Ещё один мяв моего учёного котлеги:
http://botinok.co.il/node/99192
Точнее, про бело-зелёный. Компании «Афиким», которая работает в Самарии и соседних с ней районах.
Для тех, кто не из наших краёв, необходимо несколько вводных сведений.
Город Ариэль, где я живу, находится в центре географического района Самария. Это часть территории, отбитой в 1967 году Израилем у Иордании, незаконно оккупировавшей её с 1948 года. При иорданцах там была их провинция «Западный берег Иордана» (вся остальная Иордания на восточном берегу). Некоторые люди говорят про эту территорию «оккупированная»; я и те, кто согласны со мной, предпочитаем называть её освобождённой; в прессе принят нейтральный термин «территории».
Евреи живут на «территориях» в городах и посёлках, в которых действуют израильские законы. Арабы живут в своих городах и деревнях, где действуют законы Палестинской автономии. У них есть свои документы, как правило, в зелёной обложке.
Вход и въезд граждан автономии в еврейские посёлки или на территорию «старого Израиля» (внутрь так называемой «зелёной черты») – с разрешения. Порядок его получения напоминает порядок выдачи въездных виз иностранцам.
Разрешение выдаётся отделами безопасности посёлков или центральной гражданской администрацией тем арабам, которым есть что делать на еврейской территории (работать или лечиться), если про них ничего плохого не известно.
Евреям на территории арабских деревень, как правило, лучше не появляться. Но это уже совсем другая тема.
Ариэль находится рядом с шоссе №5 – Транссамарийским. По нему ездят в Петах-Тикву, Рамат-Ган и Тель-Авив, где многие наши горожане работают. Рядом с Ариэлем находятся два очень больших арабских посёлка: Сальфит и Кифл-Харес. У дороги, ведущей в Тель-Авив – ещё две больших деревни. К востоку от Ариэля ещё три.
Много лет действовало правило, что арабам – гражданам автономии нельзя ездить в еврейском транспорте, и наоборот – по понятным причинам. В автобусах оно всегда строго выполнялось. В маршрутках, бывало, нарушалось – я сам видел. После безобразий 2000 года нарушать перестали.
Примерно в 2011 году, в рамках мер по налаживанию нормальной жизни наших арабских соседей, было выдано много разрешений на работу в пределах «зелёной черты». Встал вопрос, как им ездить на работу и обратно.
Закон не обязывает нанимателей оплачивать им стоимость проезда или организовывать подвозку. Остались автобусы – в нашем районе компании «Афиким», в других местах – других компаний.
Тут как раз какие-то доброхоты подали иск в БАГАЦ – высший суд справедливости. Требовали отменить запрет арабам с «территорий» ездить в израильских автобусах. Суд удовлетворил иск. Постановил, что поскольку извоз – вид коммерческой деятельности, то на транспортные средства распространяется тот же закон, что на магазины и т.п.: нельзя отказать в продаже товара никому, кто хочет купить, как бы он не был тебе неприятен.
Во исполнение приговора министерство транспорта выпустило инструкцию. И арабы стали ездить в автобусах, везущих в Ариэль.
Я тогда написал про это вот тут:
Леонид_Гроервейдл●●Кое-что_о_наших_соседях●Часть_30
Как они ездят по утрам, когда надо проходить через КПП, я и сейчас не знаю. Наверное, на своих автобусах и маршрутках. КПП «Эяль» находится около Кфар-Сабы, километрах в 15 к северу от КПП «Оранит», где Транссамарийская дорога пересекает «зелёную черту». Как они оттуда доезжают до своей работы в Тель-Авиве и Петах–Тикве? На тамошних израильских автобусах и маршрутках, как ещё…
А назад, не будь дурные, едут на автобусах номер 86, 186, 286. Не делая крюк до КПП, откуда ещё и не на чем ехать домой.
Жители Ариэля обнаружили это явление и испугались. Одновременно они ощутили другую часть проблемы. Провозная способность маршрутов компании была рассчитана на жителей Ариэля и других населённых пунктов по пути следования. С арабами пассажиров стало больше вдвое, потом втрое и т.д.
