Это цитата сообщения
Парашутов Оригинальное сообщениеПРАЗДНИКИ И ТРАДИЦИИ (ЧАСТЬ 70 - ИСТОКИ ДНЯ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА В ДРЕВНЕМ РИМЕ?)
На самом деле, День святого Валентина или День всех влюблённых — какой-то странный праздник, просто повод еще раз (или впервые) признаться в любви близкому человеку. Получил праздник название в честь двух раннехристианских мучеников с именем Валентин — Валентина Интерамнского и Валентина Римского. Тоже странно, что в честь двух, хотя легенды об их жизни в чем-то похожи. Но еще в 1969 году имя святого Валентина и день его памяти были удалены Римско-католической церковью в ходе преобразований календаря святых по причине того, что о данных мучениках нет никаких достоверных сведений, кроме личного имени и предания об усекновении головы мечом. Впрочем, надо отметить, что еще в XVII веке историк Тиллемон во Франции, а в XVIII веке англичане Батлер и Дус выдвинули версии, что праздник 14 февраля имеет языческие корни, и связан он не с именем Валентина, а с празднованием древнеримских Луперкалий. Вот о них и поговорим, не зря же есть такая поговорка: «Все мы немного язычники» (да простят меня верующие!).
Луперкалии (Lupercalia) - праздник плодородия в честь богини «лихорадочной» любви Юны Фебруаты (Juno Februata) и покровителя стад, бога Фавна (а Луперк - одно из его прозвищ). Отмечался он ежегодно как раз 15 февраля. В Риме праздник проводился у места, где, опять же по легенде, волчица выкормила основателей Рима - Ромула и Рема. Да и название самого праздника происходит от латинского слова lupa - «волчица».
[показать]
Римская волчица.
[показать]
Peter Paul Rubens (Flemish, 1577-1640) Romulus and Remus with the Wolf. 1616 г. Capitol Pinakothek
[показать]
Charles de la Fosse (French, 1636-1716) Romulus and Remus.
[показать]
Nicolas Vleughels (French, 1688-1737) Faustulus Saving Romulus and Remus. Musée des Beaux Arts - Valenciennes
[показать]
Jacques Laurent Agasse (Swiss, 1767-1849) Romulus, Remus and their Nursemaid 1805 Musee d'Art et d'Histoire, Geneva
Во время праздника по традиции приносились в жертву животные, потом из их шкур изготавливались бичи. После обширных возлияний в честь богов, волчицы, основателей города (да, мало ли, за что еще поднимали кубки собравшиеся?!), молодые юноши раздевались, брали эти бичи и нагими бежали по городу, ударяя бичом встретившихся на пути женщин. А те охотно подставляли себя, считая, что эти удары дадут им плодовитость и лёгкие роды.
[показать]
Domenico Beccafumi (Italian, 1486-1551) Feast of Lupercalia. 1519 г. Museo di Casa Martelli, Firenze
[показать]
Circle of Adam Elsheimer (German, 1578-1610) The Lupercalian Festival in Rome.
[показать]
Старинная гравюра "Луперкалия".
[показать]
Author Unknown Holiday of Lupercalia.
[показать]
Illustration of Teddy Pavon
[показать]
Illustration of Teddy Pavon
[показать]
Ancient Roman fertility rite Lupercalia (Древнеримский обряд плодородия Луперкалия).
[показать]
Conrad Dressler (English, 1856-1940) Lupercalia. 1907 г.
[показать]
Author Unknown Illustration from American Magazine "The Roman Festival of Lupercalia"
В этом ритуале принимали участие даже члены знатных семейств, есть свидетельства, что и Марк Антоний бегал свое время голым по Риму. Впрочем, он был в то время консулом и навряд ли раздевался догола, уподобляясь простому люду. Но с Марком Антонием и Юлием Цезарем как раз связывают эпизод, произошедший во время Луперкалии в 44 году до н.э. Прибежав на Форум, консул хотел вручить Цезарю, сидящему на трибуне на золотом троне, диадему с венком из лавровых листьев, привязанных вокруг нее, но Цезарь оттолкнул диадему, чем вызвал бурю аплодисментов народа. После чего поднялся со своего места и приказал доставить венок в Капитолий. Не очень понял, почему оттолкнул венок, может, в демократию решил поиграть?! Этот эпизод и запечатлен на двух гравюрах, помещенных ниже.
