Скоро в православном сегменте кинозрителей снова возобновяться споры о возможности или невозможности демонстрации насилия на экране. Вернее о степени оправданности этой демонстрации. Видимо это будет связано с выходом
нового фильма "Новая земля", который православные эксперты уже успели просмотреть на специальном показе и даже слегка обсудить. Судя по
первым отзывам фильм явно изобилуют сценами всевозможных убийств и прочих брутальных изощренностей, но тем не менее многие делают вывод о том, что кино полезное, явно "не для всех" и смотреть его тем не менее надо.
Последнее утверждение видится мне важным. Дискуссия еще будет продолжаться, но заявления о том, что фильмы "не для всех" могут оказаться полезными и настраивающими на серьезные размышления, выводят разговор о степени воздействия одного из важнейших искусств на правильный уровень. Кино, как искусство, призвано заставлять человеческий мозг пробуждаться от спячки. И способы для этого пробуждения не всегда могут казаться красивыми, но задача художника заключается не только в том, чтобы создавать картинки мнимой благости.
Собственно, настоящее искусство всегда работает на опережение, оно призывает нас к тому, чтобы посредством эмоционального и художественного воздействия заставить человека измениться, перестать совершать ошибки, заново осмыслить свое место в этой жизни. Кино в этом плане одно из самых действенных искусств и поэтому одно из самых важных. И здесь парадокс - брутальность на экране чаще всего борется с брутальностью в жизни, ужасы "Охотника на оленей", "Апокалипсиса сегодня", "Иди и смотри", "Апокалипто" были вовсе не для того, чтобы утверждать этот ужас в реальной жизни. Жесткий, а порой и жестокий киноязык авторов предупреждает жестокость в нашей повседневности. К сожалению, человека очень часто нужно ткнуть лицом в безобразия, для того, чтобы эти безобразия больше никогда не повторялись. Порой это ужасно, но чаще всего неизбежно, а поэтому весьма педагогично.
Поэтому не нужно, конечно, настаивать на необходимости просмотра Квентина Тарантино, Оливера Стоуна, Алексея Балабанова, Чхан Ук Пака, но если вы когда-нибудь рискнете знакомиться с их творчеством, постарайтесь понять, что брутальность в их фильмах - это только особенность кинопочерка, а вовсе не сверхзадача.
з.ы. сабж - это
прошлогодний фильм Брайана Де Пальма о зверствах американских солдат в Ираке. Там тоже все очень и очень, но явно ради того, чтобы этого
никогда не было