Набивать автобус людьми до состояния сельдяной бочки запрещено инструкцией министерства транспорта. Не более 10 стоячих пассажиров на автобус. Иначе водителя оштрафуют.
Автобус, выезжающий с центральной автостанции Тель-Авива, наполнялся в часы пик через три-четыре остановки. В менее напряжённое время – чуть дальше.
Все, кто ждал на остановках «ниже по течению», стояли после работы по два-три часа, поминая незлым тихим словом проезжающие мимо автобусы, компанию «Афиким» и … мэра Ариэля. Большинство людей не знало про чудеса с БАГАЦем и трудности в организации перевозок, а искало, на кого бы спустить собаку за такое издевательство.
А трудности есть. Автобусное сообщение на самом деле – вовсе не то, что торговля в магазине. Купец, которому не хватает товара, закажет сколько надо. А количество автобусов на маршруте согласовано с министерством транспорта. Это не бюрократия: автобусные билеты субсидированы. Денег на субсидии определённое количество, их не добавят по первому требованию.
То есть добиваться разрешения на добавку подвижного состава надо было не столько в министерстве транспорта, сколько в министерстве финансов. Которое тоже деньги не само делает. Депутат кнессета ариэлец Алекс Миллер держал зубами за горло министра транспорта. Автобусов добавляли в год по чайной ложке, а разрешений арабам на работу в Большом Тель-Авиве – десятками тысяч в год.
При этом постоянно всякие досужие и не очень люди приплетали к этому вопросу проблему безопасности. Да, среди тысяч нормальных работяг вполне может оказаться террорист, который кого-нибудь убьёт, не дай Бог. От мэра Ариэля, автобусной компании и военных властей Самарии требовали не пускать арабов в автобусы, загонять их на обратном пути на КПП «Эяль» и тому подобное.
Один водитель на ранней стадии процесса попробовал не пускать. Его сфотографировали в Рамат-Гане, в компанию пришла бумага. Водителя лишили премии и уволили. Больше энтузиотов не было.
Попробовали проверять арабов, едущих домой. Выловили некоторое число не имевших разрешения на работу, проникших утром внутрь «зелёной черты» незаконно. Остальные продолжили ездить.
Что могут хотеть полиция и пограничники от араба, возвращающегося вечером с работы к себе домой? Туда он попал законно (вот разрешение), на автобус сел законно – никто не запрещал. Сидит тихо, никого не трогает, через двадцать минут сойдёт.
Один раз, под давлением особо активных жителей Ариэля, попробовали ссадить на КПП «Оранит» всех арабов. Высадили полсотни из одного автобуса, полсотни из другого… Через десять минут минут около КПП стояла толпа усталых, голодных и злых арабов. На КПП – человек двадцать сторожей и немного полицейских, помогающих им проверять транспорт, едущий из Самарии «вниз». Кто будет пасти арабов, стоящих у дороги?
И куда их дальше? На КПП «Эяль»? На чём? Отсюда туда нет никакого транспорта; надо вызывать полицейские или военные машины. Откуда? Лишних нет!
Держать их тут до утра? Отправить обратно? Так у них разрешение на пребывание в пределах «зелёной черты» ограничено определённым часом. Так что главный даже не вопрос «по какому праву и за что», а вопрос «за каким чёртом?». Создали проблему на ровном месте, нэ мала баба клопоту…
Ведь все пассажиры, которым не хватило места в автобусах, стоят и ждут далеко позади. Здесь освободившиеся места уже никому не нужны.
Разрешили арабам перейти пешком «зелёную черту», они вызвали арабские маршрутки и разъехались. Ну, нанесли им материальный ущерб в размере цены проезда. Это ли было целью – подогреть обстановку, ухудшить отношения, которые государство стремится улучшить? Больше такой чепухи не делали.
