. Подобные празднования проходят в Иордании ежегодно с 2000 года, когда после завершения археологических раскопок и визита Иоанна Павла II Ватиканом было признано, что именно здесь состоялось крещение Христа Иоанном Крестителем. Во время таинства освящения воды священнослужители приносят деревянный крест к берегу реки Иордан, чтобы затем три раза погрузить его в воду, словно воспроизводя момент крещения Христа в этом месте Иоанном Крестителем.
[показать]
Алтарь Крещение Христа. 1502-1508. Муниципальная художественная галерея. Брюгге
Наибольшее внимание во всех образах Богоявления привлекают фигуры Спасителя и св. Иоанна Предтечи, который возлагает десницу на главу Христа. В гимнографии праздника, как и в иконах, акцентируется тема принятия Господом Крещения от Своего раба: «како возложит раб руку на Владыку» - поется в тропаре на водоосвящении. Поза Христа бывает различна. В ранних памятниках Его фигура часто представала строго фронтально, в дальнейшем наиболее популярными становятся изображения в легком развороте и движении, как будто Христос делает шаг. Это напрямую связано с евангельским текстом, где говорится, что, крестившись, Иисус «взыде абие (то есть тотчас, немедленно) от воды» (Мф. 3, 16).
[показать]
Андреа дель Сарто (1486-1530)
[показать]
Двустороняя икона-таблетка, конец XV-начало XVI века, Новгородский музей
[показать]
Деталь Васильевских врат., 1336 г., техника золотой наводки на меди
[показать]
Икона XIV века, Национальный музей Белграда
[показать]
Икона XVIII века, деревня Селезениха, Тверская губерния
[показать]
Икона мастера Михаила, начало XVII в., Государственный Русский Музей
[показать]
Икона середины XV века, Государственный Русский музей
[показать]
Икона, Греция, XVII в.
[показать]
Конец XIX века, частное собрание
[показать]
Мозаика кафоликона Дафни, конец XI века
[показать]
Первая половина XVI в., Псковский музей-заповедник
[показать]
Псков, середина XIV века, Эрмитаж
[показать]
Роспись ц.Спаса на Нередице, 1198 г., Новгород (утрачена)
Сегодня православный праздник Крещение Господне.
Всех православных друзей поздравляю с Праздником.
Ангела Хранителя Вам!
[показать]
[показать]