[показать]
Christian Bernhard Rode (German, 1725-1797) The Ceremonies of Lupercalia. Marc Antony is reaching to place a crown on the head of Julius Caesar. 1776 г.
[показать]
Author Unknown Caesar Refuses the Diadem of kingship offered by Marc Antony. 1894 г. Illustration from "History of the World" by John Clark Ridpath
В конце торжеств раздевались и женщины, и Луперкалия плавно перетекала в сексуальную «вакханалию». Историки пишут, что празднества заканчивались проведением так называемой лотереи. Незамужние девушки писали записки со своими именами, бросали их в урны, а затем эти записки из урн по очереди доставали мужчины и громко называли имя девушки. Та, чьё имя вытащил мужчина, становилась его любовницей на целый год, до следующей Луперкалии. О, как!
[показать]
Thomas Couture (French, 1815-1879) Les Romains de la Décadence. 1847 г. Musée d'Orsay, Paris
Эта традиция, в более благородном виде, сохранилась в течение многих веков, когда о Луперкалиях уже давным-давно забыли и чтили уже святого Валентина. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в начале XX века описывал подобный ритуал, который обычно проводился в "Валентинов день". Вот что писал словарь: «Накануне дня, посвящённого святому Валентину, собирались молодые люди и клали в урну соответственное их числу количество билетиков, с обозначенными на них именами молодых девушек, потом каждый вынимал один такой билетик. Девушка, имя которой доставалось, таким образом, молодому человеку, становилась на предстоящий год его «Валентиной», также как и он её «Валентином», что влекло за собой между молодыми людьми на целый год отношения вроде тех, какие, по описаниям средневековых романов, существовали между рыцарем и его «дамой сердца»».
Что касается самих древнеримских празднеств, то в 494 году Папа Геласий I запретил Луперкалии, но праздники проводились ещё долгое время. Потом, все же церковь заменила языческие мотивы, на легенду о святом Валентине, покровителе влюбленных, и традиция праздновать этот день сохранилась до сих пор. Причем праздник отмечают все – от школьников, до семейных пар-юбиляров. При том, что ныне и представители православной церкви и некоторые молодёжные объединения негативно относятся к празднику, считая его чуждым для русской культуры и видя в нём, как всегда, «плохое влияние Запада». Некоторые претензии нашей церкви и моралистов можно понять. Во-первых, в православной церкви Валентины остались святыми, но День памяти пресвитера Валентина Римского празднуется 19 июля, а святого Валентина из Интерамны - 12 августа. А во-вторых, как альтернативу дню святого Валентина в 2008 году Совет Федерации ввел новый праздник - «День семьи, любви и верности» в честь православных покровителей семьи и брака святых Пётра и Февронии, и призывает отмечать и праздновать именно этот день, а не "буржуазный день Валентина".
Надо сказать, что в Европе день святого Валентина имеет и свои национальные традиции, которые начали формироваться в XIX веке. В Великобритании, например, в этот день, кроме отправления валентинок, девушки гадали на суженого глядя в окно. В Дании принято дарить любимым засушенные белые цветы, а во Франции – драгоценности. В США, где впервые День святого Валентина отметили в 1777 году, любимым старались подарить дорогостоящие марципаны. И в Японии, где праздник стал отмечаться только с 1930-х годов, принято дарить сладкие подарки, в основном – шоколад. Замечу, что в современную Россию праздник «добрался» только во времена «гласности и перестройки», он стал активно отмечаться только в 1990-х годах.