Тем временем добавили автобусов на линию. Попробовали организовать отдельный маршрут для арабов – 486. Им ведь никому в Ариэль не надо, им надо к себе домой. Сойдя с автобуса на перекрёстке Ариэль, они идут пешком в свои посёлки (иногда довольно далеко) или едут дальше на арабских маршрутках, тратя дополнительные деньги.
Экспресс до перекрёстка Тапуах отвлёк часть арабских пассажиров, но вызвал совершенно дикие нападки в прессе с обвинениями в апартеиде. А компания «Эгед», имевшая те же проблемы на маршрутах из Тель-Авива до Кфар-Сабы, была вынуждена ликвидировать аналогичный маршрут – заели.
Постепенно острота проблемы несколько снизилась. Автобусов больше. Арабы наладились работать «вахтовым методом»: в течении недели живут на своих рабочих местах (в основном, на стройках), возвращаясь домой только в четверг вечером. Что, в общем, тоже ни в какие ворота не лезет, совершенно незаконно, но делу помогло.
Но в четверг вечером на остановках всё тот же затор. И арабы там стоят – те, кто работает дальше от центральной автостанции. Они тоже ждут часами.
А у нас в Ариэле снова набирает силу волна недовольства. В автобусе перед въездом в город, когда сошли все арабы, остаётся человек пятнадцать. У кого шило кое-где – фотографируют пустой салон. Стихийно разгораются дискуссии по поводу этого ненормального явления.
И вот – новость истекшей недели. Министр обороны Моше Аялон не то уже приказал, не то собирается приказать, чтобы арабские рабочие возвращались вечером домой через тот же КПП, через который въехали утром.
Сразу помянули в СМИ юридического советника правительства, БАГАЦ и прочих доброхотов, которые ждут этот приказ в ближайшей подворотне с ножами и кастетами. А я подумал, каким образом почтенный министр собирается технически обеспечить выполнение своего приказа.
Полномочия гражданской администрации Иудеи и Самарии, подчинённой командиру центрального военного округа, не действуют внутри «зелёной черты». В Тель-Авиве и Рамат-Гане никто не станет следить, чтобы арабы не садились в автобусы. Да и некому там. Пустить по улицам военные патрули? Вряд ли хватит солдат, если это вообще можно.
Скорее всего, ничего не выйдет из этой затеи. Только будет нанесён ущерб авторитету уважаемого человека, и снижены его шансы когда-нибудь стать премьер-министром.
По радио прозвучало и имя автора идеи, подсунутой министру обороны. Хазан его фамилия. Возможно, кто-нибудь помнит, что был такой депутат кнессета Йехиэль Хазан. Имел какие-то дела в Ариэле. Пару раз выставлял свою кандидатуру на пост мэра (не прошёл). Один раз попал в кнессет от «Ликуда», попался на голосовании чужой кнопкой и больше не баллотировался. Открыл ресторанчик в торговом центре, который впоследствии продал и занялся ещё чем-то похожим. Как раз по нему дело.
Сейчас на политическую арену вступает его сын. Это – его дебют. Достал министра от своей партии и накрутил позаботиться о жителях Ариэля. С этим можно будет баллотироваться в горсовет, а может быть – чем чёрт не шутит – и на должность мэра. Я желаю успеха молодому Хазану, но где-нибудь в другом месте. Заранее предупреждаю, чтобы на мой голос он не рассчитывал.
В принципе, решением проблемы была бы выдача разрешений на въезд в Тель-Авив и Петах-Тикву некоторому количеству автобусов и маршрутных такси арабских компаний. Они берут за проезд дешевле и везут прямо в арабские деревни, до дому.
Где работают десятки тысяч арабов, там ещё сотня-другая ничего не меняет. Ну, проверят их по пути туда и обратно, чтобы не возили чего-нибудь не того.
До этого пока никто не додумался. Или боятся впечатления, которое произведут арабские номера на улицах? Так в девяностые годы это было нормальным явлением. Мы же собираемся жить с ними в мире, разве не так? А мир – это не бумажки, подписанные на лужайке тремя бездельниками, а нормальная жизнь и совместная работа простых людей.
[344x183]